На набережной Исети в Екатеринбурге появился масштабный арт-объект «На берегу этой тихой реки» — 600‑метровый мурал, созданный уфимским художником Мансуром Зияевым в рамках фестиваля уличного искусства «Стенограффия». Работа, на создание которой ушел месяц, представляет собой художественную панораму истории Екатеринбурга-Свердловска, собранную из архивных фотографий и вдохновленную творчеством группы Nautilus Pompilius. Об этом сообщили организаторы фестиваля «Стенограффия».
В основе мурала лежат художественно осмысленные Мансуром Зияевым архивные фото Екатеринбурга, связанные с водой. Они представляют единую панораму, собранную в формате коллажа. В работе объединены фотографии из архива Бюро технической инвентаризации «Свердловск 1930‑е», личные находки автора, а также отсылки к кадрам известных екатеринбургских фотографов.
Композиция мурала построена как путешествие во времени.

«Принцип формирования сюжета мурала исходил из запроса „город и природа“. Также я опирался на среду: на месте есть Царский мост, и я понял, что городской сюжет будет ближе к этой сложной архитектурной форме. В начале мурала сюжеты о природе, речке, воде. А в центре — плавный переход через деревню, коров, панораму города, деревянные частные дома в среду старого Свердловска. Если смотреть слева направо, то будет читаться мотив перехода от природы к городу», — объясняет Мансур Зияев.

Художник использовал редкие кадры из архивов, включая фотографии Тарасовской набережной 1880‑х годов Вениамина Метенкова, снимки рыбаков на Исети 1980‑х Леонида Борцова, а также панорамы города начала XX века.
Особое место в работе заняли узнаваемые архитектурные символы Екатеринбурга: дом Ипатьева, водонапорная башня на Плотинке и Дом Севастьянова. Одним из самых необычных элементов стали венецианские лодки. «Когда я изучал историю реки и города, то оказалось, что эти венецианские лодочки были уникальной фишкой Екатеринбурга. Не знаю, насколько это правда или нет, но на сайтах, где я искал и что находил, упоминались эти лодочки с такими балясинами. Мне понравилась фишка с узнаваемой формой, и я включил ее в работу», — отмечает художник.

Название арт-объекта связано с песней Nautilus Pompilius «На берегу безымянной реки», которая, по признанию автора, стала важным источником вдохновения. Художник, продумывая эскиз, часто обращался к этой песне и творчеству уральской группы в целом, что во многом помогало погрузиться в изображаемую историю. Мелодия нашла отражение и в самом мурале: в первой половине панорамы вид на деревянный дом у края леса отсылает к словам песни.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге команда фестиваля «Стенограффия» восстановила мурал в переходе у Театра юного зрителя.
Олеся Балакина