За одной сменой следовала другая: свердловские локомотивные депо в годы войны обеспечивали бесперебойную работу железнодорожной и путевой техники

Сервисные локомотивные депо Свердловской области выполняли в годы войны важные задачи

С началом Великой Отечественной войны объем железнодорожных перевозок резко возрос: на фронт шли эшелоны с войсками и военными грузами, на восток — с эвакуированными предприятиями и населением. На сервисные локомотивные депо Свердловской области легла непростая задача по ремонту железнодорожной и путевой техники, воинским и эвакуационным перевозкам, доставке грузов для предприятий Урала и Сибири, а также выполнения заказов оборонной промышленности.

Депо «Свердловск» и «Артёмовский»

В декабре 1941 года в депо «Свердловск» завершено строительство нового цеха подъемочного ремонта паровозов, мастерских, душевых, гардеробных, котельной. Взамен ушедших на фронт рабочих на локомотивы и в ремонтные цеха пришли женщины и подростки — члены семей железнодорожников.

Работники сервисного локомотивного депо «Артёмовский», созданного еще в 1915 году, в условиях военного времени совершали настоящие подвиги. В 1942 году коллектив промывочного цеха паровозного депо за одну смену отремонтировал два паровоза, механический цех паровозного депо выполнил план на 270%, котельный цех на 241%. Николай Никандрович Бурдин (первый из егоршинцев, удостоенный проф. награды «Почетному железнодорожнику»), Павел Федорович Ашихмин, Афанасий Николаевич Фадеев, Николай Васильевич Волков, Андриан Иванович Шапочкин, Павел Андреевич Мосиенко, Иван Тимофеевич Фролов, Алексей Евдокимович Комаровский, Алексей Яковлевич Пономарёв — машинисты, которые за свой героический труд были награждены орденами Ленина.

В годы войны женщины работали наравне с мужчинами и даже больше. Так, токарь паровозного депо Евдокия Лоушкина выполняла норму на 300%, а токарь Прасковья Ситникова за 11 месяцев войны выполнила 3 годовых нормы. Ударно работали машинист Нина Николаевна Коротаева, кочегары Антонина Васильевна Гергина-Ежова и Анна Лазаревна Веретнова.

За 17 месяцев работы в военное время в депо «Артёмовский» было отремонтировано свыше 300 тяжеловесных поездов, в которых дополнительно перевезли более 950 тысяч тонн груза. В декабре 1943 года коллективу паровозного депо Егоршино было вручено Красное Знамя 3-ей Гвардейской Волновахской стрелковой дивизии и Красное Знамя Управления дороги.

Свердловский тепловозоремонтный завод (бывший СПРМЗ)

История завода берет начало в 1934 году, когда небольшая путевая машинная станция Пермской железной дороги была постепенно реорганизована в путевые ремонтные, а затем — в путевые дорожные мастерские. В самом начале завод специализировался на ремонте автомобилей и другой техники, связанной непосредственно с железной дорогой. Но с началом Великой Отечественной войны работа завода изменилась.

Многие работники Свердловского завода «Ремпутьмаш» добровольно ушли на фронт. 24 человека геройски погибли на полях сражений. Их имена навечно высечены на обелиске, установленном на заводской территории.

В октябре 1941 года на завод был эвакуирован Перовский вагоноремонтный завод. В годы войны Свердловский завод был переоборудован на выпуск 120 мм мин, реактивных снарядов для «катюш» и вагонов-бань. И достойно с этим справлялся, обеспечивая войска снарядами. Объемы производства — впечатляют. Поскольку все мужчины ушли на фронт, работали в основном женщины и дети. Бригадирам было по 14 лет, рабочим — по 12. На их долю выпал непосильный труд. За одной сменой следовала другая: многие не уходили с завода и спали прямо рядом со станками. Тринадцатилетняя Юля Бобылева вместе с мамой и двумя братьями была эвакуирована из Москвы на Урал. И так как в столице мама и старший брат работали на Перовском вагоноремонтном заводе, то, прибыв в Екатеринбург, они были сразу направлены на Свердловский СТРЗ. А Юля пришла работать на завод приемщицей в цех № 2 после окончания вечерней школы. С тех пор и до самой пенсии Юлия Васильевна проработала на Свердловском заводе.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в феврале 1942 года на пути встали бронепоезда, созданные в Свердловске и Нижнем Тагиле.

Полина Дикушина, ведущий специалист департамента по коммуникациям и связям с общественностью Группы Синара

Муниципальные думы учатся у главы региона: Денис Паслер обсудил с их председателями актуальные вопросы развития территорий

Председатели представительных органов местного самоуправления решили взять пример с работы Дениса Паслера в социальных...

Денис Паслер: итоги недели

Прошлая неделя была крайне насыщенной для Свердловской области: по традиции с размахом прошел ИННОПРОМ,...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также