Военные действия, развернувшиеся на широком фронте с применением в массовых масштабах авиации, бронетанковых и моторизированных войск, вызвали необходимость усиления обороны железнодорожных коммуникаций и, в частности, дополнительного строительства общевойсковых и зенитных бронепоездов.
10 декабря 1941 года в Свердловске началось формирование 37-го отдельного дивизиона бронепоездов (ОДБП). Подобные дивизионы состояли, как правило, из двух бронепоездов. Первый бронепоезд «Свердловский железнодорожник» сооружался в депо Свердловск-Пассажирская. Второй — «Сталинский Урал» — в депо на станции Нижний Тагил. В строительстве «Свердловского железнодорожника» принимали участие работники четырех предприятий Свердловского узла: паровозного депо Свердловск-Пассажирская; вагонного участка Свердловск-Сортировочная; электродепо Свердловск-Сортировочная; Свердловской дистанции связи.
Две бронеплощадки (№ 895, 898) были построены в вагонном депо на станции Смычка. Из числа лучших стахановцев узла были созданы бригады строителей. Над созданием бронепоезда трудились инженеры, техники, слесари, котельщики. Они находились на казарменном положении, ни днем, ни ночью не покидая депо. Люди работали по 18-20 часов. Каждый стремился выполнить свое задание как можно быстрее и как можно лучше.
Руководили всеми работами коммунисты Перекальский и Цикунов. Они сутками не уходили с производства. Паровоз одевали в бронь работники депо. Бронеплощадки строили вагонники.
Бригадирами на строительстве бронепаровоза были молодые инженеры комсомольцы Ваксман и Вальхонский. Они недавно окончили Харьковский институт. Их не учили строить бронепоезда, но, когда этого потребовало военное время, они смело взялись за дело. В руках у них были только схематические чертежи, дававшие лишь общее представление о бронепоезде.
В упорном труде приходилось проявлять смекалку. В броне требовалось сверлить отверстия, но для этого не было нужных сверл. Автогенщик Логинов предложил прожигать отверстия автогеном. Это несколько ускорило работу.
Железнодорожники узла использовали воскресники, дополнительно выходили на разгрузку оборудования. Личный состав 37-го отдельного дивизиона бронепоездов прибывал двумя партиями — с 10 по 18 декабря 1941 года и с 15 по 20 февраля 1942 года. Обучение велось по программе ускоренной боевой подготовки бронепоездных частей Красной армии.
В феврале 1942 года на Привокзальной площади Свердловска прошел митинг, посвященный передаче дивизиону матчасти бронепоездов «Свердловский железнодорожник» и «Сталинский Урал».

Фото: Музей истории, науки и техники СвЖД
Через три дня 37-й ОДБП убыл в Москву, где пробыл на доформировании два месяца. За это время бронепоезд «Свердловский железнодорожник» передали в состав 16-го ОДБП в качестве бепо № 2.
В мае 1942 года 16-й ОДБП отправился в распоряжение командования Северо-Кавказского военного округа, где получил задачу — прикрыть участки Староминская, Александровка, Ейск от атак с воздуха.
Согласно директиве штаба Северо-Кавказского военного округа от 12 июня 1942 года № 00289/оп, 16-й дивизион передали в распоряжение командира 17-го Кубанского казачьего кавкорпуса генерал-лейтенанта Кириченко. 4 августа 1942 года кавалеристы с берега реки Сосыка начали отход на юг, на новый рубеж обороны. Бронепоезд № 2 получил приказ отойти со Староминской на Каневскую.
8 августа 1942 года 16-й ОДБП (в составе бепо № 2) передали в состав 56-й армии Северо-Кавказского фронта. Здесь бронепоезд (командир лейтенант Поддубный), взаимодействуя с частями 30-й стрелковой дивизии на участке: Краснодар — Тихорецкая, Краснодар — Тимашевская, Краснодар — Усть-Лабинская, имел задачей уничтожение живой силы и огневых средств противника.
Противник, наступая на Краснодар, двигался в большом удалении от полотна железной дороги, что не давало возможности бронепоезду вести артиллерийский огонь по противнику. Исходя из этого, бронепоезду была поставлена новая задача: выдвинуться на станцию Краснодар II и не допустить противника на северо-восточную окраину города Краснодара.
Бронепоезд, проявляя активное действие в районе переправы через реку Кубань, нанес чувствительные удары противнику.
Попытки противника переправиться через реку Кубань три раза срывались огнем бронепоезда. Скопившаяся пехота у переправы понесла большие потери от огня бронепоезда. За период с 8 по 16 августа 1942 года в районе переправы уничтожено до батальона пехоты, 1 минометная батарея, 2 пулемета, 3 танка и 1 самолет «Ю-88».
В дальнейшем бронепоезд отошел на Новороссийск. Во взаимодействии с частями 216-й стрелковой дивизии и 103 отдельной стрелковой бригады на участке Афипская — Северская — Гайдук огнем бронепоезда с открытых и закрытых бронеплощадок уничтожено до 800 солдат и офицеров.
16 августа 1942 года «Свердловский железнодорожник» вошел в состав 47-й армии, с которой отходил до станции Северская, оказывая поддержку стрелковым частям. В тот же день при налете немецкой авиации оказалась разбита одна бронеплощадка.
7 сентября 1942 года в 19:00 противник большой группой автоматчиков занял станцию Новороссийск и танковыми частями — северную окраину города.
К этому времени бронепоезд, занимавший огневую позицию в тупике железнодорожных путей у цементного завода, оказался в затруднительном положении, имея всего 85 снарядов и возможность вести огонь на дальность до 1,5 км. Было получено 150 снарядов полковых пушек, но попытки стрельбы ими из 75-мм французских орудий не увенчались успехом.
В 20:00 немцы открыли по бронепоезду сильный артиллерийский и минометный огонь, в результате чего был выведен из строя бронепаровоз. Командир дивизиона капитан Чечельницкий приказал снять пригодное вооружение, а состав взорвать, что и было сделано.
Бронепоезд «Свердловский железнодорожник» сыграл важную роль в обеспечении действий стрелковых частей Красной армии и нанесении большого урона противнику.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в годы войны на Уральском полигоне разрабатывалось и испытывалось много новых реактивных снарядов и реактивных систем залпового огня (так называемые «Катюши»).
Светлана ЧИЖЁВА, заместитель началвьника подразделения по сохранению исторического наследия СвЖД