Электротранспорт — главная движущая сила Свердловска в годы войны

В годы Великой Отечественной войны был запущен первый троллейбус, а на трамваях перевозили военную продукцию, раненых, уголь, продукты и почту

В условиях промышленной эвакуации на первый план в военном Свердловске вышел электротранспорт. Свердловский трамвай стал «главным грузовиком» города. На нем перевозили военную продукцию, раненых, уголь, хлеб, молоко, почту. Санитарные вагоны, переоборудованные из пассажирских, перевозили раненых бойцов от железнодорожного вокзала до городских госпиталей. В военный период было построено 12 трамвайных подъездных путей к промышленным предприятиям и социально значимым объектам. В 1944 году была построена однопутная трамвайная линия от улицы Щорса до мясокомбината.

Трамваи из Ленинграда и снаряды в мастерских

Осенью 1941 года в вагоноремонтных мастерских (ВРМ) трамвайного парка на ул. Фрунзе разместился эвакуированный из Москвы механический завод № 2, где изготавливали малокалиберные снаряды для фронта. Поначалу за смену производилось 20 гильз, а в конце 1943 года — уже более 2 000.

Ветеран труда кавалер ордена Трудового Красного Знамени Михаил Владимирович Кузоваткин рассказывал, что в 1941 году в трампарк его, подростка, привела мать — Михаил занял место ушедшего на фронт отца.

По воспоминаниям тружениц тыла Руфины Александровны Вагиной и Юлии Степановны Вольхиной, трудившихся в годы войны токарями, рабочие смены длились по 12-18 часов, часто и домой не уходили, оставаясь ночевать в депо. Бывало, что голодали, мерзли без теплой одежды. Под ноги подросткам ставили ящики, чтобы они могли дотянуться до обрабатываемой детали.

Евдокия Яковлевна Кощеева, работавшая в годы войны сначала водителем, а потом слесарем, рассказывала, как сложно приходилось в то время: «Кабины у водителя не было, меня порой так сдавливали, хоть плачь. Если не было сменщика, водитель не имел право заезжать в парк и продолжал работу. Зато в сильные морозы нам давали возможность погреться в диспетчерской на площади 1905 года. Рабочие смены слесарей были по 10 часов и более. Очень тяжко было ремонтировать вагоны, но мы справлялись».

В 1943 году в Свердловск из Ленинграда было доставлено 30 моторных и 30 прицепных трамвайных вагонов. В музейной комнате истории ТТУ хранится копия выписки из протокола заседания исполкома Ленинградского городского совета депутатов трудящихся от 6 июля 1943 года.

«Чтобы вывезти из окруженного врагом города трамвайные вагоны, туда был направлен начальник технического отдела управления А. Н. Попов. С неимоверными трудностями, под бомбежками и артобстрелами, с помощью ленинградских рабочих и солдат ему удалось отгрузить шестьдесят столь нужных Свердловску вагонов, а также запасные части. В Ленинграде вагоны не пощадили вражеские снаряды и осколки, но все же они были вполне на ходу. Доставленные вагоны восстановили, и это позволило резко увеличить выпуск трамваев на свердловские маршруты», — вспоминал о том героическом времени работавший в военные годы начальником энергохозяйства Борис Семенович Зубрицкий.

Строительство троллейбусной линии

В самый разгар войны, в октябре 1943 года в Свердловске была построена первая троллейбусная линия. Чем было обусловлено появление нового вида транспорта? Дело в том, что в феврале 1942 года на южной окраине города вступил в строй эвакуированный завод химического машиностроения. Расстояние до цехов от центра города более 10 километров. Как добираться рабочим, где брать силы на дорогу и труд?

Государственный Комитет Обороны принимает решение — построить в Свердловске транспортную артерию для подвоза людей на завод. Руководство строительством было поручено зампредседателя горисполкома Михаилу Ивановичу Кирильцеву (с 1943 года — директор Свердловского трамвайно-троллейбусного управления). Монтаж контактной сети и подстанции осуществляли специалисты «Уралэнергостроя», который возглавлял инженер-энергетик Такиулла Абдулханнанович Алиев. Сегодня именем инженера Алиева названа одна из улиц и троллейбусная остановка Екатеринбурга.

Объемы работ были громадные, и пришлись они на суровую уральскую зиму 1942 года. Предстояло выкопать 6 700 кубических метров земли, установить 739 опор для контактной сети, смонтировать 42 километра контактного провода, построить подстанцию, депо, мастерские.

Не хватало оборудования, запчастей, квалифицированных кадров. Часто город не мог выделить строительству даже лошадей. Задерживалось рытье ям под опоры. Острая нехватка рабочих заставила городские власти принять жесткое решение: ямы под опоры должны выкопать жители тех домов, перед которыми намечалось установить столбы.

Стройка с немалыми трудностями была завершена в течение года. 17 октября 1943 года открывали троллейбусную линию эвакуированные из Москвы сначала в Куйбышев, а затем в Свердловск троллейбусы ЯТБ-4.

Люди рассудили так: коль строят троллейбус, значит, разгромим фашистов, не за горами победа. Этот настрой помог преодолеть трудности. Дорога в поселок Нижнеисетск была узкой, зимой из-за снега двум троллейбусам не разъехаться. Поэтому троллейбусы частенько заваливались в придорожную канаву. Шли в ход домкраты, доски. Бывшие водители делились воспоминаниями, как троллейбусы вытягивали танки с завода «Уралмаш», проходившие здесь обкатку. С пуском троллейбуса СГЖД переименована в СТТУ — Свердловское трамвайно-троллейбусное управление.

В суровые военные годы работники Свердловского трамвайно-троллейбусного управления проявили трудовой героизм, мужество и внесли достойный вклад в Победу. Их труд впоследствии отмечен орденами, медалями, званиями. Героем Социалистического труда стал слесарь-электрик Октябрьского троллейбусного депо Владимир Георгиевич Сергеев.

Автобус в годы войны

В период Великой Отечественной войны автобусное движение в Свердловске оказалось практически свернутым. Многие единицы подвижного состава были переданы в армию.

Тем не менее, даже в этот тяжелейший период водители перевыполняли план и экономили горючее. Широко было развито стахановское движение.

Воспоминания ветерана предприятия Анастасии Титовны Филипповой: «Всех мужчин и все грузовики забрали на фронт, автобусы поставили на прикол. Бензиновых грузовиков осталось в гараже всего три. Потом у нас появились газогенераторные грузовики „трехтонки“. А шоферов-то нет! Стали девушек набирать. Посылали их на курсы и сажали на эти „трехтонки“…»

Свердловские автобусники, доблестно сражавшиеся с врагом на фронтах Великой Отечественной войны, поименно перечислены на стендах музейной комнаты истории филиала «Автобусные перевозки».

Трамвай Победы

Ранним утром 9 мая 1945 года на улицы города вышел Трамвай Победы, который сообщал свердловчанам, что война закончилась. Мастер ВРМ В. Щекалев и вагоновожатый П. Бобошин, вывесив на трамвайном вагоне алое полотнище, выехали с ним в триумфальный пробег по городу. Так они не только возвестили о Победе над врагом, но и засвидетельствовали достойный вклад свердловских транспортников в освобождение человечества от нацизма.

Ранее «Областная газета» писала о том, что свердловские локомотивные депо в годы войны обеспечивали бесперебойную работу железнодорожной и путевой техники

Ирина Косаченко, редактор газеты «Электропуть»

Муниципальные думы учатся у главы региона: Денис Паслер обсудил с их председателями актуальные вопросы развития территорий

Председатели представительных органов местного самоуправления решили взять пример с работы Дениса Паслера в социальных...

Денис Паслер: итоги недели

Прошлая неделя была крайне насыщенной для Свердловской области: по традиции с размахом прошел ИННОПРОМ,...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также