«Cмотреть на несколько шагов вперед»: новый глава УрФУ Илья Обабков — о переменах и новых смыслах высшего образования

Ректор УрФУ дал эксклюзивное интервью «Областной газете»

В конце мая 2025 года исполняющим обязанности ректора Уральского федерального университета был назначен Илья Обабков. Его называют новатором и интеллектуалом, знают как харизматичного, но при этом человечного управленца, который ратует за бережное отношение к преподавателям и студентам. Он выступает за усиление научной и промышленной кооперации с предприятиями региона и анонсирует перемены. В эксклюзивном интервью обозревателю «ОГ» Алёне Перфильевой Илья Обабков рассказал, как университет решает проблему кадров для промпредприятий, каким образом крупнейший вуз УрФО строит свою работу с руководством Свердловской области и какие изменения можно ждать в университете.

—  Илья Николаевич, выставка ИННОПРОМ стала для вас, пожалуй, первым крупным публичным деловым мероприятием в статусе руководителя вуза. Оцените: насколько результативным стало участие университета в главной промышленной выставке страны?

— ИННОПРОМ для Уральского федерального университета прошел максимально результативно. Его тема своевременна — «Технологическое лидерство: индустриальный прорыв» — абсолютно коррелирует с теми задачами, которые ставит перед вузом руководство страны, и которые мы сами для себя формулируем как стратегические. Одно из серьезных направлений нашей работы связано с выстраиванием отношений с индустриальными партнерами. Это нужно для ведения совместной научно-исследовательской деятельности, для актуализации наших учебных программ.

Мы понимаем, что сейчас, условно, УрФУ образца 2025 года готовит кадры будущего — в том числе, для тех технологических отраслей, которые будут через пять, десять, двадцать и более лет. Для этого нам нужно держать руку на пульсе. На ИННОПРОМе мы подписали 15 соглашений о сотрудничестве с индустриальными партнерами. К слову, в прошлом году в учебные программы университета интегрированы более 200 курсов, разработанных совместно с бизнесом. Это правильный подход, который обеспечит вузу и его выпускникам и устойчивость, и перспективность.

— До того как возглавить вуз, вы руководили радиотехническим институтом. Можете рассказать о наиболее интересных проектах, которые вы вели в этой должности?

— Я работал на радиофаке с 2018 года. За эти годы мы прошли большой путь: от поиска модели студентоцентричного университета до реализации, как мне кажется, двух действительно сильных кейсов. Это институт управления на основе данных и — программа повышенной сложности для подготовки инженерного и научного «спецназа» — людей, заточенных на решение по-настоящему сверхсложных задач. Выстроить эту систему было моей мечтой, поэтому отчасти даже жаль, что не мне придется довести до конца этот проект.

Многое из того, что мы делали, получится масштабировать и на университет. Сегодня очевидна потребность в смене модели: работодатели отдают предпочтение выпускникам с опытом работы. Поэтому важно, чтобы у студентов была возможность не просто получить диплом, а реально погрузиться в профессию как можно раньше. В советское время были рабфаки: сначала — почувствуй профессию, ее боль, ее реальные задачи, а потом уже иди учиться. Сейчас мы стараемся эти подходы соединять. Это называется проектным обучением. Речь идет о системе спецкурсов, совместно разработанных с партнерами — крупными предприятиями, о студенческих учебно-научных лабораториях.

—  В последние годы растет запрос на технических специалистов. Стоит ли ожидать, что университет будет делать акцент именно на их подготовку?

— Сегодня действительно существует дефицит кадров в ряде направлений и индустрий. И его придется отрабатывать. Недопустимо, чтобы рост бизнеса и промышленности сдерживался именно кадровым голодом. Так было, например, в сфере айти, и мы долгие годы довольно успешно решали этот вопрос. Но это не значит, что теперь нужно бросить всё остальное и заниматься только инженерно-техническими и естественно-научными направлениями. Гуманитарные специальности не менее важны. Если инженер говорит: «Вот так надо жить», то гуманитарий отвечает на вопрос: «Зачем? Как быть интересным этому миру? Как оставаться живым, вовлеченным, духовно богатым человеком?».

—  Можно ли говорить о том, что УрФУ сегодня занимает уникальную нишу в подготовке кадров для экономики Свердловской области?

— В масштабах страны Уральский федеральный университет по праву считают безусловным поставщиком инженерных кадров для промышленности. Университет такого масштаба просто не может не быть влиятельным и в науке. Мы ведем серьезную работу в области ядерных исследований, материалов и сплавов, органической химии, развития и интеграции искусственного интеллекта. Мы делаем это в тесном сотрудничестве с крупнейшими корпорациями и предприятиями России. Это «Росатом», «Ростех», «СИБУР», КАМАЗ, группа «Синара», ТМК и многие другие мощные промышленные концерны.

Также мы стараемся понять, чем мы как университет можем быть полезны предприятиям региона — нужны ли им кадры прямо сейчас, или конкретные разработки, или даже малосерийные готовые продукты. Но самое ценное — это попытаться заглянуть вперед и понять, что потребуется на следующем этапе. Выигрывает не тот, кто реагирует, а тот, кто предвосхищает. Например, сегодня нам надо развивать компетенции в микроэлектронике и приборостроении, потому что от этого напрямую зависят многие предприятия в регионе. Смотреть на несколько шагов вперед — одна из ключевых задач университета. И, по сути — его главная университетская миссия.

—  А как вы оцениваете взаимодействие с органами власти региона в этом контексте?

— Здесь можно говорить о новом витке взаимодействия. Университет всегда находился на связи с руководством Свердловской области. У нас общие задачи и по кадровому обеспечению отраслей экономики, по развитию образования и науки. В руководстве региона произошли знаковые изменения: Президент России доверил Свердловскую область Денису Владимировичу Паслеру, назначив его врио губернатора. Денис Владимирович — человек с серьезным управленческим бэкграундом и значительным опытом работы в экономике. Уверен, регион и университет будут двигаться синхронно, в тесной связке, достигая общих целей.

Денис Паслер, глава Свердловской области(на вручении дипломов выпускникам УрФУ). Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Сегодня мы вместе с предприятиями-партнерами проверяем гипотезы по применению искусственного интеллекта в задачах, актуальных для органов власти и государственных структур. Это мониторинг лесных пожаров, незаконных свалок, анализ данных, автоматизация документооборота и так далее. Мы тестируем решения и предлагаем лучшие, проверенные, с очевидным эффектом. У госучреждений огромный объем бумажной работы, и именно здесь можно показать реальную эффективность технологий. Это одно из самых интересных и перспективных направлений работы.

— На что можно обратить внимание абитуриентам 2026 года? Может быть, их ожидает что-то новое?

— Основные изменения — по экзаменам и количеству мест — традиционно становятся известны ближе к декабрю. Прогнозов я не даю, но есть основания полагать, что в 2026 году ситуация с бюджетными местами и проходными баллами, которая волнует всех, останется примерно такой же. Что касается приема на контрактной основе по ряду направлений — здесь, очевидно, будут определенные ограничения. Какие именно, также станет ясно ближе к концу этого года.

— На ваш взгляд, какими будут самые интересные специальности в 2026-2027 годах?

— Новые инженерные программы, в том числе связанные с искусственным интеллектом. Это ответ на вызов времени, и мы уже готовы активно участвовать в их разработке, потому что накопили серьезный опыт. Но и в целом учиться будет очень интересно.

— Будете ли вы использовать искусственный интеллект в обучении?

— Он уже используется, хотим мы этого или нет. Когда я был студентом, все знания были в книгах. Если не было денег — ты шел в библиотеку, если были — бежал в «Техническую книгу». Это было магией: держать книгу в руках и понимать, что вот оно — знание — уже почти твое, осталось только прочитать. Потом, в начале 2000-х, мы открыли для себя Интернет. Теперь появились генеративные модели, которые уже проанализировали и обобщили огромный массив данных и могут выдать их в сжатом виде. И это надо учитывать — мы должны быть готовы к тому, что всё чаще сможем увидеть не ответ студента, а результат работы нейросети. Прямое следствие повсеместного распространения таких технологий и гаджетов — современный студент не привык к длительной концентрации. Его внимание фрагментарно и неустойчиво. Он не будет часами читать методичку, потому что ему скучно. А вот участвовать в симуляции, где всё выглядит как игра, некий «квест» — вполне. Поэтому нам придется подбирать и внедрять симуляторы и тренажеры, основанные на искусственном интеллекте — особенно для подготовки инженеров. Это поможет формировать у них настоящие профессиональные реакции в смоделированных рабочих ситуациях. Это и есть новая модель прикладного обучения.

— То есть повсеместное применение искусственного интеллекта не сильно повлияет на качество подготовки будущих специалистов и на их способность самостоятельно мыслить?

— Сегодня до 90% студентов активно применяют ИИ-инструменты при сдаче тестов и экзаменов. Я считаю, что бороться с этим бессмысленно. Если мы хотим, чтобы обучение было действительно эффективным, мы должны адаптироваться и перестроить систему оценки знаний. Переходить от проверки навыков к проверке мышления, способности к анализу. Возможно, ввести больше проектных, практико-ориентированных форматов, где ИИ не заменит личное участие студента. Например, в СУНЦе школьнику даже сегодня не приходит в голову искать ответ в Интернете. Не потому, что он такой правильный ученик, а потому что ответа там нет в принципе. Учащимся ставят задачи высокой сложности, уровня докторов наук, академиков, и это, хочешь-не хочешь, заставляет думать. Если человек умеет говорить, спорить, защищать позицию — значит, он в материале. Пусть ИИ помог ему разобраться в теме — это не страшно. Главное, чтобы он читал, думал, анализировал. Такое обучение по-настоящему развивает. Поверьте, в такой системе мозг будет работать. И — работать всерьез.

— В УрФУ была разработана стратегия развития до 2036 года. Планируете ли вы вносить в нее изменения, и если да, то какие? Каким вы видите университет через 10 лет?

— В саму стратегию, ее цели и основные направления вносить серьезные коррективы нет необходимости. А вот изменения в технологии ее реализации — вероятны. В университете должна быть открытая, прозрачная система управления и высокий уровень цифровизации — не на словах, а на деле. Для меня лично это особенно важно — мой профессиональный бэкграунд в сфере данных и цифровых систем просто не позволяет мне думать иначе. К 2036 году мы должны закрепить за собой статус безусловного лидера в работе с крупными промышленными предприятиями и госкорпорациями.

— Стоит ли ожидать реформирования внутренней структуры университета? Вы говорили, что серьезных изменений не будет до октября. А после?

— Речь шла о формировании команды. Я уверен, что она должна собираться по компетенциям и по функциям, которые реально нужны университету. Что касается структуры, например, системы институтов — она, на мой взгляд, очень сильная. Их возглавляют настоящие лидеры, и с ними, безусловно, нужно работать. Все изменения должны быть тщательно выверенными и действительно полезными.

— Как вы видите работу по кооперации УрФУ с мировыми научно-образовательными центрами в текущей геополитической ситуации?

— Университет выстраивает все возможные форматы партнерств. Сегодня мы делаем акцент на страны ШОС и азиатские образовательные рынки, развивая и сетевые программы, и совместные исследовательские проекты. Уровень университетов в ряде стран Азии, особенно в Китае, очень высок. Мы видим студентов оттуда, и у нас есть амбициозные планы. Например, проект российско-китайского университета на 9 тысяч студентов в Лояне. Развиваются контакты и с другими дружественными странами.

— Стоит ли ожидать в УрФУ роста числа иностранных студентов?

— У нас порядка 5 000 иностранных студентов, и это серьезная цифра. Расти она, безусловно, будет, но нам важно не просто нарастить количество, а осмысленно выстраивать эффективную образовательную экосистему. Таких студентов нужно качественно адаптировать, создавать для них интересные условия. И это должно идти на пользу университету также.

— Что изменится для университета, студентов и преподавателей, когда будет полностью достроен кампус УрФУ?

— Кампус станет уникальным интеллектуальным центром не только для Екатеринбурга, но и для всего Урала. По сути, это университет-город, где будет принципиально больше возможностей для погружения в учебу и науку. Уже сегодня он обрастает инфраструктурой: жильем, коммерческой недвижимостью, объектами для спорта и досуга. Но главное — это учебно-научные центры. Исследования там можно будет вести круглосуточно. Если студенту интересно, он увлечен — он должен иметь возможность доступа в лабораторию в любое удобное для себя время.

Кампус Урфу уже стал точкой притяжения студенческой жизни. В прошлом году здесь проходил Форум молодежи Уральского федерального округа «Утро». Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

— Что делать, чтобы молодые ученые, в которых вложено столько сил и внимания, не уезжали за границу?

— Важно понимать, что нужно настоящему ученому. В первую очередь, это привлекательная среда для жизни и работы, достойные человеческие условия. И здесь Екатеринбург выигрывает: красивый, динамичный, удобный город с хорошей культурной и социальной инфраструктурой. У человека должен быть понятный уровень заработной платы — чтобы он не искал подработки, не думал, как свести концы с концами, а мог спокойно жить и заниматься наукой. И еще — у ученого должны быть настоящие, интересные задачи, которые дают ощущение смысла. Именно это формирует внутреннюю мотивацию и по-настоящему удерживает в науке. Я глубоко убежден: хороший ученый не должен быть бедным — ни финансово, ни интеллектуально.

— Как УрФУ сегодня справляется с этой задачей? Как вы вовлекаете студентов в научную деятельность?

— У нас есть студенты, которые получают очень приличные стипендии университета, Президента, правительства, фонда Потанина. Только по научному направлению действуют более 20 стипендиальных программ. Есть целый спектр стипендий для исследователей, мы поддерживаем проекты в области искусственного интеллекта. Мы открываем новые лаборатории и создаем там вакансии. Студенты могут пробовать свои силы в настоящих научных задачах. Один из самых ярких и убедительных примеров — наш химфармцентр. Если вы туда зайдете, вас поразит, насколько молодые люди там работают. Многие из них продолжают свой путь: идут в магистратуру, аспирантуру, становятся учеными.

Ранее «Областная газета» опубликовала эксклюзивное интервью министра образования Свердловской области Светланы Тренихиной.

Вопросы грамотные, дискуссия живая: Денис Паслер оценил пресс-конференцию на XV Уральском медиафоруме

Врио губернатора Свердловской области Денис Паслер рассказал журналистам о развитии региона в ходе пресс-конференции на XV Уральском медиафоруме....

В Верхней Пышме открыли стелу в честь 170-летия города

В Верхней Пышме появилась 14-метровая стела в честь 170‑летия города. Ее открытие на пешеходной зоне улицы Орджоникидзе...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также