«Аэроперрон» открыли для доступа: в Музейном комплексе в Верхней Пышме заработала обновленная экспозиция самолетов

Сейчас посетители могут увидеть пять моделей гражданской авиации

В Музейном комплексе в Верхней Пышме открылась новая зона с пассажирскими и грузовыми самолетами — «Аэроперрон». Площадку представили в преддверии Дня Воздушного флота России. Здесь уже сейчас можно увидеть пять моделей гражданской авиации второй половины ХХ века. Некоторые из них эксплуатируются по сей день.

Еще недавно здесь стоял забор, а теперь на открытой экспозиционной площадке (чья площадь за счет новой зоны значительно расширилась и достигает почти 15 Га) с военной и спецтехникой соседствуют гражданские самолеты.

«У нас наконец появилась отдельная зона, где мы можем представить те образцы гражданских и многоцелевых самолетов, которые у нас есть. Но в некотором роде сейчас работы только начинаются: мы создали аэроперрон, поставили самолеты, и теперь предстоит еще очень много трудов, чтобы их отреставрировать, привести в надлежащий вид», — отметил начальник отдела экспозиции Музейного комплекса в Верхней Пышме Андрей Зимин.

В этом и следующем году самолеты будут реставрировать как снаружи, так и внутри — восстанавливать приборное оборудование, где необходимо, и другие детали. Это нужно в том числе для того, чтобы в будущем обеспечить доступ посетителей прямо внутрь самолетов. В музее отметили, что авиареставрация — одна из самых трудоемких.

«Мы стараемся сохранять историю конкретного борта. У самолета, например, есть номер, и при реставрации, когда возвращали одному из экспонатов его первоначальный вид, он (номер) остается неизменным. И где возможно мы придерживаемся этого правила», — поделился Андрей Зимин.

Первым делом планируется оборудовать выдвижные трапы, чтобы у посетителей была возможность хотя бы через иллюминаторы заглянуть внутрь самолетов. Также экспонаты предстоит покрыть защитными средствами, чтобы те выдержали все капризы суровой уральской непогоды. Предполагается, что уже к ближайшей зиме самолеты будут защищены.

Тем не менее, несмотря на планы на реставрацию, с 13 августа самолеты будут постоянно доступны для обзора.

Для посетителей музея доступ в салоны самолетов пока ограничен, но журналистам «Областной газеты» удалось заглянуть внутрь Ан-24 и даже побывать в кабине пилота, где почти полностью сохранилась панель управления. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

«15 лет назад в Музейном комплексе появился первый самолет — легендарный советский истребитель МиГ-21. За это время наша авиационная коллекция действительно разрослась. Сейчас наши гости увидят и самолеты, и вертолеты, и даже беспилотные летательные аппараты — всего около 70 единиц авиатехники.

Непосредственно на „Аэроперроне“ находятся пять экспонатов, которые представляют легендарные конструкторские бюро Советского Союза: Туполева, Яковлева, Антонова», — рассказывает начальник экскурсионного отдела музея Григорий Павлюков.

Перрон гражданской и транспортной авиации заняли как совершенно новые экспонаты, так и те, что посетители уже могли видеть раньше. Среди уже выставляемых, например, Ил-14. В 50-х он составлял основу авиапарка Аэрофлота.

«Порядка 30 стран в 50-е годы эксплуатировали Ил-14 либо на гражданских авиалиниях, либо в военно-воздушных силах. А ГДР, Чехословакия выпускали их на своей территории по советской лицензии», — уточняет Григорий Павлюков.

Среди экспонатов «Аэроперрона» Ил-14 продолжал летать дольше всех: первый рейс самолет совершил еще в 1956 году, и завершил «карьеру» лишь в 2007-м.

Среди новых экспонатов музея — Ан-24. Модель продолжают эксплуатировать и в наши дни. Корреспондентам «Областной газеты» одним из первых удалось заглянуть внутрь самолета, для посетителей музея эта опция в ближайшее время будет недоступна. Но после реставрации гости смогут осмотреть модели изнутри.

Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

Экземпляр, представленный в коллекции, ранее был грузовым, поэтому внутри мы не найдем привычных пассажирских кресел — только небольшие скамеечки. Кроме того, этот самолет все годы службы — 30 лет — был в ведении министерства обороны. Мало что сейчас говорит о его военном прошлом, помимо особого номера, но можно представить, как когда-то с его борта спускались на парашютах солдаты воздушно-десантных войск.

В кабине пилота сохранилась большая часть приборов панели управления, и, забравшись в кресло капитана, можно легко вообразить себя командиром воздушного судна.

Як-40 хоть и поступил в коллекцию музея уже довольно давно, более 10 лет ждал своего часа: разместить самолет не было возможности. Сейчас гости увидят экспонат впервые. Самолет используется и по сей день, а в свое время — в 50-х-60-х годах — он эксплуатировался в порядка 40 странах мира и был вторым по массовости лайнером Советского Союза.

Ан-72 — самый новый из экспонатов, его приобрели уже во время строительства площадки. Из-за характерного размещения двигателей над крылом модель получила прозвище «Чебурашка». Серийно их начали выпускать только в середине 80-х годов. Всего было изготовлено менее 200 экземпляров, так что экспонат достаточно эксклюзивный. При этом самолеты этой модели летают до сих пор, при чем встретить его можно не только в России, но и за рубежом. У нас Ан-72 используется даже силовыми структурами — ФСБ, Росгвардией и не только.

Последний из экспонатов площадки — Ту-134 — один из самых массовых пассажирских самолетов, выпускавшихся в Советском Союзе. Самолет посетители музея могли видеть в коллекции и ранее. Его комплектация наиболее полная из представленных на «Аэроперроне» моделей, так что, вероятно, уже в следующем году он станет первым из экспонатов, куда можно будет заглянуть гостям музея и познакомиться с «начинкой».

Ранее «Областная газета» писала о том, что музейный комплекс в Верхней Пышме пополнил коллекцию советским многоцелевым самолетом Ан-72.

Свердловская семья поборется за звание самой спортивной на Всероссийском фестивале ГТО

С 14 по 20 августа в Чебоксарах проходит Всероссийский фестиваль ГТО среди семейных команд. За звание самой спортивной семьи страны...

Интенсив для будущих лидеров креативных индустрий «Стартап Урал» поможет уральцам пройти путь от идеи до бизнеса за 48 часов

Интенсив для тех, кто хочет запустить или масштабировать бизнес в сфере креативных индустрий, пройдет 21 и 22 августа...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также