Зачем тут «Язычник»: как «ОГ» на «Красной строке» выиграла книгу за «вопрос ребром»

 В рамках фестиваля состоялась презентация новой серии «Читаем Россию»

На встрече с Марией Аксёновой, Анной Лунёвой и Наталией Колмаковой в лектории «Родина» был переаншлаг. Сесть было уже негде. Жаждавшие диалога плотным полукругом стояли и вне павильона. Модератор встречи даже уточнил: может, собрались фанаты книг и авторов? Оказалось — ничуть. Книги читали, авторов знают, но — далеко не все. Логично стало предположить: читатели привлечены темой встречи — «Зачем читать прозу о регионах России: что она рассказывает о стране и о нас самих».

И впрямь — любопытно. Тем более, что как минимум две трети собравшихся впервые услышали о новой серии «Читаем Россию», в которой вышли презентуемые книги. И название интригующее, и посыл интересный: в логотипе серии каждый раз обозначается регион, откуда авторы и где (таково условие серии) разворачивается сюжет. Таким образом, по мысли создателей серии, «книги раскрывают культурное своеобразие регионов, в которых происходят события». «Читаем Россию» только стартовала — вышли первые пять книг. Поскольку на фестивале «Красная строка» были представлены две из них — «Черная изба» и «Дитя леса», то можно сказать: Урал вовремя оказался у самых истоков любопытной книгоиздательской новации.

Но первоначально читательский интерес сорвали сами герои презентации — те авторы, кого благодаря «Красной строке» уральцы увидели воочию, и их две книги. Общительные, красноречивые, искренние, Мария Аксёнова («Дитя леса», Амурская область), Анна Лунёва и Наталия Колмакова («Черная изба», Новосибирская область) подробно представили свои сюжеты и их своеобразие, охотно отвечали на самые неожиданные вопросы — даже времени оказалось мало. Кстати, каждая в отдельности и втроем вместе они отражали, как мне кажется, очевидный тренд нынешнего фестиваля — большое участие именно молодых писателей. Что же касается собственно книг, «Дитя леса» и «Черная изба» в чем-то родственны по теме и в стилистике.

Героиня первой живет с бабушкой и дедом, никогда не видела родителей. Как часто случается с детьми из «неблагополучных» семей, сверстники несправедливы, взрослые — безразличны. И преодолевать это девочке приходится в одиночку. Благо, вокруг села — бескрайний и полный таинственной жизни амурский лес, где нет горькой несправедливости, зато важны ловкость и храбрость героини. Стоит лишь побороть страх и сделать шаг за порог… Героиня «Черной избы» чуть постарше, ей 17.

Проваливается на экзаменах в консерваторию Новосибирска и поступает в аграрный колледж. Новая жизнь в большом городе, новые подруги, комната в общежитии. Вот только соседка ведет себя странно: пропадает посреди учебного года, а когда через два месяца возвращается, решает доверить главной героине, что же произошло в глухой сибирской деревне в ночь зимнего солнцестояния…

Даже в пересказе авторов было очевидно: в их беллетристике много конкретно-реального: аграрный колледж и консерватория в Новосибирске, амурский лес и т. д. А «Дитя леса», сюжетно сходное со знаменитым «Чучело», и вовсе история, пережитая лично. Читатели спросили об этом. Наталия Колмакова: «В Новосибирске мы с Аней обе живем. Знаем там все улицы и дома. В колледже этом я даже училась. Не смогла бы так же подробно писать про Екатеринбург или Москву». Анна Лунёва: «Автобиографические заимствования, даже мозаичные, делают любую историю более жизненной».

Не поспоришь. Но тогда возникает вопрос: зачем в этом контексте мистика или «магический реализм», как позиционируют авторы. Анна Лунёва, правда, сослалась на то, что «и в XXI веке достаточно суеверий, обрядов, традиций», а мистика, мол, это когда не знаешь, что это значит. И вроде вопрос был закрыт. А дальше, среди вопросов типа «Какие у вас самих ритуалы-суеверия?», «Ваше любимое место в России?», «Почему, вы считаете, проза регионов стала популярной?» уже как само собой разумеющееся все чаще звучали слова «хтоника», «хтонический» как жанровая особенность и двух представленных книг, и всей серии.

«Хтоника» — производное от древнегреческого эпитета, означающего землю, почву как элемент мироздания: мощь, первозданность и сила природы. Но насколько связано это с главным посылом — «Читаем Россию»? Авторы «Черной избы» признались: первоначально хотели «поместить героиню в Карелию или леса под Питером, но потом решили, что свои леса — лучше, мы их знаем». Резонно. И все же как мистические мытарства героев помогают читателям приоткрыть ту же Сибирь или Дальний Восток? Разговор «Зачем читать прозу о регионах России» все больше и оживленнее уходил во вторую часть заявленной темы — «о нас самих» (героях, читателях). «За скобками» оставалась первая часть: что же рассказывает такого рода проза о стране? И тогда я, как в школе, подняла руку…

По итогам встречи два вопроса от читателей удостоились приза — книг серии. В том числе и мой. С любопытством начала читать «Черную избу», тем более что и новая книжная серия, и молодые авторы искренне заинтересовали. На встрече они даже попытались ответить на вопрос. В том смысле, что «чувствуем нужду в поисках своей идентичности, своих корней», что для страны много значат вкрапленные в сюжет региональные обычаи, традиции, обороты речи. Пусть так. Но! Может, «читать Россию» (издательство «МИФ») лучше все-таки не в жанре магического реализма? Не исключено, в трех других книгах серии — от авторов с Курильских островов, Красноярского края, ЯНАО — больше реализма. Хотя, судя по названиям «Язычник», «Потерял слепой дуду», «Хозяин белых оленей», — вряд ли.

В последнее время «идентичность» стала едва ли не модным словом. Ищет ее и литература. Только там ли ищет? Много ли добавит мистика нашему знанию России? Интересно еще, каким произведением будет представлен в «Читаем Россию» наш Урал? Скоро выйдет в свет «Невьянская башня» Алексея Иванова. Правда, в другом издательстве и другой серии. Но вот такой бы исторический контекст в литературном познании Каменного Пояса…

Ранее «Областная газета» писала о том, что на «Красной строке» Rideró провел фестиваль самостоятельных авторов.

Денис Паслер назвал самые инвестиционно привлекательные муниципалитеты Свердловской области

Губернатор Свердловской области Денис Паслер назвал самые инвестиционно привлекательные муниципалитеты региона по итогам 2025 года. Первое...

В Тавде прошел конкурс профессионального мастерства «Две звезды»

В Тавде подвели итоги конкурса профессионального мастерства «Две звезды» среди педагогов муниципалитета. Финал события собрал...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также