Преимущество — в многопрофильности: в юбилейный год перед УрГПУ открылись новые горизонты

Эксклюзивное интервью «ОГ» исполняющего обязанности ректора Уральского государственного педагогического университета Юрия Биктуганова

Уральский индустриально-педагогический институт был создан в 1930 году, в период бурного промышленного развития страны, которая нуждалась в педагогах, способных воспитать будущих инженеров, конструкторов, физиков, строителей. Сейчас такая же задача, но уже для нового, технологического, рывка стоит перед его преемником — Уральским государственным педагогическим университетом. О прошлом, настоящем и будущем вуза, о его стратегическом преимуществе, новых направлениях подготовки кадров рассказал «ОГ» исполняющий обязанности ректора УрГПУ Юрий Биктуганов.

— Юрий Иванович, что сегодня представляет собой Уральский государственный педагогический университет после объединения двух ведущих вузов? Какие новые возможности открылись для студентов и в чем, на ваш взгляд, заключается стратегическое преимущество объединенного университета?

— Сегодня Уральский государственный педагогический университет — это флагман новой модели педагогического и профессионально-педагогического образования в нашей стране. Объединение двух сильнейших образовательных школ — УрГПУ и РГППУ — стало началом качественно нового этапа в развитии системы высшего образования на Урале. Для кого-то объединение вузов — это просто цифры — преумножение корпусов, студентов, преподавателей. Но для нас — это, прежде всего, рождение нового смысла. Мы объединили традиции, школы, идеи. И в результате получили качественно новое образовательное пространство — новый формат педагогического университета.

Главное стратегическое преимущество нашего университета в его многопрофильности. Мы — пример педагогического университета, где сочетаются гуманитарное, педагогическое, техническое и профессионально-педагогическое образование. Ни один другой педагогический вуз России не предлагает столь широкого спектра направлений подготовки: от классических гуманитарных дисциплин до инженерно-педагогических, IT-направлений, логистики, креативных индустрий. В состав Главного педагогического университета на Урале теперь входит и Университетский колледж. Такой формат действительно открывает университет для самых разных ребят. Кто-то приходит к нам после 9-го класса и начинает путь в Университетском колледже. А кто-то готов поступать на бакалавриат или в магистратуру. Главное — у каждого есть возможность выбрать свой маршрут: шаг за шагом двигаться к профессии, получать качественное образование и чувствовать, что тебя здесь ждут и поддерживают, независимо от того, с чего ты начинаешь.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

 — УрГПУ готовится к своему юбилею. Что, по-вашему, можно взять из прошлого вуза в настоящее и будущее?

— Любой юбилей — будь то в жизни человека или в истории большой организации, такой как Уральский государственный педагогический университет — это особое время. Это момент, когда ты невольно останавливаешься, чтобы осмыслить путь, который уже пройден, почувствовать, в каком состоянии ты находишься сегодня — и самое главное — взглянуть вперед и понять: куда мы идем, что хотим оставить после себя. В такие моменты я всегда вспоминаю слова академика Дмитрия Лихачёва: «Прошлое нужно не для того, чтобы его хранить, а для того, чтобы на нем строить будущее».

26 августа 1930 года в Свердловске был открыт Уральский индустриально-педагогический институт. В 1934 году осуществлен первый выпуск специалистов — 27 учителей химии, 27 учителей физики и математики, 13 учителей обществознания. Уральский государственный педагогический университет был создан, когда Советской стране крайне нужна была грамотная система образования, особенно на промышленно развивающемся Урале. Наши выпускники учили в городах и селах, в мирное и военное время, сохраняя верность профессии и своему призванию. Это чувство высокой ответственности за дело воспитания человека не просто актуально сегодня — оно критически необходимо, когда общество сталкивается с новыми вызовами и стремительно меняющейся реальностью.

Современный этап развития УрГПУ — это время технологической трансформации, новых форматов образования, цифровизации. Но, как бы ни менялись инструменты и подходы, мы остаемся университетом, где в центре внимания — человек. Если говорить о фундаменте УрГПУ, на котором мы строим прошлое, настоящее и будущее, — это, безусловно, идея просвещения как служение людям и обществу. Это верность педагогическому труду как жизненному выбору. Это уважение к человеку, которому ты передаешь знания. И, наконец, это вера в то, что доброе и разумное слово, сказанное вовремя, может изменить чью-то судьбу. Мы берем это с собой в будущее, потому что именно в этих вечных ценностях прочный смысл педагогического служения.

 — В последние годы в обществе растет интерес к истории своей малой родины — региона, города. А что касается вуза — студенты интересуются его историей?

— Университет — это, прежде всего, живая общность, если хотите, то семья на ближайшее время учебы. И как в каждой семье наступает момент, когда дети начинают интересоваться своими корнями, так и в университете студенты рано или поздно задают вопрос: «А с чего всё началось?»

Во-первых, сам университет является носителем и хранителем исторической памяти. Наши студенты учатся в здании на Карла Либкнехта, 9 — бывшей Первой женской гимназии Екатеринбурга — месте, где началась более чем 150-летняя история педагогического образования на Урале. В годы Великой Отечественной войны именно в этом здании размещался штаб 30-го Уральского добровольческого танкового корпуса — символа народного подвига и единения. Это пространство само по себе и учит, и воспитывает.

Во-вторых, важнейшей точкой притяжения для наших студентов стал музейный комплекс УрГПУ. Центральное место в нем занимает Музей истории университета, созданный в 1987 году. Более 1 000 экспонатов рассказывают о развитии университета, педагогики, об образовательной и общественной жизни разных эпох. В 2022 году был открыт инновационный Музей памяти педагогов-фронтовиков, в котором сочетаются артефакты, найденные на полях боев, мультимедийные экспозиции, диорамы, интерактивные зоны.

И наконец, особое место занимает поисковое движение. Студенческий поисковый отряд «Стикс», действующий при университете, за более чем десять лет стал полноценным методическим и координационным центром поискового движения для всей Свердловской области. Студенты УрГПУ участвуют в полевых экспедициях, возвращают из небытия имена погибших, работают с архивами, ведут просветительскую работу.

Когда студент оказывается в такой образовательной среде, где всё пронизано величайшим уважением к истории нашей страны, он невольно начинает чувствовать то же самое. Именно в такой среде интерес к истории появляется сам собой. Сегодня ты проходишь мимо фотографии первого ректора, а завтра уже хочешь узнать, каким был первый выпуск. Сегодня ты слышишь, как кто-то читает вслух письма с фронта, найденные в поисковой экспедиции, а послезавтра уже едешь туда сам, в составе поискового отряда. И вместе с этим интересом приходит и гордость. Гордость за университет, за его путь, за учителей, которых он дал стране.

 — Сегодня Президент обозначил вектор на технологическое лидерство страны, а с другой стороны, не хватает педагогов по естественно-научным дисциплинам, тех, кто преподает математику, физику, информатику, биологию, химию. Как ваш вуз решает эту проблему?

— Согласен, что именно эти дисциплины лежат в основе подготовки современных высококвалифицированных кадров. Сегодня стране нужны специалисты, способные создавать оригинальные инженерные решения и уверенно работать с самыми современными технологиями. Наиболее важный этап формирования таких специалистов — это обучение в 5–9-х классах, когда закладываются ключевые знания в области математики и естественных наук.

Современный учитель естественно-научного профиля — это специалист, способный работать в условиях быстро меняющегося содержания, использовать цифровые технологии. В 2025 году Уральский государственный педагогический университет включился в реализацию национального проекта «Молодежь и дети». Вместе с еще восемью педагогическими вузами страны УрГПУ был выбран для осуществления повышения квалификации педагогических работников естественно-научного профиля. УрГПУ берет на себя ответственность за организацию и обеспечение повышения квалификации действующих педагогов естественно-научного профиля из регионов, входящих в Уральский федеральный округ.

Наши программы повышения квалификации выстроены в полном соответствии с теми требованиями, которые сегодня предъявляются к современному учителю. Я всегда говорю: к нам приезжают за знаниями и профессиональной атмосферой, за общением с коллегами. И это особенно важно. К нам едут педагоги со всего Уральского региона — от Екатеринбурга до Ямало-Ненецкого автономного округа. Многие из них работают в удаленных, труднодоступных территориях, и для них такой выезд — это не только возможность учиться, но и редкий шанс пообщаться напрямую с единомышленниками, обменяться опытом, поговорить о тех вызовах, с которыми они сталкиваются каждый день.

Я с огромным удовольствием читаю отзывы. Учителя говорят, что мы помогаем им по-новому взглянуть на привычные темы, что у них появляется новый инструментарий, свежий взгляд. Люди уезжают от нас вдохновленные, полные энергии и желания работать.

— Образовательным организациям, педагогам вернули обязанность заниматься воспитанием молодежи. Как к этому готовят будущих педагогов? И есть ли вкус у студентов к такой работе?

— Я убежден: невозможно подготовить настоящего учителя, не формируя в нем внутреннюю готовность быть рядом с ребенком не только на уроке, но и в жизни. Воспитание — не приложение к образованию, а его суть. Наши студенты с первого курса вовлекаются в настоящую воспитательную практику: работают вожатыми в лагерях, участвуют в проектах «Орлята России», Российского движения детей и молодежи Движения Первых, становятся кураторами, тьюторами, наставниками школьников. Они пробуют себя, ошибаются и снова пробуют. Я сейчас наблюдаю: как за одну летнюю смену студент из застенчивого первокурсника превращается в уверенного лидера для ребят, которые идут за ним.

Сегодня всё больше молодых людей осознанно выбирают профессию, связанную с воспитанием, социальной поддержкой и работой с молодежью. И это уже не просто призвание — это полноценная, серьезная образовательная траектория. Наш университет предлагает целый ряд образовательных программ, которые готовят специалистов именно в этой области. Наши выпускники могут с успехом выстраивать целостную воспитательную среду в школах, колледжах, детских и молодежных объединениях или профессионально работать с трудными подростками, семьями в сложной жизненной ситуации, в сфере профилактики девиантного поведения. Наши студенты учатся взаимодействовать с органами опеки, комиссией по делам несовершеннолетних, реабилитационными центрами — словом, с теми, кто каждый день стоит на передовой социальной сферы. И, конечно, мы готовим специалистов — будущих молодежных лидеров, способных формировать молодежную политику на уровне региона и страны.

— С каждым годом становится все более актуальной подготовка будущего учителя к работе в цифровой среде. Но специалисты говорят и о важности непосредственного контакта учителя и ученика. Как это совместить?

Вы абсолютно правы: сегодня учитель работает в новой среде. Если раньше мы представляли его с указкой и мелом у классной доски, то теперь это специалист, уверенно владеющий цифровыми платформами, электронными журналами, инновационными девайсами. Вся наша жизнь меняется в сторону цифровизации, и школа не исключение.

Но при этом одна истина остается неизменной: никакая техника, даже самая передовая, не заменит живого человеческого взгляда, интонации. Настоящее воспитание, как и настоящее образование, невозможно без личного общения, без доверия, без эмоционального контакта. В школе без живого учителя, без его эмпатии, юмора, поддержки — техника превращается в пустую оболочку.

А еще настоящий учитель всегда немного артист, немного оратор, немного волшебник. Он выходит к ученикам как на сцену, чтобы зажечь интерес, пробудить внимание. Он должен уметь говорить так, чтобы класс слушал, затаив дыхание. Работать не только с гаджетами, но и с помощью интонации, взгляда, взмаха руки. Создавать такую атмосферу, в которой даже сложная тема превращается в увлекательное открытие.

Да, это высокие требования. Быть педагогом — значит быть в хорошем тонусе каждый день, держать внимание десятков глаз. Именно это и делает учителя неповторимым, такого учителя ученики помнят всю свою жизнь и рассказывают о нем своим детям. И самое вдохновляющее — с каждым годом таких педагогов становится всё больше. Молодежь идет в профессию осознанно. Мы, как университет, делаем всё, чтобы это желание превратилось в профессию и судьбу.

 — Выступая на Петербургском экономическом форуме, министр просвещения РФ Сергей Кравцов сделал акцент на подготовке инженеров-педагогов — ключевых фигур в системе среднего профессионального образования. Хотят ли будущие педагоги преподавать в колледжах, растить новых специалистов?

— Напомню, что в Екатеринбурге в 1979 году был создан первый в стране, по-своему уникальный вуз профессионально-педагогической направленности, получивший впоследствии статус Российского. В течение нескольких десятилетий университет выступал фактически в качестве базового вуза в области профессионально-педагогического образования, выпускников которого готовили для системы среднего профессионального образования. Конечно, как всякий живой организм университет изменялся, развивался. Образование вообще, а высшее образование в особенности, не могут стоять в стороне от происходящих в обществе изменений. Значительное обновление деятельности университета происходило и в последние годы.

Повышение общего уровня инженерной культуры, подготовка инженеров-педагогов является сегодня необходимым условием перехода нашей страны к новому технологическому укладу. Без преувеличения можно сказать, что в современных условиях по остроте постановки эта задача сопоставима с задачами, которые решались в период индустриализации, когда стоял вопрос создания технического фундамента, обеспечивающего экономическую независимость страны. Мы сегодня обязаны в новом объединенном вузе продолжать лучшие традиции подготовки таких специалистов вместе с нашими коллегами, у которых есть и колоссальный опыт, и инновационные методики, и самое главное, желание работать и приносить пользу нашей стране.

Сегодня техникумы и колледжи включены в крупные федеральные проекты развития. Они становятся настоящими образовательными центрами. И быть преподавателем среднего профессионального образования (СПО) — это уже престижно, ответственно, профессионально. Это реальный карьерный путь. Так что да, желание преподавать в колледжах у будущих инженеров есть — и оно растет. А наша задача как вуза — это поддержать, направить, дать методику, практику и уверенность. И мы гордимся, что в нашем университете такие специалисты рождаются.

— В этой связи задам вопрос: сегодня много говорится о необходимости сближения профессионального образования и производства, подготовки специалистов, способных к оперативной адаптации на рабочем месте. Что делается УрГПУ в этом направлении?

— Действительно, сегодня и руководство страны, и академическое сообщество хорошо понимают важность сближения сферы технического образования и сферы производства. Неслучайно успешное трудоустройство выпускников становится ключевым показателем эффективности вузов.

Очевидно, что качественная подготовка выпускников и их успешное трудоустройство университет может обеспечить только в сотрудничестве с предприятиями-партнерами. Опыт нашего университета показывает, что одной из самых эффективных, дающих реальные результаты форм сотрудничества вузов с работодателями, является сетевая форма сотрудничества в формате практико-модульного обучения. В 2023/2024 учебном году практико-модульная модель реализации образовательных программ была внедрена на базе договоров с 12 ведущими предприятиями Свердловской области.

Теоретическая часть практико-ориентированных модулей образовательной программы реализуется преподавателями университета в соответствующих учебных аудиториях университета, практическая часть, проведение практических и лабораторных занятий — на базе предприятия-участника. При этом предприятие-партнер назначает наставников для работы с обучающимися на площадке предприятия, предоставляет обучающимся возможность использования соответствующего оборудования, технической и другой документации предприятия.

Особо считаю необходимым отметить успешное развитие сотрудничества университета с предприятиями оборонно-промышленного комплекса Свердловской области. Сегодня совершенно очевидно, что стратегия развития инженерного и инженерно-педагогического образования не может выстраиваться без учета международной ситуации. Перед страной стоят серьезные вызовы, требующие глубоких стратегических ответов.

— У Уральского государственного педагогического университета есть свой университетский колледж. Его задачи?

— Прежде всего, это современное образовательное пространство. Мы реализуем программы СПО по самым востребованным направлениям — от информационных технологий и машиностроения до логистики, управления БПЛА, юриспруденции и банковского дела. Все эти специальности тесно связаны с ведущими отраслями экономики, и мы выстраиваем партнерства с работодателями, чтобы наши студенты учились не в отрыве от жизни. Но, пожалуй, самое важное — это то, что наш колледж встроен в единую систему непрерывного образования. Студент может начать обучение в колледже, а потом с учетом накопленных знаний и навыков продолжить учебу на бакалавриате, а затем и в магистратуре УрГПУ.

Приемная кампания этого года ясно показывает: интерес к СПО растет. Но главное даже не в цифрах, а в настроениях. Молодые люди приходят в колледж не потому, что «не сдали ЕГЭ» или «не прошли в вуз». Они приходят осознанно. Они знают, чего хотят, стремятся как можно раньше освоить профессию, выйти на рынок труда, стать профессионалами. В этом году среднему профессиональному образованию в России исполняется 85 лет. Это целая эпоха. И нам особенно приятно отмечать этот юбилей в кругу не только студентов и партнеров, но и наших замечательных педагогов, настоящих героев профессии. У нас в колледже преподает Геннадий Петрович Пыльнев — заслуженный учитель России, преподаватель высшей квалификации. Его педагогический стаж в системе СПО — 56 лет, а общий трудовой путь — 65 лет! Только вдумайтесь: шесть с лишним десятилетий в профессии. И я совершенно серьезно считаю, что его имя достойно попасть в Книгу рекордов России. Когда рядом с молодыми работают такие люди — это формирует особую атмосферу уважения и преемственности. Это и есть настоящая школа — не только в профессии, но и в жизни.

— Юрий Иванович, как вы считаете: сегодня так много говорят о студенческих семьях и государственной поддержке молодых родителей. Может быть, сначала стоит получить образование, устроиться в жизни, а потом уже думать о создании семьи?

— Студенчество — удивительная пора. Это время открытий, поиска своего пути, и, конечно, любви. И я не буду голословным, если скажу: именно в студенчестве рождаются самые крепкие семьи. Любовь — она не приходит по расписанию. Если любовь пришла — значит, так и должно быть. Я горжусь, что в Уральском государственном педагогическом университете сегодня учатся самые лучшие студенты — красивые, мудрые, искренние. Учитывая нашу специфику, в большинстве своем — это девушки, которые уже на старте своей жизни погружены в вопросы воспитания, психологии, заботы о других. Убежден: именно из таких студенток вырастают не только прекрасные специалисты, но и надежные, любящие жены, замечательные мамы, опора для будущей семьи.

Сегодня в УрГПУ учатся 692 студенческие семьи, и 17 из них — это пары, где оба супруга являются нашими студентами. Недавно одна из таких семей — Игорь и Карина Мельниченко — представляла наш университет на I Всероссийском фестивале студенческих семей, который прошел в Конгресс-центре МГТУ им. Баумана. Этот форум стал знаковым событием: он собрал участников со всей страны. На форуме прозвучали такие данные. Сегодня в России 25 700 студенческих семей, из которых более 13 000 — это семьи с детьми. Эти цифры говорят сами за себя — это не маргинальное исключение, это массовое, осмысленное, ответственное явление.

И мы как университет не просто поддерживаем такие семьи — мы создаем для них особую атмосферу: атмосферу понимания, заботы и устойчивости. У нас действует система сопровождения по принципу единого окна: это и материальная помощь, и психологическое сопровождение, и консультации по социальным вопросам, и даже содействие в устройстве детей в детские сады.

Понимаете, задача университета — не только научить, но и быть рядом. Быть той точкой опоры, на которую можно опереться и в радости, и в трудности. Именно поэтому я считаю: студенческая семья — это не выбор: или учеба, или семья, а синтез, в котором есть и любовь, и знания, и дети, и развитие, и ответственность, и вдохновение.

Так что, если вы спросите меня, стоит ли заводить семью во время учебы, я скажу — если любите — да. Если нашли своего человека — держите за руку. Потому что ничто не окрыляет нашу жизнь так, как любовь, и ничто не придает любви такой силы, как совместный путь к мечте!

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

— Что вы можете пожелать преподавателям вуза и студентам в юбилейный год?

— Уважаемые коллеги, студенты и наши партнеры, история университета — это тысячи человеческих судеб, переплетенных в едином ритме жизни. Каждый из вас — это живая строка в биографии УрГПУ. Именно вы — авторы того самого университета, который мы знаем сегодня. Благодаря вам Главный педагогический на Урале стал настоящим народным университетом, школой жизни, где интеллект, труд и вера в человека — всегда на первом месте.

Сегодня, глядя вперед, мы говорим уверенно: наш университет в постоянном движении и в развитии. Мы не стоим в стороне от жизни, мы ее формируем: своими знаниями, своими выпускниками, своими принципами. Я хочу поблагодарить каждого из вас — тех, кто стоял у истоков, и тех, кто только в начале пути. Давайте вместе продолжим писать страницы Уральского государственного педагогичного университета, так, чтобы каждый год становился новой вехой и доказательством того, что наш университет — это лучшее, что случилось в нашей жизни. Здоровья вам, благополучия и всего самого доброго. Я готов пожать руку каждому из вас, до встречи в стенах родного университета!

Главные события

1930

«Открыть Уральский индустриально-педагогический институт в г. Свердловске для подготовки преподавательских кадров для школ, ФЗУ и ФЭС» (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР №33 от 25 августа 1930 г.).

1932

Уральский индустриально-педагогический институт переименован в Уральский педагогический институт. Определен профиль учебного заведения – подготовка учителей общеобразовательных дисциплин для средней школы.

1933

Уральский педагогический институт переименован в Свердловский государственный педагогический институт (СГПИ).

1941

По призыву или добровольцами уходят в ряды РККА 57 преподавателей и сотрудников, 186 студентов пединститута. Оставшиеся студенты и преподаватели работают на стройках военных заводов. Коллектив вуза чтит память 41 преподавателя, сотрудника и студента, павших на фронтах Великой Отечественной войны.

1950

В ведение СГПИ переходит здание по адресу ул. Карла Либкнехта, 9, в котором до революции находилась екатеринбургская первая женская гимназия. На 36 лет оно становится главным корпусом института.

1965

Выходит первый номер вузовской многотиражной газеты «Народный учитель». Издается до сегодняшнего дня.

1981

За достигнутые успехи в подготовке кадров для народного образования и в связи с 50‑летием со дня основания коллектив СГПИ награжден орденом «Знак Почета». Вуз стал именоваться «Свердловский ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт».

1985

Завершено строительство нового главного учебного корпуса педагогического института по адресу проспект Космонавтов, 26. Здесь он располагается до настоящего времени.

1991

Свердловский ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт переименован в Уральский ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт. (УрГПИ).

1993

Педвузу присвоен статус университета. Его новое название – Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ).

2020

В УрГПУ открыт Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Учитель будущего».

2021

В педуниверситете создан Центр «Педагогический технопарк «Кванториум» им. В.Г. Житомирского».

2022

На базе педагогического технопарка «Кванториум» открыта штаб-квартира Свердловского областного отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».

2023

УрГПУ создал Центр открытого образования на русском языке в Исламской Республике Пакистан. Заключено соглашение, в соответствии с которым Уральский педуниверситет стал центром Учебно-педагогического округа № 27.

2024

Открытие музейной мили в рамках реализации проекта «Музейно-образовательная лаборатория для детей и молодежи «Пространство открытий».

2025

Завершена юридическая процедура присоединения Российского государственного профессионально-педагогического университета к Уральскому государственному педагогическому университету.

Ранее «Областная газета» писала о том, что свердловчане могут принять участие в олимпиадах «Изумруд» и «Изумруд.Студент».

«Чтобы люди как можно дольше жили»: Денис Паслер открыл первую из семи запланированных на 2025 год поликлинику в Артёмовском

Глава Свердловской области Денис Паслер совершил рабочую поездку в Артёмовский. Руководитель региона открыл новую...

Людмила Бабушкина направила депутатов в ДНР для разъяснения военнослужащим-уральцам процедуры голосования на выборах губернатора Свердловской области

Депутаты Законодательного Собрания Свердловской области Тарас Исаков, Вячеслав Вегнер и Вячеслав Брозовский посетили Донецкую Народную...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также