Они возвращали самолеты в строй

Уральский завод гражданской авиации в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны свердловские авиаремонтные мастерские ремонтно-технического управления «Аэрофлота», с 1943 года авиаремонтная база №404 ГВФ (с 1996 года — Уральский завод гражданской авиации) работали под лозунгом «Всё для фронта! Всё для победы!»

На предприятии ремонтировали самолеты У‑2, авиадвигатели, узлы двигателей и аэросани. Здесь также собирали бомбардировщики АНТ‑40 (СБ), истребители И‑15 и И‑16. Всего за 1941–1945 годы рабочие отремонтировали и вернули в строй 560 самолетов и 1,5 тыс. двигателей.

23 сентября 1941 года был издан специальный приказ. «В связи с особым заданием все цеха переводятся на десятичасовой рабочий день. Он устанавливается с 9 часов утра до 8 часов вечера», — говорилось в документе. После этого выполнение норм отдельных групп рабочих доходило до 500%, тогда как средняя выработка норм по цеху равнялась 214%. До войны на предприятии освоили ремонт учебных самолетов У‑2, а также двигателей М‑11 для этих самолетов. Это помогло в военные годы оперативно модернизировать У‑2 в легкий ночной бомбардировщик. Бомбовая нагрузка в них варьировалась от 100 до 350 килограммов. С моторами М‑11 было выпущено более 50 тыс. таких самолетов.

Завод в годы ВОВ. Фото из архива музея АО «УЗГА»

Свердловские авиаремонтные мастерские не только освоили ремонт самого востребованного в то время двигателя АШ‑62ИР, но и осуществляли замену моторов на самолетах ЛИ‑2. Эти пассажирские самолеты переделали под военные нужды и использовали для высадки десанта и снабжения партизанских отрядов. В военное время двигатель АШ‑62ИР по своим техническим характеристикам не уступал зарубежным аналогам.

В тяжелых условиях инженеры предприятия внедряли новые технологии. Например, технологию балансировки шатунно-кривошипного механизма и коленчатого вала двигателя М‑11 или технологию заливки втулок главного шатуна баббитом, для чего был изготовлен специальный станок для заливки с нагревательным устройством. Также на заводе внедрили технологию изготовления поршней двигателя М‑11 и восстановления цилиндров двигателя методом хромирования зеркала цилиндра.

Мочалов В.А. проводит одну из первых оперативок (1941 год). Фото из архива музея АО «УЗГА»

Введение этих технологий позволило рабочим и ИТР отремонтировать тысячи авиационных двигателей, самолетов, деталей к снарядам и обеспечить фронтовые подразделения необходимой техникой. В архивных материалах говорится: «…инженеры сутками не выходили из цехов, со стоянок самолетов — возвращали к жизни самолеты, моторы, аэросани, которые, казалось бы, невозможно было восстановить».

Слаженную работу авиаремонтного предприятия обеспечивали коллективы моторного, самолетного и механического цехов. Механический цех изготавливал детали реактивного снаряда «Катюша». За смену цех выпускал 135 деталей.

«Производственный план за апрель месяц 1944 года выполнен по товарной продукции на 110%, в том числе по самолетам — 120%, по моторам — 141,8%, по изготовлению боеприпасов — 120,7%», — следует из архивов предприятия.

В апреле 1945 года авиаремонтная база №404 в очередной раз сохранила переходящее Красное Знамя ГВФ и ЦК Союза авиаработников и звание «Лучшая авиаремонтная база ГВФ». Всего за годы войны коллектив завода победил в социалистическом соревновании ремонтных предприятий «Аэрофлота» шесть раз.

Воспоминания сотрудников завода

Валентин Чамовских, шлифовщик:

— В марте 1942 года я поступил учеником токаря в САРМ (Свердловские авиаремонтные мастерские. — прим. «ОГ»), в механический цех, затем стал токарем — делали детали для снарядов «Катюши». 9 мая утром пришел на работу, объявили нерабочий день — впервые за долгие четыре года войны! Всем было ясно — Победа!

Владимир Кривоногов, начальник отдела охраны труда и подготовки кадров:

— В годы войны завод насчитывал порядка 450–500 человек. Это был дружный и сплоченный коллектив. Работники завода работали умело и самоотверженно.

Ираида Сивакова, заместитель начальника отдела охраны труда и промышленной безопасности:

— Во время войны на нашем заводе работали детишки, потому что все отцы ушли на фронт. И 12–14‑летние ребята вставали за станки, подставляли ящики и работали. Работали наравне со взрослыми. И мы выстояли. Ветераны потом говорили: «Спасибо нашему заводу за то, что мы живы». Потому что эта пайка, которую получали рабочие в годы войны, помогла выжить.

Екатерина Воробьева, участница трудового фронта:

— Я поступила на работу в механический цех завода в марте 1944 года. Обучение заняло полтора часа, не больше. Мне доверили производить деталь №26 для снаряда к «Катюше». Я была очень юной, несовершеннолетней еще, но оказалась смышленой — быстро освоила все премудрости операции и стала работать сразу на двух станках. Вместе со мной мама отправила на завод и моего младшего брата. Нашей многодетный семье нужно было как-то выживать, а рабочим на свердловских оборонных заводах давали хороший паек — по 800 грамм хлеба.

Анатолий Жильцов, главный специалист по информационной политике и взаимодействию со СМИ отдела информационной политики АО «Уральский завод гражданской авиации»

Материал опубликован в рамках совместного информационного проекта «Урал — фронту. Свердловская область для Победы». Партнеры проекта: Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, Государственная корпорация «Ростех», Свердловское региональное отделение Союза машиностроителей России, Федерация профсоюзов Свердловской области, Движение Первых в Свердловской области, Управление архивами Свердловской области, Государственный архив Свердловской области, Свердловский областной краеведческий музей, Мультимедийный парк «Россия — моя история. Свердловская область».

Свердловские биатлонистки выиграли эстафету на летнем чемпионате России

В Чайковском прошел летний чемпионат России по биатлону. В турнире приняли участие более 200 биатлонистов...

В Сысерти началось строительство нового туристско-информационного центра

В Сысерти началось строительство нового туристско-информационного центра: у подножия горы Бессонова рабочие начали подготовку земли для...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также