Дети являются одной из наиболее уязвимых социальных групп, и защита их прав была, есть и будет в числе приоритетов государства. Особенно в наши дни, когда подростки и молодежь подвергаются массированному негативному воздействию деструктивных сил: их вовлекают в преступную деятельность, склоняют к суициду, ломают традиционные представления о семейных ценностях. Как оградить детей от опасностей? Какие аргументы использовать, чтобы предотвратить беду? Что делать, если на ребенка вышли мошенники или террористы? На эти и другие вопросы читателей и журналистов «ОГ» отвечали во время прямой линии в редакции начальник оперативно-правового отдела Аппарата уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области Евгений Данилов, нотариус города Екатеринбурга, член Ассоциации юристов России Татьяна Ефимова, официальный представитель Управления ФСБ по Свердловской области Елена Докучаева.
— Евгений Валерьевич, какие права детей в нашем регионе нарушаются наиболее часто?
— Около 65% от числа всех обращений связаны с общеобразовательными школами. Это конфликты между учениками, между родителями и педагогами, между детьми и учителями. Наша практика показывает, что ежегодно таких обращений становится больше, и мы постоянно анализируем эту ситуацию. Могу сказать, что в разрезе действующего законодательства у нас всё в порядке, но есть вопросы в применении правовых норм на практике и в воспитании. На втором месте стоят, как правило, вопросы, вытекающие из правоотношений опеки и попечительства. Третье место занимает тема физической безопасности детей.

— Я бы добавила, что информация, которая сейчас окружает наше подрастающее поколение, оказывает влияние на их поведение, — отмечает Елена Докучаева. — С помощью фейковых новостей, таргетированной рекламы у подростков создается ощущение, что можно быстро добиться популярности и легких денег через социальные сети, выложив ролики с драками, издевательствами. Эту иллюзию они пытаются транслировать своим сверстникам, и это накладывает отпечаток на их поведение, которое они приносят в учебные заведения. Дети зачастую уверены, что до совершеннолетия их не настигнут никакие правовые последствия, и здесь важно отметить, что недавно был подписан указ, согласно которому уголовная ответственность по ряду статей снизилась с 16 до 14 лет. В первую очередь это касается преступлений террористической направленности, а вовлечение детей в диверсии сейчас наказывается вплоть до пожизненного заключения.
— К сожалению, права детей нередко нарушают сами родители. Можно с этим что-то сделать?
— Как только подобная информация попадает в паблики, она фиксируется не только нами, но и нашими коллегами, Территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и Управлением социальной политики, незамедлительно проводится необходимая работа, — отмечает Евгений Данилов. — Нужно сказать, что в нашем регионе активно реализуются стратегические программы уполномоченного при Президенте России по правам ребенка, направленные на защиту основополагающих прав несовершеннолетних. Например, права жить и воспитываться в семье. С 2024 года в Свердловской области реализуется специальный проект «Вызов» стратегической программы «Дети в семье». В регионе на постоянной основе проводятся межведомственные консилиумы, на которых мы анализируем каждый проблемный случай в семье и принимаемые меры. Итогом таких заседаний в последние месяцы всё чаще становится возвращение детей в семью. А значит, восстанавливаются права и интересы ребенка. Такие семьи, конечно, находятся на учете в органах системы профилактики и, как положено, за ними осуществляется регулярный контроль. Мы формируем программы реабилитации для таких семей, ситуация в них всегда на контроле, как рука на пульсе.
Вопрос от читателя:
— Здравствуйте, Евгений Валерьевич! Бывает ли, что про некоторые нарушения в семьях боятся рассказывать? Родные не хотят выносить сор из избы, а посторонние — вмешиваться?
— На самом деле проблема получения информации существует до сих пор. Но в последние годы представители тех или иных учреждений, включая школы, детские сады и поликлиники по месту жительства обращают внимание на тревожные признаки. Информацию в определенные службы направляют не для того, чтобы навредить таким семьям и ребенку, а чтобы можно было провести проверку и вовремя принять меры с учетом интересов ребенка.
Следующий вопрос для нотариуса.
— Татьяна Владимировна, какую роль в защите имущественных прав детей сыграло то, что ввели процедуру обязательного нотариального удостоверения определенных сделок?
— Дети — наиболее уязвимая категория граждан как в социальном, так и в правовом аспекте. Нотариус является гарантом законности совершенных действий, обеспечивает имущественные права детей, это своеобразный купол, гарантирующий контроль за законностью. Защита прав осуществляется в первую очередь в сфере жилищных, семейных и наследственных правоотношений. С 2016 года все сделки по распоряжению недвижимым имуществом несовершеннолетних граждан подлежат обязательному нотариальному удостоверению. Хочу отметить, что в сделках с участием несовершеннолетних нотариальный тариф, как правило, специальный пониженный и не влечет значительной финансовой нагрузки на бюджет семьи.
Конечно, дети полностью освобождены от оплаты региональной части нотариального тарифа при отчуждении им недвижимого имущества, а дети участников СВО имеют специальные льготы при совершении целого ряда нотариальных действий. По всем видам нотариальных действий нотариусы дают бесплатные предварительные консультации, что также помогает учесть интересы детей.

Мы наблюдаем, как не только в Свердловской области, но и повсеместно растет количество соглашений об уплате алиментов. С одной стороны, мы радуемся, что родители смогли договориться мирно и не пошли в суд. А с другой — это означает, что родители живут раздельно, это на 99% уже расторгнутый брак. В таких случаях нотариус делает всё, чтобы в первую очередь не были нарушены права ребенка.
Вопрос от читателя:
— Как раз по поводу консультаций. В интернете очень много сомнительной информации о правах детей. Каким источникам я могу доверять, чтобы предварительно ознакомиться с интересующим вопросом?
— Лучше всего сразу подходить с документами на консультацию к нотариусу. В каждом конкретном случае имеются нюансы, которые требуют анализа документов, обстоятельств. Дистанционно вы можете получить информацию только общего плана, особенно если не знаете точно, что ищете. Поэтому лучше не рисковать и не искать информацию из недостоверных источников, а обратиться напрямую к специалистам. Обращаю внимание, что в любой нотариальной конторе предварительная консультация бесплатная, вы платите только за совершение нотариальных действий.
Вопрос от читателя:
— Здравствуйте, я хочу узнать, почему моим внукам, отец которых ушел на СВО еще в 2022 году, не платят детские. Соцзащита отказала, ссылаясь на то, что в семье есть две автомашины.
— Скорее всего это связано с тем, что размер дохода превышает величину прожиточного минимума в семье, — отвечает Евгений Данилов. — Это, как правило, является основанием для отказа в выплате пособий. Но в каждой ситуации нужно разбираться предметно. Представьтесь еще раз пожалуйста, я запишу ваше имя и контактный телефон, чтобы связаться с вами, уточнить детали и разобраться.
— Спасибо большое! Буду ждать.
— Насколько в регионе защищаются права детей участников СВО?
— В течение года нам поступают порядка 20-25 обращений, — отмечает Евгений Данилов. — В основном они касаются назначений и выплат определенных сумм. На решение этих вопросов уходит несколько месяцев, в абсолютном большинстве итог обращений положительный. К работе подключаются сотрудники по линии Министерства обороны, военная прокуратура и наши социальные службы.
Вопрос от читателя:
— В новостях всё чаще сообщают о вовлечении детей в террористическую, диверсионную деятельность. Как оградить их от этого?
— Любой профилактической работы никогда не бывает достаточно, поэтому чем ее больше, тем лучше, — объясняет Елена Докучаева. — Работаем с детьми мы в трех основных направлениях, и первое — рассказываем о неизбежности наказания. Важно донести мысль, что незнание закона не освобождает от ответственности.

А если говорить про преступления террористической и экстремистской направленности, срок наказания достаточно большой. Важно говорить об этом с детьми, потому что многие всё еще думают, что ложные сообщения об акте терроризма, например, — это нестрашно и последствий не будет. Объясняя детям последствия их поступков, мы их не запугиваем, а хотим, чтобы они в полной мере осознавали серьезность нарушений закона.
Следующее, на что мы обращаем внимание — цифровая гигиена. Здесь очень поможет пример взрослых, которым в первую очередь нужно обезопасить свои соцсети и все мобильные устройства, ставшие неотъемлемой частью жизни. Когда уже произошел диалог с незнакомым человеком, детям сложно прекратить общение, поэтому важно не допустить этого контакта. Защитить детей можно с помощью родительского контроля, ограничением вредного контента для подрастающего поколения. И нужно обязательно объяснять детям, что это не ущемление их прав, а в первую очередь защита.

И третье — всегда давать законную альтернативу любой деятельности. Ребенок часто готов пойти на преступление не в последнюю очередь за денежное вознаграждение, и ему необходимо объяснить, что есть много способов заработать легальным способом. Родители могут помочь своему ребенку найти работу. В Свердловской области, например, работает молодежная биржа труда, куда можно обратиться подросткам. Мы, взрослые, понимаем заманчивость легких денег, особенно для детей и молодежи, у которых не всегда есть собственные средства. Понимаем, что за совершения преступлений предлагают, как правило, значительные суммы.
И важно объяснить подростку, что условные 1 000 долларов, предлагаемые за совершение диверсии, могут стоить 20 лет лишения свободы.
И если разделить эту сумму на время заключения, в день получаются сущие копейки и поломанная жизнь. Такие простые примеры помогают достучаться до молодых. Родителям нужно быть в постоянном контакте с детьми, выстраивать доверительные отношения в семье, это помогает предотвращать тяжелые ошибки.
— Добавлю, что по закону деятельность уполномоченного по правам ребенка направлена на обеспечение гарантии государственной защиты прав и интересов детей, — рассказывает Евгений Данилов. — У нас нет полномочий самим проводить беседы с педагогами и родителями путем выхода в образовательную организацию и тем более в семью. Но мы организуем просветительские мероприятия, куда можно прийти, задать вопросы, поговорить с компетентными специалистами. Такие встречи проводятся обычно совместно с общественными или некоммерческими организациями, органами государственной власти, включая и муниципальный уровень. У нас ни разу не было случая, чтобы какая-то организация отказалась участвовать в таких мероприятиях.
— Елена Александровна, куда может обратиться подросток, если на него вышли с противозаконным предложением?
— Прежде всего ко взрослым — к родителям, к педагогу. И уже вместе они смогут обратиться в правоохранительные органы по официальным каналам. Важно, чтобы у ребенка была возможность поговорить с тем взрослым, которому он доверяет, и наилучший вариант, если этим взрослым окажется родитель.
В других случаях работает телефон доверия, где ребенку всегда готовы помочь специалисты.
Записали Татьяна Бурова, Елена Волкова
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Первоуральске прошел окружной семинар для работников сферы молодежной политики.
