В начале нашего интервью Ольга Ивановна сомневается, правильно ли мы выбрали героиню, ведь она преподает общеобразовательные дисциплины — основы экономики, социологии и политологии, философии, английский язык. Списываем на скромность, потому что с 1983 по 2000 год Ольга Мананникова работала преподавателем общественных дисциплин в Краснотурьинском музыкальном колледже, а в 2002-м ей предложили возглавить местное художественное училище…
— Так уж сложилось, что действительно практически всю жизнь я работаю в художественном образовании, — рассказывает Ольга Мананникова. — Правда, когда поступило предложение от главы городского округа Виктора Егоровича Михеля возглавить художественное училище, долго думала. И дело не в специфике, я почему-то убеждена, что общественные науки — всеохватные. Сомневалась по поводу ответственности на такой административной должности. Но муж посоветовал попробовать. Заместителем по учебной работе тогда был художник Владимир Петрович Токмаков, и как раз по части специальных дисциплин он меня очень хорошо страховал…
— Ольга Ивановна, вы заступили на пост руководителя художественного училища в 2002 году, а уже в 2005-м произошла реорганизация: художественное училище и музыкальный колледж объединили в одно учебное заведение — Краснотурьинский колледж искусств (который вы возглавляли вплоть до 2021 года). Почему это было необходимо?
— Решение принималось администрацией городского округа Краснотурьинск. Дело в том, что мы готовились к переходу как раз в областное подчинение, поскольку до этого учреждения были муниципальными. Но была и еще одна важная причина.
Существование двух таких учебных заведений в то время оказалось очень нерациональным. В каждом — всего по 100 учащихся. Это было начало 2000-х, а в то время очень изменилось отношение к художественному профессиональному образованию, прежде всего у родителей. Были сложности с набором, распределением студентов, поэтому приняли решение об объединении.
— Решение оказалось оправданным?
— Сейчас мы видим, что да, безусловно. Хотя нет-нет художники и музыканты вспоминают о своем прошлом самостоятельном статусе (улыбается). Но в том числе благодаря объединению в 2011 году мы смогли переехать в хорошее здание. Раньше три учебных корпуса и три корпуса общежития находились в разных концах города. А тут выяснилось, что на консервацию хотят отдать здание бывшего профтехучилища. Это было очень хорошее здание — учебный корпус большой, спортзал, спортивная площадка, столовая. И все в одном месте. Помню, как нам помог Иван Иванович Граматик — тогда управляющий Северным округом. С его заместителем Ольгой Константиновной Полянской мы каждый вечер проводили расчеты — нам нужно было убедить правительство области, что колледжу экономически эффективнее существовать в одном здании. И к нам прислушались — огромная благодарность тогда председателю правительства региона Анатолию Леонидовичу Гредину и министерству культуры Свердловской области, которое тогда возглавлял Алексей Феликсович Бадаев. Теперь мы существуем в комфорте.
— А музыканты с художниками друг к другу привыкли?
— Притерлись, конечно. Сосуществование оказалось интересным и плодотворным для тех и других. Например, художники с удовольствием ходят на концерты музыкантов. Теперь это одна студенческая семья. И социально-культурную деятельность вместе начали… Кстати, раньше у нас художников всегда было чуть больше, а в последнее время и эта ситуация выровнялась.
Больше 70 процентов наших выпускников поступают в вузы
— Вы сказали, что в начале 2000-х родители неохотно отдавали детей в художественное образование. С чем это связано?
— Они не видели в этом будущего для своих детей. Ведь зарплаты у преподавателей в школах тогда были, мягко говоря, небольшие.
Средний возраст педагогов в колледжах и школах искусств в какой-то момент достиг предела. Сейчас ситуация другая — учителя неплохо зарабатывают, выпускников разбирают как горячие пирожки. Во всех учебных заведениях идет омоложение преподавательского состава, в том числе и у нас в колледже, это здорово.
— На севере области ваш колледж — единственное профессиональное учебное заведение. Следующее — в Нижнем Тагиле. Получается, у вас очень большая территория охвата. Откуда к вам приезжают абитуриенты?
— В основном это ближайшие города Северного управленческого округа — Серов, Карпинск, Североуральск, Ивдель, а в последнее время и поселковые образования. И еще важно, что благодаря первым нашим выпускникам, которые теперь работают в Тюменской области и в ХМАО, у нас приезжают абитуриенты даже оттуда.
— А в педагогическом составе колледжа есть ваши выпускники?
— За последние годы пришло восемь человек, в прошлом году — еще двое, и в этом году преподаватель на художественное отделение. Это очень нас радует. Порядка 70 процентов и выше (особенно среди музыкантов) затем поступают в высшие учебные заведения, причем на бюджетные места. У художников ситуация немного другая: отучившись у нас, у них появляются большие планы на поступление в Москву, Санкт-Петербург. Даже Екатеринбург могут проигнорировать. Но в столичных городах совсем другая конкуренция, и получается, что они в итоге предпочитают работать, а не продолжать образование. Но это тоже хорошо, потому что их специальности сегодня востребованы.
— Как раз о специальностях. На художественном направлении вы готовите в том числе промысловиков по виду «Художественная роспись по дереву». Интерес к народным промыслам, конечно, возрождается. Но нужно ли это молодым людям, вашим абитуриентам?
— Такие ребята есть, и в первую очередь благодаря преподавателю Наталье Николаевне Кочкарёвой. Она их буквально собирает по всем близлежащим городам. Посещает учреждения допобразования, какие-то кружки. Благодаря ее энтузиазму, любви к делу у нас это отделение существует. Причем раньше в художественном училище у нас была резьба по дереву, но когда вышел закон на запрет вырубки кедра, пришлось отказаться от этой специализации. Мы переориентировались, и теперь есть роспись по дереву. Последние два выпуска по этому виду у нас очень сильные. Это ребята, которые осознанно приходили именно на эту специальность.
«Порой лучше быть профессионалом в небольшом городе, чем незаметным педагогом в крупном»
— Ольга Ивановна, в Год педагога и наставника не могу не спросить про ваш путь в профессии. Ведь насколько нам известно, в Краснотурьинск в свое время вы приехали по распределению?
— Это так. Я родилась в Нижнем Тагиле, там окончила педагогический институт, историко-английский факультет. Это, кстати, был первый выпуск. Мне хотелось преподавать, потому что и самой везло с педагогами и в школе, и в институте… Конечно, я могла остаться в Нижнем Тагиле, потому что на последних курсах уже работала в одной из школ. Но решила попробовать жить самостоятельно, а родители мне разрешили это сделать.
Помню, сокурсница, которая переехала в Краснотурьинск, поскольку вышла замуж, предложила показать мне город. Я приехала и просто влюбилась. Краснотурьинск меня покорил — красивый, с невероятной природой, высокой культурой… А уж потом и я вышла здесь замуж. Обычная история, на самом деле (улыбается).
— Не скажите. Сегодня небольшие города пытаются бороться за молодых специалистов — учителей, врачей. Мотивируют их жильем, земским миллионом. И первые подвижки есть, но молодежь не всегда находит стимула ехать в глубинку. Поэтому сейчас ваш пример уникальный.
— Вы знаете, в прошлом году к нам приехали два наших выпускника. Они окончили Уральскую консерваторию, работали в Екатеринбурге — в школах. И мы их спросили: не хотят ли они переехать в Краснотурьинск. Это пара — муж с женой. Они долго думали, а потом сказали, что им здесь нравится — нравятся дети, сама обстановка. И они приехали. Также к нам переехала вокалистка из Подмосковья — там и с работой было сложно, и с жильем. А в Краснотурьинске все нашлось, и она счастлива. Я думаю, что лучше быть профессионалом в небольшом городе, чем незаметным педагогом в крупном. Может быть, так. Понятно, что каждый конкретный человек — это индивидуальная история. Но точно могу сказать, что, попадая сюда, люди очень редко уезжают.
— Ольга Ивановна, что пожелаете молодым педагогам, которые еще в начале пути?
— Громких слов я не приемлю. Но тут иначе, наверное, не скажешь. Надо любить свое дело, это прежде всего. Ведь когда любишь, ты по-настоящему предан. И если что-то не получается, не опускать руки, никогда. А так как я в том числе преподаватель основ философии, процитирую Сократа: «Кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — ищет причины». Вот об этом желаю молодежи не забывать.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Детскую школу искусств Сысерти закуплены новые музыкальные инструменты.