Комментарий директора Уральского института управления — филиала РАНХиГС Олега Гущина:
«Все достижения российской науки связаны с формированием и развитием научных школ. А их существование, в свою очередь, невозможно без преемственности. Ее отсутствие нельзя компенсировать разовыми вливаниями и волевыми административными решениями.
Отсюда критически важным вызовом становится привлечение молодежи в науку. Одним из инструментов здесь выступают материальные стимулы. Но они не в состоянии заменить долгосрочной устойчивой мотивации, формируемой с детства. Только она может побудить молодого человека выбрать занятие наукой как жизненную программу.
У этой задачи несколько составляющих, работать над которыми необходимо поэтапно, по мере взросления человека. Начальные этапы – это формирование привлекательного образа науки как интересного и творческого занятия, раннее вовлечение детей в исследовательские практики.
Затем, уже в студенческие годы, следует получение первого опыта научной работы на профессиональном уровне. И завершающий этап – комплексная поддержка молодых ученых, закрепляющая их жизненный выбор в пользу науки.
Усилия в этом направлении предпринимались и раньше, но системный характер они прибрели благодаря национальным проектам «Образование» и «Наука и университеты». И позитивные тенденции уже проявляются. По данным Минобрнауки России, доля ученых в возрасте до 39 лет за период
с 2010 по 2022 год увеличилась с 35,5% до 41% от всех занятых в науке. При этом Россия остается в пятерке мировых лидеров по числу ученых и сохраняет статус крупной научной державы».