Заместитель губернатора Свердловской области Василий Козлов: Реализация проекта «Сухой порт» благоприятно скажется на развитии экономики Среднего Урала

Закрепление за Свердловской областью статуса логистического хаба международного уровня позволит на постоянной основе развивать имеющиеся и создавать новые межотраслевые связи

Одним из наиболее масштабных проектов 2023 года стал проект, инициированный губернатором Евгением Куйвашевым, «Сухой порт». Его развитие благотворно скажется на экономике Свердловской области: планируется создание до 20 тысяч новых рабочих мест, развитие получат и внешнеэкономические отношения. Подробнее о ходе реализации проекта и его перспективах «Областной газете» рассказал заместитель губернатора Свердловской области Василий Козлов.

«Сухой порт» обеспечит ежегодный темп прироста промышленного производства на 1,7%, инвестиций в основной капитал — на 3,9%, заработной платы — на 1,3%, налогов — на 4,2 млрд рублей

— Что даст реализация проекта «Сухой порт» региону и стране в целом?

— Свердловская область географически расположена в «глубине», но в то же время в самом центре России — на границе Европы и Азии. Это обеспечивает не только транспортную доступность и доступность рынков сбыта, но и безопасность на фоне обостренной внешнеполитической обстановки.

Закрепление за Свердловской областью статуса логистического хаба международного уровня позволит на постоянной основе развивать имеющиеся и создавать новые межотраслевые связи, способствующие формированию мультипликативного эффекта для всей экономики УрФО и соседних регионов. Всплеск инвестиционной активности в строительной отрасли, а также рост финансовых потоков в логистической отрасли станут фактором создания новых рабочих мест и увеличения заработной платы.

Произведенный анализ социально-экономических эффектов от реализации проекта «Сухой порт» показывает, что 1 рубль инвестиций, включая развитие сопутствующей автодорожной, железнодорожной и портовой инфраструктуры, способен привести к финансовой отдаче в размере 4,5 рубля в среднесрочной перспективе и 5,3 рубля в долгосрочной перспективе.

В среднем за период 2024–2051 гг. реализация проекта для Свердловской области обеспечит дополнительный ежегодный темп прироста промышленного производства на 1,7%, инвестиций в основной капитал — на 3,9%, заработной платы — на 1,3%, налогов — на 4,2 млрд рублей.

Проектная годовая мощность ТЛЦ «Уральский» составляет порядка 10 млн тонн

— Что можно рассказать о предприятиях, входящих в проект?

— В рамках Екатеринбургской городской агломерации к категории системообразующих проекта «Сухой порт» относятся транспортно-логистические центры «Уральский», «Екатеринбург», контейнерный терминал «СиАйТи» и грузовой двор «Гипсовая».

ТЛЦ «Уральский» расположен в районе железнодорожной станции Аппаратная. Центр имеет площадь 131 га, проектная годовая мощность составляет порядка 10 млн тонн. В 2022 году введен в эксплуатацию I пусковой комплекс мощностью 5 млн тонн. При выходе на полную мощность ТЛЦ будет способен перерабатывать до 17 млн тонн груза ежегодно!

«Уральский» предоставляет весь комплекс терминального обслуживания, складскую логистику, таможенное оформление, ветеринарный и фитосанитарный контроль. Специализируется на обработке всех видов контейнерных грузов, прибывающих в Екатеринбург.

ТЛЦ «Екатеринбург» — крупнейший по площади «сухопутный причал» планируется к размещению в районе железнодорожной станции Седельниково. Проектная мощность составляет более 10 млн тонн, а площадь территории промышленного назначения — 211 га.

Проект ТЛЦ «Екатеринбург» предполагает строительство терминально-складской инфраструктуры федерального значения, включающей в себя контейнерные терминалы, площадки по переработке крупнотоннажных контейнеров, складской комплекс, грузовой двор с площадкой для тяжеловесных грузов грузооборотом и открытой платформой для выгрузки колесной техники. Срок реализации проекта ТЛЦ «Екатеринбург» — 2027 год. При этом будет создано 2 228 рабочих мест.

Контейнерный терминал «СиАйТи» — первый по сроку реализации «причал» «Сухого порта». Он примыкает к станции Кольцово. «СиАйТи» предоставляет полный спектр услуг по терминальной обработке, хранению, комплектованию и организации приема/отправки 20- , 40- и 45-футовых контейнеров, рефрижераторных контейнеров по всем российским и зарубежным направлениям, организации мультимодальных перевозок и перевозок грузов, в том числе крупнотоннажных и опасных, в составе ускоренных контейнерных поездов. Общая площадь контейнерного терминала составляет 8,5 гектара, среднегодовой объем переработки грузов 4,3 млн тонн

Что же касается грузового двора «Гипсовая», то он располагается вблизи автомобильных магистралей (Серовский тракт и ЕКАД). Проект по его расширению, реализуемый ОАО «РЖД», позволит осуществлять погрузочно-разгрузочные работы на открытом и крытом подвижном составе и хранить грузы по системе «кросс-докинг». Завершение реконструкции станции планируется в 2025 году.

Общая площадь — 53 га. Годовой объем переработки грузов составляет 1,5 млн тонн при увеличении мощностей до 3 млн тонн после завершения реализации проекта.

«Специализациями “Сухого порта” планируются в том числе уголь, зерно и, конечно, контейнерные перевозки»

— Как реализация проекта «Сухой порт» будет способствовать развитию международного сотрудничества? Например, с Китаем?

— Сегодня Китай является стратегическим внешнеторговым партнером России и наиболее перспективным, динамично растущим рынком всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

Одним из перспективных так называемых подъездных путей к «Сухому порту» планируется меридиональный транспортный коридор «Екатеринбург — арктические порты Ямала», который обеспечит выход к Северному морскому пути и, соответственно, напрямую свяжет «Сухой порт» и Китай.

Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным поставлена задача: к 2030 году увеличить грузопоток по Севморпути до 150 млн тонн, а к 2035 г. — до 220 млн тонн (с сегодняшних 35 млн тонн), и тогда можно говорить о полноценной альтернативе Транссибирской магистрали, которая на текущее время уже перегружена, и расширение ее возможностей стоит куда больших средств, нежели развитие Северного морского пути с соответствующей портовой инфраструктурой.

Специализациями «Сухого порта» планируются в том числе уголь, зерно и, конечно, контейнерные перевозки.

В целом в России контейнерный рынок занимает до 9% грузоперевозок, тогда как в других странах — до половины.

При этом более 80% импорта поступает в контейнерах. Свердловская железная дорога осуществляет подобные перевозки по 175 направлениям (21 из них открыли в 2023 году). В прошлом году на экспорт в контейнерах ушло порядка полутора тысяч контейнерных поездов, за пять месяцев этого года ушло уже более 650. При этом объемы грузоперевозок в сторону Азии активно растут, прирост наблюдается по всем погранпереходам. В частности, в Казахстан с Урала только в январе — мае проследовало почти 70 грузовых составов, а в Китай — больше сотни.

Что касается угля, то одними из основных внешнеэкономических партнеров России остаются Китай и Индия. Оба государства продолжают наращивать импорт российского угля. За прошлый год наша страна экспортировала в Китай около 60 млн тонн угля (+11,2% к 2021 году), в Индию — порядка 17 млн тонн (+147,8% к 2021 году).

Покупателями российской зерновой продукции являются 126 стран. Основными покупателями российского зерна, как и раньше, являются страны Ближнего Востока с долей в 39%, Азии — в 31% и Африки (20%). Экспорт зерновых культур представляется потенциально перспективным, только за последние пять лет валовые сборы сельскохозяйственных культур увеличились в 1,4 раза, а с 2010 года более чем в 2,5 раза. При этом потребление зерна также увеличивается, примерно 50 — 65% мирового потребления зерновых приходится на 5 ведущих стран, в том числе Китай и Индию. По прогнозам, к 2031 году глобальное потребление зерна увеличится с 2,8 млрд тонн до 3,1 млрд тонн при одновременном ежегодном увеличении численности мирового населения. Китайский рынок крайне перспективен в плане экспорта зерна.

Наш «Сухой порт» с меридиональным коридором и выходом к Севморпути может стать толчком к развитию и этого направления.

Ранее «Областная газета» писала о том, что Евгений Куйвашев отметил стратегическое значение мегапроекта «Сухой порт» для России.

Опубликовано в № 288 (9803) от 20 декабря 2023 года.

Перевал Дятлова стал самым северным участком Большой уральской тропы

Экспедиция Большой уральской тропы (БУТ) промаркировала и оцифровала 65 км пешеходного трека самого северного участка тропы, финальной...

Лучших свердловских сотрудников Почты России отметили в честь профессионального праздника

В честь Дня российской почты более 160 ее сотрудников, работающих в Свердловской области, получили ведомственные и корпоративные награды....

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также