Вяжем… сказки: в театре «Урал Опера Балет» — хореографическая премьера по сюжетам Шарля Перро

Из десяти сказок Шарля Перро театр выбрал четыре: «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Синяя Борода» и «Мальчик-с-пальчик»

Балет «Сказки Перро» создан по заказу театра и в этом смысле продолжает практику, давно сложившуюся в театральном пространстве Урала. Когда-то авторские спектакли были ноу-хау Свердловской музкомедии. Но с некоторых пор с постановками, когда идея, сюжет, хореография, музыка создаются под конкретный театр, экспериментирует и «Урал Балет».

Но «Сказки Перро» — шаг вперед. Прежде авторские создания были локальны: номера в Рождественских концертах, миниатюры в гала-концертах «Урал Балета». Теперь две важнейшие репертуарные линии театра — заказ музыки российским композиторам и поддержка молодых хореографов — сошлись в большом спектакле.

Из десяти сказок Шарля Перро театр выбрал четыре: «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Синяя Борода» и «Мальчик-с-пальчик». Плюс пролог и эпилог. В итоге — единая история, главная мысль которой (при многих прочих) — что внешность обманчива. И у красавиц, и у чудовищ. Мысль не новая, внове ее «доказательства» характерами известных персонажей Перро. В самом деле: привычно зловещий Синяя Борода в этой истории безвольный, слабохарактерный тип, зато его несчастные жены, похоже, сами когда-то искали и нашли несчастий на свою голову. И Красная Шапочка вас озадачит. Мало того, что, несмотря на хрупкость и изящество, эта барышня никакого Волка не боится, она сама Волку составит проблемы.

Фото: Полина Зиновьева

Не утрирую. Пересказываю то, что на сцене. Возможно, кто-то обратит внимание на другие нюансы, но и он, точно, не увидит в «Сказках Перро» привычные, знакомые с домашних чтений в детские годы, фабулы французского сказочника. Причем, в этом создатели шли… от самого Перро.

— Сказки Шарля Перро в оригинале очень страшные, — говорит хореограф-постановщик Максим Петров. — Помните финал «Красной Шапочки»? Волк всех съел, на этом конец… В балете смыслы, которые загружаются, разные для детской аудитории и для взрослой. Это спектакль для семейного просмотра. И мы уже проверили на первых зрителях: в «Синей Бороде» дети считывают одно, родители — другое. Причем дети в равной степени реагируют и на юмор, и на страшилки…

Фото: Полина Зиновьева

Хореографов-постановщиков в «Сказках Перро» трое. И композиторов трое. Сказка-то не одна, каждая — самостоятельная история, со своим миром и атмосферой. Поэтому инициаторам проекта, авторам сценария (Максим Петров, Богдан Королек) хотелось, чтобы «самостоятельность», самодостаточность историй сохранилась и в балете. Меж тем истории, что называется, под общей обложкой: есть объединяющая все и всех героиня — Грибная фея, есть одно место действия — загадочный лес, который так часто дает «приют» историям что во французских, что в русских сказках. Лес — основной элемент декораций, он «отзывается» потом в костюмах. Поэтому к созданию его на сцене авторы подошли особенно творчески. В духе Перро. Они сделали трикотажный лес, связали его.

И еще много чего, помимо героев-перевертышей, будет удивлять зрителей. Например, в музыке меломаны расслышат заимствования из Бородина, Моцарта и даже популярной «Вернись в Сорренто» (композитор Алексей Боловлёнков решил, что цитата из итальянского хита будет лейтмотивом Кота в сапогах). Получился этакий веселый постмодернистский коллаж.

А еще в «Сказках Перро» поют и разговаривают. На русском и французском. Правда, это «закадровый текст». Не со сцены, а из ложи, примыкающей к ней. Пение и речитативы — уж совсем непривычно для балета, но… возникает интересный стереофонический эффект.

Фото: Полина Зиновьева

«Сказки Перро» заставят улыбнуться. И взбодрят страшилками. По словам создателей балета, «сакральное и возникает на стыке красоты и ужаса». В общем, театр по-крупному пошел на эксперимент.

Настасья Хрущева, композитор:

— В балете соединились не только четыре сказки, но три композитора — а это разные миры. Вот это соединение, наверное, важнее. Смешанное с лирикой веселье у Алексея Боловлёнкова, галлюцинаторное начало у Дмитрия Мазурова и у меня… (смеется) совсем все другое. Как будто не сопоставимые эстетики. Но не было задачи соединить похожих авторов. Мы разные …

 

 

Юлиана Лайкова, художник-постановщик:

— Мы придумали лес как объединяющее место действия. Не хотелось однако, чтобы было в лоб: сосны, елочки, грибы. Представилось: раз сказка — уютная атмосфера, бабушка вяжет. В этом есть что-то теплое. Так придумался вязаный лес.

Но вязание «на всю сцену» – это было бы неподъемно. Придумали технологию, имитирующую вязание. Чтобы масштаб сохранялся, но все было легким и возможным к эксплуатации внутри театра. Получилось килограммов 200. Хотя это имитация, но все думают — связано. В этом правда театра. Но в костюмах танцовщиков, конечно, все по-настоящему.

Ранее «Областная газета» писала о том, что театр «Урал Опера Балет» и московский Дом культуры «ГЭС‑2» совместно поставят современный балет.

Опубликовано в № 76 (9887) от 9 апреля 2024 года.

Ассоциация национально-культурных объединений Свердловской области подвела итоги 2025 года

«Областная газета» в новогодние праздники подводит итоги 2025 года с известными уральцами — политическими и общественными деятелями, представителями...

Денис Паслер: Рекордные 258 км региональных автодорог отремонтированы на Среднем Урале по нацпроекту «Инфраструктура для жизни»

Рекордные 258 км региональных автодорог отремонтированы на Среднем Урале по нацпроекту «Инфраструктура для жизни». Всего специалисты привели...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также