Вяжем… сказки: в театре «Урал Опера Балет» — хореографическая премьера по сюжетам Шарля Перро

Из десяти сказок Шарля Перро театр выбрал четыре: «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Синяя Борода» и «Мальчик-с-пальчик»

Балет «Сказки Перро» создан по заказу театра и в этом смысле продолжает практику, давно сложившуюся в театральном пространстве Урала. Когда-то авторские спектакли были ноу-хау Свердловской музкомедии. Но с некоторых пор с постановками, когда идея, сюжет, хореография, музыка создаются под конкретный театр, экспериментирует и «Урал Балет».

Но «Сказки Перро» — шаг вперед. Прежде авторские создания были локальны: номера в Рождественских концертах, миниатюры в гала-концертах «Урал Балета». Теперь две важнейшие репертуарные линии театра — заказ музыки российским композиторам и поддержка молодых хореографов — сошлись в большом спектакле.

Из десяти сказок Шарля Перро театр выбрал четыре: «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Синяя Борода» и «Мальчик-с-пальчик». Плюс пролог и эпилог. В итоге — единая история, главная мысль которой (при многих прочих) — что внешность обманчива. И у красавиц, и у чудовищ. Мысль не новая, внове ее «доказательства» характерами известных персонажей Перро. В самом деле: привычно зловещий Синяя Борода в этой истории безвольный, слабохарактерный тип, зато его несчастные жены, похоже, сами когда-то искали и нашли несчастий на свою голову. И Красная Шапочка вас озадачит. Мало того, что, несмотря на хрупкость и изящество, эта барышня никакого Волка не боится, она сама Волку составит проблемы.

Фото: Полина Зиновьева

Не утрирую. Пересказываю то, что на сцене. Возможно, кто-то обратит внимание на другие нюансы, но и он, точно, не увидит в «Сказках Перро» привычные, знакомые с домашних чтений в детские годы, фабулы французского сказочника. Причем, в этом создатели шли… от самого Перро.

— Сказки Шарля Перро в оригинале очень страшные, — говорит хореограф-постановщик Максим Петров. — Помните финал «Красной Шапочки»? Волк всех съел, на этом конец… В балете смыслы, которые загружаются, разные для детской аудитории и для взрослой. Это спектакль для семейного просмотра. И мы уже проверили на первых зрителях: в «Синей Бороде» дети считывают одно, родители — другое. Причем дети в равной степени реагируют и на юмор, и на страшилки…

Фото: Полина Зиновьева

Хореографов-постановщиков в «Сказках Перро» трое. И композиторов трое. Сказка-то не одна, каждая — самостоятельная история, со своим миром и атмосферой. Поэтому инициаторам проекта, авторам сценария (Максим Петров, Богдан Королек) хотелось, чтобы «самостоятельность», самодостаточность историй сохранилась и в балете. Меж тем истории, что называется, под общей обложкой: есть объединяющая все и всех героиня — Грибная фея, есть одно место действия — загадочный лес, который так часто дает «приют» историям что во французских, что в русских сказках. Лес — основной элемент декораций, он «отзывается» потом в костюмах. Поэтому к созданию его на сцене авторы подошли особенно творчески. В духе Перро. Они сделали трикотажный лес, связали его.

И еще много чего, помимо героев-перевертышей, будет удивлять зрителей. Например, в музыке меломаны расслышат заимствования из Бородина, Моцарта и даже популярной «Вернись в Сорренто» (композитор Алексей Боловлёнков решил, что цитата из итальянского хита будет лейтмотивом Кота в сапогах). Получился этакий веселый постмодернистский коллаж.

А еще в «Сказках Перро» поют и разговаривают. На русском и французском. Правда, это «закадровый текст». Не со сцены, а из ложи, примыкающей к ней. Пение и речитативы — уж совсем непривычно для балета, но… возникает интересный стереофонический эффект.

Фото: Полина Зиновьева

«Сказки Перро» заставят улыбнуться. И взбодрят страшилками. По словам создателей балета, «сакральное и возникает на стыке красоты и ужаса». В общем, театр по-крупному пошел на эксперимент.

Настасья Хрущева, композитор:

— В балете соединились не только четыре сказки, но три композитора — а это разные миры. Вот это соединение, наверное, важнее. Смешанное с лирикой веселье у Алексея Боловлёнкова, галлюцинаторное начало у Дмитрия Мазурова и у меня… (смеется) совсем все другое. Как будто не сопоставимые эстетики. Но не было задачи соединить похожих авторов. Мы разные …

 

 

Юлиана Лайкова, художник-постановщик:

— Мы придумали лес как объединяющее место действия. Не хотелось однако, чтобы было в лоб: сосны, елочки, грибы. Представилось: раз сказка — уютная атмосфера, бабушка вяжет. В этом есть что-то теплое. Так придумался вязаный лес.

Но вязание «на всю сцену» – это было бы неподъемно. Придумали технологию, имитирующую вязание. Чтобы масштаб сохранялся, но все было легким и возможным к эксплуатации внутри театра. Получилось килограммов 200. Хотя это имитация, но все думают — связано. В этом правда театра. Но в костюмах танцовщиков, конечно, все по-настоящему.

Ранее «Областная газета» писала о том, что театр «Урал Опера Балет» и московский Дом культуры «ГЭС‑2» совместно поставят современный балет.

Опубликовано в № 76 (9887) от 9 апреля 2024 года.

Новым генеральным директором «Россети Урал» стал Дмитрий Воденников

Назначен новый генеральный директор «Россети Урал» — им стал Дмитрий Воденников. Решение принято 21 ноября на заседании совета...

Свердловские студенты отправились в экспедицию, посвященную 80-летию освобождения Беларуси от нацистских захватчиков

12 студентов из разных городов Свердловской области отправились в Беларусь в экспедицию «Поклон вам русский до земли, герои-города». Поездку...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также