Битва за таланты

На что идут свердловские «эйчары» ради хороших специалистов?

В Свердловской области, как и в целом по России – рекордный дефицит кадров. В регионе открыто более 63,5 тысячи  вакансий, что в четыре раза превышает число официально зарегистрированных безработных. В этих условиях все более востребованными становятся специалисты по управлению персоналом или HR-менеджеры, способные найти, привлечь и удержать в компании талантливых сотрудников. И таких специалистов готовят на кафедре экономики труда и управления персоналом Уральского государственного экономического университета – одной из старейших в России. Заведующая кафедрой Светлана ДОЛЖЕНКО рассказала «ОГ», что сейчас происходит на рынке труда, чего ждут соискатели, и как компании ищут кандидатов с помощью соцсетей и чат‑ботов.

На кафедре экономики труда и управления персоналом УрГЭУ сегодня обучается тысяча человек – это крупнейшая в стране кафедра по набору студентов по направлению «Управление персоналом». Ее выпускники нарасхват не только в компаниях Свердловской области, но и далеко за ее пределами: многие определяются с будущей работой задолго до получения диплома. И сейчас конкуренция за таких специалистов особенно высока.

– Кадровый вопрос уже не первый год – один из ключевых в большинстве компаний: дает о себе знать демографический кризис 90-х годов, с которым связано сокращение количества молодежи, – говорит Светлана Долженко. – Чтобы найти и привлечь наиболее подходящих кандидатов для заполнения вакантных должностей, работодателям необходимо прилагать дополнительные усилия и время – в среднем срок подбора сотрудников увеличился в 1,5 раза. Работодатели приходят к пониманию, что HR-бренд компании – важная составляющая ее работы, и что за нее должен отвечать специально обучен­ный профессионал. Наша задача – выпускать таких специалистов.

И психолог, и маркетолог

Современный HR-менеджер – это многорукий Шива, который хорошо разбирается и в людях, и в цифрах, и в деньгах, и чутко реагирует на тенденции в обществе, разрушая стереотипы. Например, успешные компании все активнее набирают сотрудников старше45 лет. В то же время в свердловских городах есть интересные примеры, когда предприятия начинают проф­ориентацию с детского сада, особенно если это корпоративное дошкольное учреждение. Результат этой работы отсрочен во времени и трудно поддается количественному измерению, но значительно повышает вероятность того, что дети сотрудников продолжат дело своих родителей.

HR-специалисты должны уметь шаг за шагом выстроить путь к сердцам и умам кандидатов и сотрудников через развитие бренда работодателя.

– Первоочередная задача – сформировать уникальное торговое предложение. Понять, чем может привлечь предприятие, помимо зарплаты: возможностями карьерного роста и самореализации, гибкими подходами к стимулированию работников, возможностью выбирать место и режим работы? – рассказывает Светлана Долженко. – Все чаще к этой работе, наряду с руководителями организаций, подключаются главы муниципалитетов, которые прекрасно понимают, что из кадровой политики в отдельных учреждениях складывается кадровая ситуация на территории.

Искать кадры помогут чат-боты

В продвижении HR-бренда на помощь приходят инструменты маркетинга и рекламы. Так, профессию «эйчара» сегодня сложно представить без навыков продвижения в социальных сетях, особенно если компания ориентирована на привлечение молодых кадров.

По словам завкафедрой экономики труда и управления персоналом УрГЭУ Светланы Долженко, цифровизация, набравшая темпы после пандемии COVID-19, серьезно повлияла на индустрию подбора персонала. Теперь рекрутеры должны быть экспертами в области HR-технологий, таких как виртуальный рекрутинг, прогнозная аналитика, дистанционное управление персоналом и многое другое.

– Сегодня наши магистранты умеют писать сценарии для чат-ботов, которые делают первичный анализ базы соискательских резюме по формальным признакам и занимаются первичным взаимодействием с кандидатом, освобождая время эйчаров для более сложных задач. На днях на защите одной из магистерских диссертаций мы с членами комиссии протестировали такую программу,– рассказывает Светлана Долженко.

HR для гендиректора

Помимо программ высшего образования, растет спрос на программы дополнительного профессионального образования, которые реализуются на кафедре.

– Возможность пригласить в штат отдельного HR-специалиста есть в компании далеко не всегда. Чтобы решить эту проблему, руководитель наращивает собственные профессиональные компетенции в этой сфере или организует дополнительное обучение для действующих специалистов. Иногда директора приходят вместе со своими командами. Они учатся работать с действующими сотрудниками, задействовать нестандартные способы привлечения студентов – например, профессиональные конкурсы или бизнес-квесты. И через 2,5 года мы видим,  что обстановка в компании изменилась кардинально! Растет количество персонала и его мотивация, снизилась текучесть среди новичков,– говорит Светлана Долженко.

Также на кафедру приходят учиться мастера и начальники цехов, инженеры, врачи, педагоги, IT-специалисты, которые понимают, что для успешной карь­еры им необходимы навыки управления персоналом и подбора людей.

Сегодня перед Свердловской областью стоит глобальная задача – сформировать бренд региона как привлекательного для работы и профессионального развития. И сейчас такая работа активно ведется. Так, в регионе проводятся ярмарки вакансий и другие мероприятия, позволяющие соискателям знакомиться с лучшими предложениями работодателей. В рамках президентской платформы «Россия – страна возможностей» на базе университетов открываются Центры оценки и развития управленческих компетенций, обеспечивающие прямой диалог студентов, работодателей и власти. Также в регионе стартует реформа системы среднего профес­сионального образования, которая объединит промышленные предприятия и учебные заведения для подготовки необходимых специалистов.

Денис Паслер поручил предпринять меры для скорейшего погашения задолженности по зарплате перед работниками МУПов

Руководитель Свердловской области Денис Паслер поставил задачу перед департаментом по труду и занятости населения региона актуализировать...

Денис Паслер поручил всем главам муниципалитетов получить паспорта готовности к следующему отопительному сезону

Руководитель Свердловской области Денис Паслер поставил задачу перед главами муниципальных образований усилить работу по модернизации...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также