Дни Эрмитажа в Екатеринбурге открылись выставкой «Художники уральских заводов»

Это продолжение совместного проекта Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Эрмитажа

Дни Эрмитажа в столице Урала открылись выставкой «Художники уральских заводов». И это символично. Это продолжение проекта, который Екатеринбургский музей изобразительных искусств в содружестве с Эрмитажем начал реализовывать еще в 2019 году. Тогда Дни Эрмитажа открылись выставкой о художественной культуре уральских заводов конца XVIII — первой половины XIX века. Нынче — искусство второй половины XIX — начала XX века. Научная конференция и образовательная программа также посвящены этому периоду культуры горнозаводского Урала.

— Период, который представлен, — время расцвета художественной культуры региона, когда Урал выходит на всемирную арену. Его узнают и признают, — говорит куратор выставки заведующая отделом декоративно-прикладного искусства ЕМИИ Ксения Гилева. — И в этом проекте мы стараемся показать: Урал и тогда уже далеко не провинция, не задворки России. Он в общекультурном мировом контексте. Представленные экспонаты — убедительное тому подтверждение…

Спичечница «Старуха с прялкой», Каслинский чугуноплавильный и железоделательный завод, отливка. 1913 г. Фото: Борис Ярков

Выставка объединила в экспозиционном пространстве более 100 произведений из частных коллекций и фондов российских музеев (Государственный Эрмитаж, Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева, Пермская художественная галерея, Свердловский областной краеведческий музей им. О. Е. Клера, Музей истории Екатеринбурга, Екатеринбургский музей изобразительных искусств). Своими экспонатами поучаствовала даже Белинка.

Вторая половина XIX — начало XX века, поясняют создатели экспозиции, — важный этап в истории промышленных центров Урала. Отмена крепостного права приводит к массовому росту частных художественных производств, которые экспонируют свою продукцию на всероссийских и всемирных выставках, заимствуют и интерпретируют иностранные модели в собственном производстве. В это же время на Урале растет число профессиональных художников. Всё вместе оказало существенное влияние на культуру России того непростого времени.

Экспозиция «Художники уральских заводов» состоит из нескольких блоков, представляющих разные направления художественной жизни Урала.

Выставка «Художники уральских заводов» будет работать по 17 марта 2024 года в главном здании Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Фото: Борис Ярков

Тут, например, представлена Екатеринбургская художественно-промышленная школа: она начинает работать в 1902 году, но о том, что такая школа нужна, заговорили впервые еще в 1887 году, на художественно-промышленной выставке в Екатеринбурге. Более того, заговорили и о необходимости художественного музея здесь. Тогда на Урал приезжает выставка столичных живописцев из Санкт-Петербурга, чьи произведения потом остались здесь. Так что у наших городов родственная связь еще с тех времен.

Впервые экспозиция, посвященная уральским художникам, представляет в довольно большом объеме фаянсовые мастерские Екатеринбурга. Потребность в посуде (в большом-то городе!) была велика, вот и открываются частные мастерские, которые ориентируются на английскую традицию — рисунок с помощью переводных картинок.

Отдельный раздел «отдан» Златоустовской оружейной фабрике. Во второй половине XIX века она переживает разные периоды, но в пореформенную эпоху появляется все больше частных заводов, и предметы они создают роскошные. В том числе презентационные, подарочные. Любопытно: кроме привычной оружейной гравировки, на футлярах гравируются виды Урала. По мнению искусствоведов, обращение к местным мотивам, уральским сюжетам очень симптоматично.

Открытая шкатулка подносная. Императорская Екатеринбургская гранильная фабрика, 1891 г. Государственный Эрмитаж. Фото: Борис Ярков

Из числа художников-живописцев того времени представлены работы Алексея Денисова-­Уральского (причем, те, что достаточно редко участвуют в выставках), и он предстает как ярый поклонник уральского пейзажа. Обращаясь к уральским сюжетам, он будет транслировать свою любовь к родному краю и дальше, в столицах. С того времени уральский пейзаж становится целым направлением в отечественной живописи.

Выставка, обращенная к этому периоду художественной культуры Урала, конечно же, не может обойтись без уральского художественного литья из чугуна. Из нескольких витрин с работами художников внимание всех заинтересовывает прежде всего одна — со статуей Свободы. Статуя, выполненная скульптором-самоучкой, который сотрудничал с Каслинским заводом, кажется неожиданной в этой экспозиции. А вот и нет. Для того времени, поясняет куратор Ксения Гилева, она логична: уральские заводы активно участвуют в международных выставочных проектах, а потому обращение к символам мира было естественным. Заодно это еще раз подчеркивает: Урал не оторван от европейского процесса, он в курсе всего, что происходит в мире. В это же время в литье из чугуна появляются предметы в стиле модерн — модного направления на рубеже веков (и они представлены), вещи с восточными мотивами. А еще уральские скульпторы обращаются к народным типам, людям рабочих, заводских профессий.

Экспонаты выставки представляют также иконопись Невьянска, Нижнего Тагила и Екатеринбурга, живопись и акварель, произведения частных и императорских камнерезных производств, ювелирных мастерских. Огромный и разнообразный предметный мир. Гигантский источник познания уральской культуры — не случайно у выставки три куратора, специалисты в разных художественных направлениях. Ответят на любой вопрос. Главное — заинтересоваться, спросить…

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Фото: Борис Ярков

— Выставка, которой открываются Дни Эрмитажа, интересна философически. Она про то, как рождался особый художественный стиль на Урале. С одной стороны – свобода после освобождения крестьян, с другой – дисциплина, с которой люди работали в промышленности. Это рождало талант, желание создавать художественные вещи. Уральская идентичность и как это получилось – любопытная история.
Рад, что в такой красивой выставке Эрмитаж участвует хорошими экспонатами. Но это заказы, которые исполнялись на Урале. Например, совершенно изумительная яшмовая ваза. Она была заказана великим министром финансов Витте, и он подарил ее германскому банкиру, который в течение многих лет давал России займы. Представляете, как История хитро заплетена?! Ваза уехала в Германию, перемещалась по миру, но недавно мы ее смогли перекупить и вернуть в Россию. Сегодня она начинает эту выставку, — рассказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбург прибыл самолет в ливрее Государственного Эрмитажа.

Опубликовано в № 270 (9785) от 29 ноября 2023 года.

Новым генеральным директором «Россети Урал» стал Дмитрий Воденников

Назначен новый генеральный директор «Россети Урал» — им стал Дмитрий Воденников. Решение принято 21 ноября на заседании совета...

Свердловские студенты отправились в экспедицию, посвященную 80-летию освобождения Беларуси от нацистских захватчиков

12 студентов из разных городов Свердловской области отправились в Беларусь в экспедицию «Поклон вам русский до земли, герои-города». Поездку...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также