Всероссийский форум «Культуралика» на Урале — лаборатория культурных проектов и его главная тема «Культура. Экономика?». Несмотря на неожиданную формулировку, с которой иные даже спорили (по пунктуации и возникающим смыслам), участники форума — представители культуры и бизнеса понимали: речь о взаимноважном. Как сделать культурные проекты финансово выгодными? Как может культура влиять на экономическую успешность региона?
Вопросы столь актуальны, что один из комментариев для «ОГ» вырос в обстоятельный диалог. Отнюдь не сиюминутный.
— Да, культуре сегодня приходится думать о бизнесе, своей финансовой успешности, — говорит художественный руководитель Уральского народного хора Николай Зайцев. — Помните опыт советской эпохи? Главным заказчиком и одновременно продюсером было государство. Мы создавали — оно продвигало. Сегодня мы обязаны и «продвигать». Не то, что это плохо. Время другое. Любой художник, создавший то или иное произведение, должен продать его. Реализовать. Это его работа. Не хобби.
А реализация нашего искусства — концерты. Для зрителя. Опять же как не вспомнить и не сравнить? Раньше выходила новая песня — это было целое событие. А сегодня такой поток культурного «продукта», что мы порой не знаем, что происходит в крупных театрах, на столичных эстрадных сценах, у корифеев искусства — не успеваем следить. Так же и в отношении народного искусства. Кто-то не успевает следить за нами. Вот недавно мы создали новую программу «Вдоль по линии Урала» — кто об этом слышал? Не вся пресса знает. А это уже прошло. Кто-нибудь знает, что художественный руководитель Уральского хора пел в этой программе?
— О, об этом я слышала. Как о факте. Теперь хочется услышать само пение.
— Ну, хоть это радует (улыбается). Но я к тому, что для продвижения нужна реклама. Чтобы заманить «покупателя» нашего труда. Безусловно, «культура» и «экономика» взаимодействовали и прежде. Но сегодня мы вступили во время, когда авторское право, смежные права на пространстве культуры очень строго отслеживаются. Знаете, в связи с юбилеем Уральского хора я погрузился в его историю, начал смотреть документы — даже в советское время с этим было строго. Когда основатель хора Лев Христиансен был в фольклорной экспедиции, записывал песни, то некоторые исполнители (не традиционные носители, а представители любительских коллективов) писали от руки: мы, мол, разрешаем использовать текст и ноты, но за то, что вы записали, просим заплатить. Тогда уже работали экономические «рычаги».
Поставленная на форуме дилемма «Культура. Экономика?» важна. Экономика — наука о хозяйстве. А хозяйство большое. Как его вести правильно? Если культурная идея становится проектом, когда работают вместе культура и бизнес, то резонный вопрос: как на этом заработать? Это надо уметь. Этому надо учиться.
— Потому-то вы и стали участником «Культуралики»? Хотя кажется: профессиональному Уральскому хору с его богатой практикой и опытом чему учиться у любителей-энтузиастов культурных проектов?
— Сложность в том, что мы госучреждение — тут действуют свои законы. Но поглядеть на других, подумать… Почему нет?! Однако вы заметили: большинство участников говорило о материальных культурных ценностях. А мы занимаемся ценностями нематериальными. Песня. Мелодия. Танец. Тем не менее и они требуют креативного, современного подхода. Как это показать молодежи? Познакомить, заинтересовать. Какой он — креативный подход в данном случае?
Вопрос вдвойне важный, поскольку народное искусство — это самоидентичность нации. Например, есть изумительный музей-заповедник деревянного зодчества в Нижней Синячихе. Как воспринимает эту старину современная молодежь? Они, простите, не знают, что такое рубель и как им пользовались. Как же представить им целое направление архитектуры? Увлечь этим?
С нематериальной культурой не проще. Сложнее. Потрогать, дотронуться нельзя. Но это важно: что звучало в российском глубинке в прежние века, как люди говорили, какая пластика была? На русском Севере — в Архангельской области, Вологодской — создаются такие заповедные зоны. Хочется, чтобы и в Екатеринбурге был, например, музей, который вовлекал бы в нематериальную культуру прошлого времени.
Уральский хор не занимается наукой. Мы — сценическое искусство. Но вот я послушал участников главной дискуссии, получается: сегодня для большинства и Уральский хор — креативная индустрия. Как факт формы, как жанр. Целые плеяды молодых не знают о народном искусстве Урала. Но можно приходить на наши концерты. Смотреть. Слушать. Вдумываться.
— На «Культуралике» особо, отдельно говорили о культуре символического ресурса каждого региона…
— Вот-вот. Я даже записал это. Что является символом региона? Как эти символы, культурные бренды могут работать? Как их сохранять и продвигать?
А еще понравилась мысль о необходимости внимания к любительскому искусству, его продвижению. Помните, популярные некогда конкурсы художественной самодеятельности выявляли лучших музыкантов, лучших певцов. Чем отличается от этого нынешняя молодежь, которой тоже надо высказаться? Любительское искусство — «мотор» и для профессиональной культуры. Да, в самодеятельности много будет и «шелухи», но вдруг — да и самородок!
Меняется время, культурные парадигмы, формы. Одно прошло и — мимо. Другое вдруг оказывается жизнеспособным, его начинают использовать. Мы не можем четко сказать заранее: это хорошо, это плохо. Например, когда в маршрутном автобусе ведутся экскурсии — это хорошо или плохо? Непонятно. Это новое. Раньше такого не было. Раньше общественный транспорт был только бытовой услугой. А сейчас он может стать культурным пространством. И оно как-то влияет на жителей…
Это только один из примеров. А их вон сколько! Хорошо, что в регионах выявляются такие инициативы, а на «Культуралике» о них рассказали. Такие культурные «продукты» и людей, их создающих, надо беречь и лелеять. Карта ремесел, созданная в Ульяновской области («ОГ» рассказала об этом в № 61), должна стать известна всей России. Жаль, в музыкальной этнографии создать подобную карту жанров невозможно. Нереальный труд. У нас даже института такого нет, который бы занялся этим. Тот, кто занимается наукой в народном искусстве, занимается этим локально. Некоторые регионы с этой точки зрения уже потеряны: не успели зафиксировать. Но я вижу — есть поиски, открытия в нематериальном культурном наследии. Значит, это важно для людей?
Видите, на какие размышления сподвигла «Культуралика». Много вопросов. Надо задуматься…
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что в Суздале подвели итоги крупнейшего фестиваля анимации.
Опубликовано в № 67 (9878) от 28 марта 2024 года.