В Доме Поклевских-Козелл (ул. Малышева, 46) открылась выставка Игоря Рубана. Это совместный проект Свердловского областного краеведческого музея и Нижнетагильского музея изобразительных искусств, который обладает большой коллекцией работ этого художника. Игорь Рубан посвятил Арктике и Антарктике 50 лет творческой жизни. Он — единственный в истории художник-участник семи северных полярных экспедиций, за что был удостоен звания «Почетный полярник».
Щедрый дар тагильчанам
— Это далеко не первый наш проект вместе с Нижнетагильским музеем изобразительных искусств. В нынешнем году нас объединила тема географических открытий, ведь выставка рассказывает об удивительном человеке Игоре Рубане — не только замечательном художнике, который учился у Игоря Грабаря и Дмитрия Кардовского, но и о человеке, который принимал участие в экспедициях на Северном полюсе, плавал в арктических широтах. Наш проект — дань уважения художнику, а кроме того, привлечение внимания к истории освоения Арктики и Антарктики, — отметил Александр Емельянов, генеральный директор Свердловского областного краеведческого музея.
Игорь Рубан (1912−1996) — художник из Москвы, его картины хранятся в Третьяковской галерее, Историческом и Русском музеях, в Российском государственном музее Арктики и Антарктики, но самая большая монографическая коллекция Игоря Рубана находится именно в нашей области. Как так получилось, рассказывает директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств Марина Агеева.
— Наш музей открыл свои двери 30 сентября 1944 года. С самого начала он был музеем русского искусства — дореволюционного, советского. И мы всегда занимались пополнением своей коллекции. Не только работами тагильчан, свердловчан, но и московских, ленинградских художников, — говорит Марина Агеева. — Однажды в сопровождении известного московского искусствоведа Нелли Климовой я попала в дом Георгия Игоревича Рубана — океанолога, доктора географических наук и сына художника Игоря Рубана. Я увидела замечательные работы, с некоторыми уже была знакома. И когда Георгий Игоревич предложил выбрать в коллекцию нашего музея несколько работ, это, конечно, было сделано.
Марина Агеева рассказывает, что некоторые работы были уже в тяжелом состоянии, их в музее реставрировали, затем выпустили каталог, а позже вывезли в Москву на фестиваль «Интермузей». После презентации сын Игоря Рубана предложил Нижнетагильскому музею в дар коллекцию графических и живописных работ из экспедиций. Часть из них теперь можно увидеть на выставке в Екатеринбурге.
Краски украли… пингвины
Теперь о самом интересном для зрителя и самом тяжелом для художника — о том, как он создавал произведения, находясь в сложнейших условиях. Игорь Рубан всегда писал с натуры: живя в Антарктиде, на дрейфующих станциях, пройдя тысячи километров на самолетах и на ледоколах через моря.
— Представление о том, как обычно работает художник — в мастерской, за мольбертом, думая о высоком — совершенно не совпадает с тем, в каких условиях приходилось творить Игорю Рубану, — говорит Надежда Гундырева, замдиректора по основной деятельности и развитию Нижнетагильского музея ИЗО. — Поэтому наша выставка в первую очередь о силе духа, характера, стойкости. А также о любви к своему делу, океану и другим широтам.
Так, во время второй континентальной антарктической экспедиции 1956 – 1957 годов корабль плыл из Калининграда в Антарктиду 47 дней. Большую часть времени художнику приходилось привязывать себя веревками, привязывать мольберт, этюдник, палитру, чтобы все это не оказалось за бортом. А чтобы гости выставки хоть немного смогли себе представить, что такое рисовать в условиях качки, — в экспозиции установили балансир, встав на который каждый может попробовать свои силы.
В Антарктиде уже были совсем другие проблемы, связанные с экстремально низкими температурами. В -58°C краски застывали, не дойдя до холста. Игорь Рубан грел их на груди, разбавлял керосином, порой это помогало. Были и забавные истории, когда краски у Рубана воровали пингвины. По воспоминаниям художника, они совершенно не боялись людей и были крайне любопытны.
— Также Игорь Рубан в своих книгах писал, что в тех широтах не работает ни один живописный закон, потому что прозрачный воздух с отраженным солнечным светом в миллиардах льдинок делает все настолько ярким, что там нет завесы, состояния воздушной перспективы, — рассказывает Надежда Гундырева. — Художнику было легко ошибиться в расстояниях: далекие по контрасту предметы виделись также, как если бы они были рядом. А белый холст становился серым мутным пятном по сравнению со снегом вокруг.
Всего на выставке более 80 экспонатов. Помимо картин, это маршруты экспедиций, карта-макет Антарктиды, вольная копия теплохода «Кооперация», изготовленная тагильским художником. Дополняют проект архивные материалы художника, кисти, краски, палитра.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге открылась большая выставка Альбрехта Дюрера.
Опубликовано в № 79 (9890) от 12 апреля 2024 года.