Екатеринбургский музей изобразительных искусств представил выставочный план на 2025 год. На четырех площадках ЕМИИ за это время презентуют более 20 проектов, включая несколько экспозиций с произведениями Государственного Эрмитажа, выставки Роберта Фалька и Эрика Булатова; Виктора Калинина; Николая Сажина и других знаковых для страны и мира художников, а также первый Фестиваль наивного искусства.
Два года подряд представление выставочного плана ЕМИИ проходило в каком-либо из новых пространств музея — в 2023 году это был большой выставочный зал центра «Эрмитаж-Урал», в 2024-м — Северная антресоль главного корпуса на Воеводина, 5. В нынешнем году новой локации представлено не было, но встреча прошла в очень важном для музея месте — на третьем этаже «Эрмитаж-Урала», где в войну работали эвакуированные сотрудники Эрмитажа, и в год 80-летия Победы вряд ли можно было найти площадки лучше.
«Эрмитаж-Урал»: барочные редкости и мраморные сны
И начнем обзор мы тоже с проектов, которые зритель увидит в центре «Эрмитаж-Урал», в частности, с выставок с предметами из собрания Государственного Эрмитажа.
— Подбор эрмитажных проектов мы формируем так, чтобы удивлять зрителя необычностью каждой следующей экспозиции, — говорит директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин. — Недавно у нас была выставка с ежедневными аншлагами — речь о произведениях Альбрехта Дюрера, сейчас еще можно посмотреть на оружие Ближнего Востока — то есть абсолютно другой материал, другую эпоху. И совсем другими вещами нам предстоит любоваться уже в марте, когда мы откроем первый эрмитажный проект года — «Кабинеты редкостей эпохи Питера Пауля Рубенса. Золотой век фламандского искусства».
Проект расскажет о среде, сложившейся во Фландрии первой половины XVII века. Это было время увлеченного коллекционирования, когда кабинеты редкостей и галереи живописи появились у широкого круга обеспеченных жителей города — от мастеров кисти до правителей и зажиточных бюргеров. А еще время подлинного расцвета живописи и декоративно-прикладного искусства. Всего на выставке будут показаны 100 экспонатов, демонстрирующих удивительное разнообразие кунсткамер эпохи барокко и рассказывающих о вкусах и предпочтениях самого Питера Пауля Рубенса.
— Мы увидим шедевры Рубенса, Йорданса, Снейдерса. Это все первые имена, которые совсем скоро приедут к нам, мы уже на финальном этапе, ждем выезда машины с шедеврами в нашем направлении, — продолжает Никита Корытин. — И это действительно событие, ведь нашей публике никуда не нужно будет ехать, чтобы познакомиться с лучшими произведениями искусства той эпохи.
А с октября 2025-го по март 2026-го в «Эрмитаж-Урале» — выставка «Охота — страсть и развлечение. Живопись, оружейное и декоративно-прикладное искусство Европы XVI-XIX веков», тоже из коллекции Эрмитажа. В том числе зрители увидят арбалеты, рогатины, различные ружья, охотничьи кортики и многое другое обозначенной эпохи.
Теперь к другим проектам, которые представят на этой площадке. На днях в «Эрмитаж-Урале» открылась персональная выставка питерского скульптора Виктора Грачёва «Сны о вечном». Это очень любопытный эксперимент для музея, так как работы представлены на трех этажах атриума центра, об этом проекте подробнее мы расскажем в ближайших номерах.

В феврале также будет открыта экспозиция под названием «Deus ex machina» («Бог из машины». лат.) именитого уфимско-вологодского живописца, сценографа и монументалиста Александра Пантелеева.
— Мы уже монтируем экспозицию, на ней будет представлено несколько наших работ, но основные партнеры — это Башкирский художественный музей им. М.В. Нестерова и Вологодская областная картинная галерея, — комментируют в ЕМИИ. — Мы достаточно полно и детально изучили творчество Александра Пантелеева на конференции по советскому искусству, которую проводили в 2021 году, всем коллективом влюбились в этот материал. Прошло четыре года, и наконец мы смогли привезти его произведения. Думаем, будет очень эффектная выставка, потому что это художник, создававший мощную эпическую индустриальную живопись.
В августе в центре откроют выставку Николая Сажина — выдающегося автора сцены ленинградского андеграунда. Это единственный художник, под чьи работы выделен отдельный зал Музея современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге.
— На протяжении полутора лет мы ведем работу с наследниками Николая, чтобы подготовить очень внушительную по размерам выставку — порядка сотни работ этого удивительного художника, — поясняет Никита Корытин. — Кстати, родился он в Челябинской области, так что генетически является уральцем, хоть и всю жизнь проработал в Питере.

Главный корпус: и суровый чугун,
и невесомое стекло
В Главном корпусе ЕМИИ — на Воеводина, 5 — первая выставка года уже открылась, это графика Эриха Борхерта на Северной антресоли, и мы про нее подробно рассказывали. Следующим проектом станет «Неизвестная Куса» — экспозиция, приуроченная к 125-летию Каслинского чугунного павильона, ее презентуют во время научной конференции в ЕМИИ «Художественный металл Запада и Востока в XVIII-XXI веках: проблемы изучения и атрибуции» (24-26 апреля).
Любопытно, что Кусинское художественное литье из чугуна часто оставалось в тени более известного каслинского. Кусинский завод основан в 1778 году как чугунолитейный и железоделательный, а в 1883-м там было освоено и налажено изготовление художественных изделий, начавшееся как раз с известных каслинских моделей. Вскоре в Кусе сформировался собственный ассортимент, включающий в себя уже около 400 моделей, часть из которых увидит свердловский зритель.

А в июле, в контраст суровому по материалу (хоть и изящному по исполнению) чугунному литью будет открыта выставка «Русское художественное стекло», которая расскажет о возникновении отечественного стеклоделия. Партнерами ЕМИИ в этом проекте станут Омский музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля и Пермской художественной галереи.
— Именно эти два музея владеют самыми внушительными собраниями стекла. Причем Пермь предоставляет нам свои экспонаты прямо перед своим переездом в новое здание, и мы успеваем выхватить на несколько месяцев их драгоценное собрание, — рассказывает директор ЕМИИ. — Мы очень рассчитываем, что выставка будет зрелищной, потому что материал необычный, который не так-то просто доставить в больших количествах, но вдребезги мы собираемся разбить только сердца зрителей.
В сентябре в главном здании музея состоится открытие персональной выставки выдающегося советского и российского живописца, первого вице-президента Российской академии художеств Виктора Калинина. Он родился в алтайском селе, в большой старообрядческой семье, и причастность к многовековой русской культуре легла в основу его мировосприятия.

Одним из завершающих проектов года станет большая экспозиция произведений современных уральских камнерезов из собрания Фонда семьи Шмотьевых, приуроченная к празднованию в 2026 году 300-летия традиций камнерезного искусства Урала. Знаковым является и то, что под эту выставку отдадут витрину в зале, где находится Каслинский павильон и обычно выставлялись произведения из чугуна — по сути, главное пространство музея.
— На старте этой экспозиции мы собираемся рассказать в целом об истории Екатеринбургской гранильной фабрики, потому что это одна из недовоспетых глав деятельности нашего города. Мы — я говорю о городе, его жителях, посетителях музея — мало знаем о гранильной фабрике, потому что всё, что она делала, оставалось в Санкт-Петербурге. И у нас в собрании не так много вещей, они недостаточно полно отражают деятельность этого грандиозного предприятия, — считает Никита Корытин.

В декабре нас также ждет открытие долгожданной экспозиции «Роберт Фальк и Эрик Булатов. Диалоги».
— Эрик Булатов сам воспринимал Фалька как своего учителя, именно этот визуальный язык он глубоко изучал, следовал ему. Поэтому мы этих художников собираемся показать вместе, — поясняет Никита Корытин. — Это, пожалуй, единственный проект, который мы перенесли из плана 2024 года на 2025-й. Выставка очень сложная, и мы поняли, что не успеваем. Ключевым куратором экспозиции будет Марина Дэвовна Лошак. Обеспечим всё для ее комфортной работы в наших залах.
Марина Лошак — одна из ведущих кураторов русского авангарда, на протяжении десяти лет она являлась директором Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, куратором музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского, и посмотреть на результат ее сотрудничества с нашим музеем будет крайне интересно.
Музей наива: серьезный масштаб самого милого искусства
Что касается наивного искусства, помимо нескольких ярких выставочных проектов в одноименном музее Екатеринбург ждет масштабный фестиваль наивного и аутсайдерского искусства «ИНОЕНАИВНОЕ», который пройдет сразу на трех площадках ЕМИИ — в Главном корпусе, центре «Эрмитаж-Урал» и Музее наива, а также на площадках партнеров: Международного центра искусств «Главный проспект», Музея андеграунда, Галереи «Поле» и Аукционного дома «Татьянин день».
— Для нас это важнейшее в плане организации и количества площадок событие. Это будет такой захват города наивом, настоящее наивное нашествие, — анонсирует Никита Корытин. — Мы покажем, например, самое значимое частное собрание, сформированное за последние −40-50 лет легендарными московскими коллекционерами Владимиром Морозом и Анной Годик. В таком объеме это собрание еще не представлялось нигде. Также в фестивале примут участие Музей армянской культуры «Тапан», коллекция Алексея Турчина и еще несколько частных собраний. Всего покажем порядка 300 работ. И надеемся, фестиваль будет проходить регулярно, раз в два года. Это должно быть событие, которое отстроит правильное отношение к наивному искусству и позволит организовать научный дискурс вокруг этого явления.

Центр истории камнерезного дела им. А.К. Денисова-Уральского: дорогу молодым
В 2025 году произойдет обновление постоянной экспозиции Центра истории камнерезного дела, открытого для посетителей в конце 2021 года. Планируется значительно расширить раздел истории камнерезного искусства XIX-ХХ веков. Отдельным блоком будет представлена обработка мягкого камня в Пермском крае, подводящая к основной практической части — работе в мастерских. А в качестве основного нововведения музейщики заявляют организацию зоны для камерных выставочных проектов современных камнерезов и ювелиров с упором на молодых художников. Для ЕМИИ это еще четыре выставки в год и дополнительное внимание к отрасли, которую музей старается активно поддерживать на протяжении полутора десятка лет.
Ранее «Областная газета» писала о том, что к своему 85-летию Музей истории Екатеринбурга открыл выставку «Кладовая авангарда».
Опубликовано в №37 (10143) от 22 февраля 2025 года.