Мраморные сны Виктора Грачёва: первая выставка 2025 года в центре «Эрмитаж-Урал» заняла три этажа

Для музея выставка оказалась своего рода экспериментом

В центре «Эрмитаж-Урал» открыли первую экспозицию 2025 года. Это проект «Сны о вечном» питерского скульптора Виктора Грачёва, который представил в Екатеринбурге восемь произведений из мрамора месторождения в Коелге (Челябинская область). Для нашего музея выставка оказалась своего рода экспериментом, так как работы размещены не в привычном экспозиционном пространстве, а на трех этажах атриума центра. И полюбоваться мраморными скульптурами смогут все посетители этой площадки.

Выставка проходит в том числе в рамках проекта «Белый мрамор России», цель которого — соединить российские природные ресурсы и художественную культуру, мрамор и искусство, творчество и промышленность. И, как считает Виктор Грачёв, потенциал мрамора одного из крупнейших российских месторождений в Коелге недооценен скульпторами. Как говорится, если хочешь что-то изменить — начинай с себя. Виктор так и сделал. Причем он предложил Екатеринбургскому музею ИЗО проект, когда еще не было ни одного эскиза, но сотрудники, оценив портфолио, пошли на этот эксперимент.

— Мне дали большую фору, и я очень благодарен, поскольку это помогло в реализации проекта. С мрамором я, конечно, работал, но чтобы вот так, всего лишь за год сделать сразу восемь новых скульптур, такого опыта у меня еще не было, — делится Виктор Грачёв. — А коелгский мрамор прекрасен, но известен больше как архитектурный материал. И я бы хотел, чтобы мой проект стал примером для других скульпторов, чтобы они открыли для себя этот камень, взаимодействовали с производством. Кстати, в прошлом году производству мрамора в Коелге исполнилось 100 лет. Люди там трудятся целыми династиями, и, увидев скульптуры, они были удивлены, что, оказывается, их мрамор может иметь такой вид. Он действительно живой и пластичный, теперь это может оценить и свердловский зритель.

Первая скульптура проекта — «Портал». Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

Работы Виктора Грачёва нефигуративны, они несут в себе скорее состояние формы, а не образ. Хотя с этим можно и поспорить, каждый увидит в них свое: среди названий произведений — «Рождение», «Ночь», «Шелест», «Эхо». И всё это кажется справедливым. Отдельная история, конечно, в том, как художник высекает из мрамора то, что ему нужно.

— Расчерчиваю мраморный блок, чтобы грубо обтесать лишнее углы, сбить. В какой-то момент я отставляю эскиз, и работаю уже с конкретным камнем, иду от его формы, рисунка, фактуры, — рассказывает Виктор Грачёв.

Подход к каждому камню, из которых создавались произведения этого автора, отличается, и зритель это увидит. Но важно еще, что выставка «Сны о вечном» — это не только скульптуры, проект получился мультидисциплинарным: в нем и изобразительное искусство, и музыка, и видео-арт.

— На заводе очень шумно, все время гудит компрессор, поэтому наушники — необходимость, только так будешь чувствовать себя комфортно. И когда я начал делать первую скульптуру, понял, что в этом проекте буду апеллировать к музыке, без нее композиция останется незавершенной. И я стал искать композитора, который смог бы интерпретировать шум завода в музыкальные произведения — для каждой скульптуры свое, — поясняет Виктор Грачёв.

Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

Так в проект вошел челябинский композитор электронной музыки Роман Хайруплин. Он бережно записал все звуки, наполняющие завод, и с помощью современных технологий преобразовал их в музыку, которая наряду со скульптурой формирует пространство выставки. Но и это не всё. Чуть позже к проекту присоединился друг Виктора Грачёва — петербургский художник Дмитрий Лейкин, он на основе виртуальной модели скульптуры «Портал» создал видео-арт, драматургия которого строится на трансформациях: тяжёлая каменная скульптура вдруг становится лёгкой и подвижной. Дмитрий тоже приехал на открытие выставки в Екатеринбург.

— Я почувствовал, что в этом проекте можно сделать что-то свое, вложить творческий потенциал, который есть. Я уже и не помню, кто первым предложил добавить визуализацию, кажется, это была общая идея, — говорит Дмитрий Лейкин. — Мы отсняли скульптуру «Портал» более чем с 20 точек, и с помощью искусственного интеллекта сделали виртуальную модель, на основе чего была создана представленная видеоинсталляция. Такая смесь искусственного интеллекта и интеллектуального искусства.

Любопытно, что Виктор Грачёв даже подумал о том, что зрителю обязательно захочется прикоснуться к скульптурам. Это действительно так, но делать этого, увы, нельзя.

— Мрамор гидрофобный, если его будут трогать, постепенно образуются жёлтые пятна, — предостерегает художник. — А чтобы удовлетворить потребность посетителей, я сделал специальные мраморные пуфики, их можно не только трогать, но и присесть на них. Так я поощряю желание зрителей максимально «приложиться» к этому материалу.

Важно и то, что проект «Белый мрамор России» стал источником творческих инициатив студентов Челябинского государственного института культуры, которые под руководством режиссера Стеллы Пановой создали ряд документальных фильмов, рассказывающих о коелгинском мраморе. Эти киноработы тоже можно увидеть в «Эрмитаж-Урале» — на третьем этаже, в пространстве лектория.

Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»
Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

Ранее «Областная газета» писала о том, чем в 2025 году удивит Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Опубликовано в №41 (10148) от 28 февраля 2025 года.

Более 300 свердловчан, проживающих в отдаленных территориях, проверили здоровье благодаря акции «Добро в село»

В селе Ключи Ирбитского района и селе Курганово Полевского муниципального округа более 300 человек прошли медицинское обследование...

Денис Паслер признан избранным на должность губернатора Свердловской области

На заседании Избирательной комиссии Свердловской области 15 сентября выборы губернатора региона признаны состоявшимися и действительными. На должность избран...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также