Пиршество шедевров: в Екатеринбурге представили работы художников Золотого века искусства Фландрии

В экспозиции — 100 произведений из коллекции Государственного Эрмитажа

В культурно-просветительском центре «Эрмитаж-Урал» открылась масштабная выставка «Кабинеты редкостей эпохи Питера Пауля Рубенса». В экспозиции 100 произведений из коллекции Государственного Эрмитажа, представляющие расцвет фламандской художественной культуры. Как отмечают сами сотрудники Эрмитажа, музей еще не выдавал столько работ в региональные музеи — при этом речь о художниках Фландрии первой величины — помимо Рубенса, это Якоб Йорданс, Антонис Ван Дейк , Франс Снейдерс , Давид Тенирс-младший.

Дворцовое нашествие барочной культуры

— Больше эрмитажных шедевров в стенах нашего музея было разве что только во время эвакуации в Великую Отечественную войну, — улыбается директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин. — Представленные у нас живопись, скульптура, оригинальная графика, декоративно-прикладное искусство — все это действительно мощное дворцовое нашествие прекрасной барочной культуры в наши залы. Кроме того, проект еще очень концептуальный.

Выставка знакомит зрителей с жизнью Антверпена XVII века, когда он являлся главным центром искусства Фландрии. Здесь жил Питер Рубенс — художник, чье имя стало синонимом фламандского искусства, влияние Рубенса распространялось на все его виды, а также на различные области художественного ремесла, во многом определив дальнейшие пути его развития. С Рубенсом и его мастерской в Антверпене были связаны все крупные живописцы «золотого века».

Живописным произведениям самого Питера Рубенса посвящена первая часть экспозиции. Эрмитаж привез в Екатеринбург три собственноручных произведения художника, которых не касалась рука помощников из его мастерской. Это «Поклонение пастухов» — картина, написанная молодым Рубенсом во время его пребывания в Италии. Еще две работы относятся уже к зрелому периоду его творчества — это «Арки Геракла» и «Арки Фердинанда», ставшие основой для праздничного убранства Антверпена к въезду нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда. В них нашла отражение еще одна грань личности великого фламандца — его изобретательность как архитектора-декоратора.

Владислав Статкевич на фоне шедевров Питера Пауля Рубенса. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Любопытно, что этот заказ был связан с тесным взаимодействием Рубенса со многими интеллектуалами и влиятельными людьми эпохи, одним из которых был Николас Рококс — бургомистр города Антверпена. Так вот Рубенс и Рококс (его портрет тоже можно увидеть на выставке) были родственными душами и известнейшими коллекционерами своего времени. И тема коллекционирования вынесена в качестве одной из главных в этой экспозиции.

— Этот проект очень концептуальный. За эффектной картинкой, назовем это так, стоит серьезное содержание, которое призвано не только отразить искусство данного периода и искусство в целом, но и саму идею коллекционирования, идею редкости, чего-то уникального, — поясняет Никита Корытин. — Это выставка, в которой, как детали матрешки, раскрываются различные составляющие, демонстрирующие нам всю сложность культуры, как части человеческой цивилизации. И частного коллекционера как собирателя — явления, которое предвосхищает появление музея.

Заглянуть в кунсткамеру Рубенса

Сам расцвет художественной культуры в Антверпене XVII столетия напрямую связан с огромным интересом фламандцев к искусству, а также всевозможным редкостям, как природным, так и рукотворным. Эпоха барокко — это время распространения кунсткамер или кабинетов редкостей, в которых коллекционер мог продемонстрировать свои богатства. И авторы экспозиции создали такой кабинет редкостей прямо в пространстве выставки — он занимает центральное место. Помимо картин, здесь разные виды декоративно-прикладного искусства, причем часть предметов — из коллекции самого Питера Рубенса.

— Мы привезли на выставку немецкий настольный кабинет, украшенный черным деревом и инкрустацией слоновой кости. Именно в таких кабинетах хранились монеты, ценные документы, письма, медали и, конечно, античные резные камни или глиптика. Некоторые из представленных на выставке предметов глиптики действительно происходят из коллекции самого Рубенса. Они у нас выделены в левой части — например, большая камея XIII века «Иосиф и его братья», — говорит заведующая сектором декоративно-прикладного искусства отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа Татьяна Косоурова. — В соседней витрине вы можете видеть роскошную кружку, украшенную слоновой костью, — очень популярный в то время материал, ее любил и Рубенс. Он не только коллекционировал такие предметы, но даже создавал произведения для резчиков, и здесь уже представлены работы немецких мастеров.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»
Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Отдельного внимания в кабинете редкостей заслуживают кубки. Два из них сделаны из цельного кокосового ореха, которые немецкие мастера обыгрывали монтировкой из серебра или золоченого серебра. Один из таких кубков сделан в форме страуса — эффектная вещь, рассматривая которую можно потратить немало времени. Еще два кубка созданы из раковин наутилуса, которые отличались своим внутренним свечением. По раковине делали изящные гравировки, изучать которые особое удовольствие. Один из таких кубков выставляется Эрмитажем впервые — гравировка на нем сделана по гравюрам французского художника Жака Калло. Рядом еще одна любопытная вещица — часть бывшей пороховницы с изображением мужской и женской профильных полуфигур.

Кроме того, на выставке представлены великолепные шпалеры, изысканные затканные золотом настенные ковры и почти невесомое кружево, бывшее важной деталью костюма, что можно увидеть на портретах того времени, подняв голову и посмотрев на картины в этой части экспозиции.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Маленький каприз — льва в мастерскую

Помимо картин Питера Рубенса, на выставке показаны, например, работы Давида Тенирса-младшего. Одна из самых масштабных — групповой портрет членов стрелковой гильдии «Старый Арбалет» в Антверпене, 1643 год. В центре изображено здание ратуши, построенное по проекту архитектора Корнелиса Флориса во второй половине XVI века, и большая группа людей.

— На картине вы видите весь цвет фламандской нации. Это 50 портретов самых богатых и влиятельных людей города. В их числе, конечно, и Николас Рококс, — рассказывает хранитель коллекции фламандской живописи XVII века Эрмитажа Владислав Статкевич. — Многие из них вооружены, это члены стрелковой гильдии — ополчение, такая цеховая структура, которая несла караульную службу, охраняла город.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

В залах можно увидеть и картины сподвижника Рубенса ‒ Антониса ван Дейка, который еще в юные годы стал ведущим портретистом Антверпена и создавал портреты, очень хорошо показывающие род деятельности заказчика. Собственно «Портрет Николаса Рококса», представленный в экспозиции, принадлежит кисти Ван Дейка. Также посетители «Эрмитаж-Урала» могут полюбоваться «Семейным портретом» — одним из шедевров раннего творчества этого художника.

— К сожалению, мы не знаем, кто именно изображен на этой картине. Это точно художник и его семья, но вот конкретного имени установить не удалось. Были предположения, что это Снейдерс, однако они не подтвердились. Но то, что это коллега по цеху, точно, потому что у Ван Дейка получился залихватский портрет, он написан очень свободным мазком — работал художник быстро, с энтузиазмом, буквально горел, поэтому произведение отличается от гладкой, чуть суховатой манеры письма, которая существовала в парадных портретах этого времени, и у самого Ван Дейка, но для других заказчиков, в том числе, — поясняет Владислав Статкевич.

Еще одно направление, ярко представленное в экспозиции, — анималистика. Экзотические животные в то время вызывали глубокий интерес, их художники старались изобразить с анатомической точностью. Одну из таких работ — «Львица и два льва» — можно увидеть на выставке, монументальная картина принадлежит кисти мастеров школы Франса Снейдерса.

— Это произведение попало в отбор выставки неслучайно. Если мы обратимся к источникам, к посмертной описи дома коллекционера Николаса Рококса, то найдем картину с изображением львов. Макс Розес, исследователь Рубенса, полагал, что эрмитажное произведение может происходить из дома Рококса, хотя это довольно сложно установить окончательно, — говорит Владислав Статкевич. — Есть забавная история о львах, связанная уже с Рубенсом. После посещения зверинца эрцгерцога Альбрехта и его супруги в письме английскому корреспонденту Рубенс пишет: «Ах, как же жалко, что мне не дали привезти льва в мастерскую, чтобы я посмотрел, как он перемещается по этому пространству»…

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

 

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Отдельная часть экспозиции посвящена графике. Это камерное искусство играло важную роль и в творчестве Питера Пауля Рубенса, и в искусстве мастеров близких ему по духу. Известно, что художник коллекционировал рисунки своих старших коллег, которые использовал в работе. На выставке демонстрируются собственноручные рисунки Рубенса ‒ «Голова Брута», «Грешники на Страшном суде»; рисунки, исполненные его мастерской, а также гравюры с них, помогающие зрителю лучше понять «творческую кухню» художника эпохи барокко.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

 

Выставка «Кабинеты редкостей эпохи Питера Пауля Рубенса» будет открыта до 21 сентября.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»
Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»
Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»
previous arrow
next arrow
 

 

Ранее «Областная газета» писала о том, что креативный кластер «Домна» станет площадкой для Всероссийской лаборатории культурных проектов CULTURALICA.

Опубликовано в №63 (10170) от 26 марта 2025 года.

Традиции — в мультфильмах: участники медиастудии из Березовского создали сериал о традициях различных народов

«Дружные соседи» — это анимационный сериал, который создали участники медиастудии «Черный Кот» из города Березовского. Он рассказывает...

Главное в его жизни — спорт: двухкратный чемпион Свердловской области по муай-тай — о том, как достигает высоких результатов

Огромный рюкзак с боевой экипировкой, уверенная походка и твердый взгляд, ссадины на руках — речь идет о Михаиле Сухецком,...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также