На сценах мира и… под книжной обложкой: в Екатеринбурге презентована книга о музыкальном театре в мире

Название — «Театр и музыка всегда в диалоге». Автор — музыковед, критик, эксперт театральных премий Лариса Барыкина

В Екатеринбурге презентована книга «Театр и музыка всегда в диалоге». Предмет исследования — мировой музыкальный театр. А автор ее — екатеринбурженка Лариса Барыкина, которая в разных своих профессиональных ипостасях (музыковед, критик, эксперт театральных премий) давно и талантливо служит главной миссии — просветительству.

— Искусство нуждается в рефлексии, интеллектуальном сопровождении, и критика — только одна часть этого, — сказала на презентации Лариса Барыкина. — Мне интересно, когда входишь в театр одним человеком, а выходишь другим. Спектакль должен рождать потрясение, ожог или, наоборот, радость, счастье. Много потрясений не может быть. Но для меня невозможна и нынешняя губительная тенденция, когда искусство называют «продуктом»…

Сама Лариса Владимировна десять лет, с 1995 по 2005 годы, возглавляла музыкально-литературный отдел Екатеринбургского театра оперы и балета. С тех пор вот уже 20 лет, по ее собственному выражению, «никому не принадлежит», что позволило ей, с одной стороны, создать в Екатеринбурге Международный фестиваль современного танца «На грани» и приглашать на Урал именитые коллективы contemporary dance, с другой — свободно перемещаться по России и миру, видеть в разных театрах разножанровые спектакли, писать о них. Рецензии стали книгой. Оперативная хроника — летописью музыкального театра.

В книге объединены 150 текстов (из 27 изданий периодики!). Рецензии на спектакли, творческие портреты выдающихся творцов музыкального театра: хореограф Евгений Панфилов, дирижер Теодор Курентзис, танцовщик и хореограф Вячеслав Самодуров. Объемный (географически и жанрово) спектр, впечатления со знаком «плюс» и… не только. Дистанция в 30 с лишним лет мирового театра. В связи с последним на презентации резонно возник вопрос: по мнению автора, куда движется современный музыкальный театр России?

— Мне кажется, я «захватила» в книге один из лучших его периодов. Будучи экспертом национальных премий «Золотая Маска», «Онегин», «Арлекин», «Музыкальное сердце театра», оценивая спектакли, я ощущала это как счастье, привилегию. Это был период интенсивного вхождения нашего театра в мировое пространство, даже Екатеринбург стал частью мирового театрального процесса. Создавались новые труппы, новые виды музыкального искусства. Тот же contemporary dance, некогда находившийся у нас под запретом, вдруг обрел небывалый расцвет именно в Екатеринбурге. И мне кажется, этот процесс не закончен. Была задана хорошая тональность…

Лариса Барыкина на презентации своей книги. Фото: Борис Ярков

Среди тех, кто задал в музыкальном театре хорошую тональность, — и Вячеслав Самодуров, герой книги, хореограф, в течение 12 сезонов (с 2011 по 2023 год) возглавлявший екатеринбургскую балетную труппу. В эти дни он отмечает 50-летие. Поэтому, хоть и без него (он занят постановкой балета «В бурю» в Большом театре), презентация книги «Театр и музыка всегда в диалоге» прошла в театре «Урал Опера Балет», в день, когда состоялся концерт-посвящение Самодуров-гала.

Вячеслав Самодуров, начинавший карьеру солистом Мариинки, премьером Национального балета Нидерландов, возглавив затем труппу «Урал Балета», заново открыл ее для профессионалов и зрителей. Он радикально изменил репертуар: перенес классику в редакциях Мариинского театра, инициировал российскую премьеру балетов Ханса ван Манена, Пола Лайтфута и Сол Леон, «Вальпургиевой ночи» Джорджа Баланчина, включил в афишу новые работы, позволил по-новому взглянуть на старинный репертуар. Еще в 2012-м Самодуров учредил первую в стране ежегодную мастерскую молодых хореографов «Dance-платформа». Сегодня из артистов «Урал Балета» сложилась целая артель хореографов (недавний вечер их постановок так и назывался — «Танц-артель»). Они получили признание публики и критики — это еще один важный итог работы Вячеслава Самодурова в Екатеринбурге.

Новые миниатюры хореографов «Урал Балета» стали центром концерта-посвящение. А обрамление Самодуров-гала составили «Вариации Сальери» — первая работа, которая принесла успех автору и труппе, и балет Sextus Propertius — последняя постановка Самодурова в статусе руководителя.

И многие заново испытали потрясение, о котором в своей книге пишет Лариса Барыкина.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге вручили награды премии «Неистовый Виссарион».

Опубликовано в №134(9945) от 22 июня 2024 года.

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также