В Международном центре искусств «Главный проспект» состоялось официальное открытие музея-мастерской скульптора Андрея Антонова. Он автор почти 500 станковых и монументальных работ в России и за рубежом. Даже если кто-то вдруг не знает этого имени, точно видел рельефы Екатеринбургского цирка, композицию «Муза» на здании Дома кино, памятник Мамину-Сибиряку, бюсты Татищева и де Геннина, скульптуру «Горожане. Разговор».
Скульптура «Горожане. Разговор» изображает троих свердловских художников: Виталия Воловича, Мишу Брусиловского, Германа Метелёва. Коллеги и друзья Андрея Антонова. Никого из них уже нет в живых. 10 июля исполнилось 12 лет, как не стало самого Андрея Антонова, а 11 июля в «Главном проспекте» открылся посвященный мастеру музей. И это не просто музей, это воссозданная мастерская скульптора, над оформлением и наполнением которой работали родные Андрея Антонова – его вдова Татьяна Колпакова и ее сын Илья Сологуб.
Утренний кофе – только со сгущенкой
– Мы очень благодарны «Главному проспекту» за предложение создать в этих стенах музей. Буквально за один только март здесь было переделано пространство по нашему плану, а уже 2 апреля мы принесли сюда первые предметы, – говорит Татьяна Колпакова. – Понятно, что и сейчас это не конечный результат, а скорее скелет, на который постепенно будем нанизывать интересные, концептуальные решения, чтобы это место превратилось в полноценный музей, с научной и образовательной базой. Я вообще считаю, что биография человека – это история и города, и страны. И для нас особенно важно, что мастерская открылась к 300-летию Екатеринбурга.
Расположение музея (улица Ленина, 8) оказалось очень символичным. Андрей Антонов в этом районе родился и жил до 12 лет. В 9 лет, кстати, сам записался в изостудию, хотя мама отправила его в авиамодельный кружок…
А вот знаменитая мастерская находилась по адресу ул. Сони Морозовой, 161 – во дворах Бажова и Энгельса. В распоряжении скульптора было два этажа – на первом, как и принято у художников, рабочее пространство, на втором Андрей Антонов принимал многочисленных гостей. Любопытно, что у художников здесь даже появился своеобразный ритуал – «утренний кофе». На открытии музея присутствуют те, кто хорошо помнит традицию, они добавляют «непременно со сгущенкой!». Татьяна Колпакова удивляется: «А что, вы правда пили кофе со сгущенкой?! Что ж, в процессе создания музея я узнала об Антонове больше, чем прожив с ним 20 с лишним лет».
Таких историй в этот вечер было много, часть из них принадлежит архитектору Борису Демидову, с которым скульптор дружил действительно всю жизнь – вместе они ходили в детский сад. Он же принес один из первых подарков музею – фотографию, на которой Андрей Антонов и Герман Метелёв трудятся над рельефом для цирка.
– Это 1979 год, – рассказывает Борис Демидов. – Знаете, что эти двое делали? Гипсовали цветы, крапиву. Да-да, если внимательно рассматривать рельефы, можно увидеть артистов, которые жонглируют букетами. Это как раз оно.
Весной Борис Демидов провел для гостей «Главного проспекта” две встречи в формате «утреннего кофе», посвященные Андрею Антонову. Проект будет продолжен осенью.
«У Антонова все время ломались часы»
Музей-мастерская Андрея Антонова в «Главном проспекте» – это три светлых зала. В первом показан процесс рождения скульптуры, выходящей из-под резца мастера. Вокруг – оригинальная мебель, на верстаках, столиках и полках стоят пластилиновые модели, бронзовые заготовки, гипсовые отливки и уже готовые произведения. Татьяна Колпакова рассказывает, что здесь выставлена примерно десятая часть того, что есть у семьи, но Олег Гусев, учредитель Международного центра искусств «Главный проспект», предложил еще и помещение для хранения предметов.
Воссозданы в музее даже антресоли, на стенах висят те же самые работы, что и в мастерской, плюс отсылы к главным работам скульптора, а также знаменитые коллажи – Антонов «вписывал» свои скульптуры в городское пространство: это была его мечта.
Соседний зал оформлен так, как выглядел второй этаж мастерской Антонова. Это уже очень личная территория – с множеством фотографий, книжными полками, шкафом с вещами, принадлежавшими художнику – здесь краски, кисти, фотоаппараты, трубки, подарки коллег и друзей.
– Это может быть очень долгая экскурсия, о каждом предмете можно говорить по 10 минут. Что касается книг, то с ними я придумала отдельную экскурсию,– говорит Татьяна Колпакова. – Дело в том, что Антонов был помешан на книгах, даже когда болел, в последние дни, периодически отправлял меня в книжный магазин. И на этих полках нет ни одного случайного издания, с каждым связана определенная история.
Также Татьяна пообещала разместить в экспозиции банку с наручными часами Андрея Антонова.
– У Антонова все время ломались часы. Он их периодически покупал, в итоге у нас дома стояла целая банка с часами, – вспоминает вдова скульптора. – Я думаю, это из-за того, что он очень плотно жил. Много работал, был трудоголиком – в 8 утра приходил в мастерскую, в 8 вечера уходил. Кажется, часы не выдерживали.
Если осматривать экспозицию неспешно, в какой-то момент точно захочется присесть на красивую, пусть и немного потрепанную временем скамейку. Что и сделали гости на открытии.
– На скамейке, на которой расположились милые дамы, сидели все, – улыбается Татьяна. – Только напротив еще был стол, уставленный сами понимаете чем. Здесь всегда собирались друзья Антонова. И скамейка тоже с историей – ее в свое время принесли из мастерской Юры Истратова (художник-постановщик Свердловской киностудии). Эта лавка снималась в «Демидовых», «Приваловских миллионах»…
Уже с апреля Музей-мастерская привлекает гостей «Главного проспекта», люди заглядывали в стеклянные двери, заходили, смотрели на готовящееся пространство. Некоторые спрашивали, до какого числа выставка будет работать. Важно, что музей Антонова обосновался в «Главном проспекте» надолго, это постоянная экспозиция, которая обязательно должна появиться в маршруте тех, кто хочет ближе познакомиться с уральским искусством.