В главном здании Екатеринбургского музея изобразительных искусств и в центре «Эрмитаж‑Урал» открылся большой проект «Пермское посольство». В столицу Урала привезли 50 лучших работ из Пермской картинной галереи, которые будут выставляться в Екатеринбурге больше года. Музейщики называют это тотальной интервенцией, ведь пермские произведения интегрированы в постоянные экспозиции нашего музея.
В начале презентации Никита Корытин, директор Екатеринбургского музея ИЗО, попросил нас — журналистов успокоить пермскую общественность: да, все «сливки» их галереи действительно привезли в Свердловскую область, но только на время. Для Пермской галереи сейчас готовят новое здание, поэтому она закрыта для посещений, и на этот период шедевры приехали в Екатеринбург на продолжительные гастроли.

— Уверен, в нашем регионе знают о существовании Пермской галереи, для многих это один из любимых музеев. Сейчас настает новая эпоха для галереи, она станет счастливым обладателем нового здания. И так как коллеги много времени проведут в процессе переезда, возникла идея на это время представить часть галереи в лучших ее образцах у соседей, то есть у нас в Екатеринбурге. В результате мы получили две прекрасные экспозиции, — отметил Никита Корытин.

Теперь нужно отдельно сказать о термине «интервенция». В политике он носит больше агрессивный характер, в искусстве — совсем иначе. Это внедрение в постоянную экспозицию других работ, музейных коллекций, конечно же, совпадающих по теме, временному периоду, направлению. Подобная практика давно освоена в крупных музеях на Западе, в России же такой подход работал больше с современным искусством. Но уральские музеи рискнули и блестяще справились с непростой задачей.
— Мы давно дружим с Екатеринбургским музеем изобразительных искусств, нас связывает многолетнее деловое, исследовательское сотрудничество. И родившийся совместный проект — случай уникальный, но закономерный, — говорит замдиректора по науке Пермской картинной галереи Ольга Старцева. — Дело в том, что художественные музеи за пределами столиц в советское время имели схожий подход к комплектованию своих коллекций. Поэтому очень интересно сопоставить екатеринбургское и пермское собрания. Также для нас это уникальная возможность осуществить масштабную гастроль перед открытием галереи в новом здании. Ведь когда это случится, мы планируем выдержать большую паузу от вывоза наших работ, так как обещали, что в новом здании будем показывать в 10 раз больше произведений, чем это было раньше.

В целом собрание Пермской картинной галереи насчитывает 55 тысяч предметов, в силу нехватки площадей в выставках участвовало всего лишь 1,5 процента работ. И в Екатеринбург привезли именно эти картины, находившиеся в постоянной экпозиции, а значит, выдержавшие невероятную конкуренцию.
30 из них размещены в экспозиции русского искусства (ул. Воеводина, 5). Произведения ярко отражают основные этапы развития отечественного искусства XVIII — начала XX века, часть из них имеет непосредственное отношение к Уралу. Так, один из залов практически полностью посвящен заводчикам — Турчаниновым и, конечно, Демидовым: парадные и камерные портреты мастеров XVIII века (Ротари, Рокотова, Тончи) вкупе с пейзажными полотнами из коллекции ЕМИИ создают образ эпохи.

Искусство первой половины XIX века представляют портретные работы Тропинина и морские пейзажи Айвазовского. Отдельный зал посвящен передвижникам — Куинджи, Шишкину, Репину и другим громким именам. Самая большая площадка отдана произведениям выпускников Императорской Академии художеств. Свердловчане смогут увидеть «Меркурий и Аргус» Василия Худоярова, «Римские бани» Фёдора Бронникова, несколько работ братьев Верещагиных, масштабные полотна Фёдора Бруни — ректора нескольких отделений Императорской Академии. Картина Бруни «Богоматерь с младенцем», представленная в экспозиции, принадлежала Николаю I, находилась в его личных покоях. Сотрудники музея предполагают, что он сам обрамил картину в шикарную раму. Кстати, сложные резные рамы, часто «родные» для этих картин, безусловно, достойны отдельного восхищения зрителей.
Период поисков нового художественного языка в живописи на рубеже XIX–XX века показывают работы Бориса Кустодиева («Парижский бульвар ночью»), Игоря Грабаря («Весенний ветерок»), Сергея Виноградова («Головинка»), Виктора Борисова-Мусатова («Аллея»).

Казалось бы, всего перечисленного уже предостаточно, чтобы запланировать поход (а может и не один) в ЕМИИ, но и это еще не все. В центре «Эрмитаж-Урал» (ул. Вайнера, 11) представлено 20 пермских произведений из коллекции западноевропейского искусства, которая является одной из самых значительных в России за пределами столиц. За вековую историю в Пермской галерее сложилось собрание, куда вошли произведения, украшавшие царские дворцы, особняки Мусиных-Пушкиных, Строгановых‚ Орловых, Щукиных и т. д.
— Наша экспозиция пополнилась работами мастеров Италии, Голландии, Фландрии и Франции XV–XIX века, — рассказывает старший научный сотрудник сектора зарубежного искусства ЕМИИ Дарья Черкасова. — Произведения, с одной стороны, широко раскрывают нашу коллекцию, А с другой, на выставке представлены авторы, которых в нашем собрании нет.

Нет, к примеру, в центре «Эрмитаж-Урал» своего Брейгеля, а из Перми привезли пейзаж родоначальника династии — Яна Брейгеля Старшего. Его совсем небольшая работа особенно ценна детализацией изображения, не все крохотные фигуры можно увидеть с первого взгляда, эта картина требует к себе более пристального внимания.
Давней мечтой сотрудники музея называют объединение в экспозиции сразу трех картин Якоба Йорданса (одна из них была в коллекции ЕМИИ). Также нельзя пройти мимо работы Пауля де Воса «Собака с куском мяса». Первый такой сюжет, в основе которого лежит басня Эзопа, де Вос написал для охотничьего дворца короля Испании Филиппа IV, во втором (тот, что принадлежит Пермской галерее) он добавил еще несколько деталей.

Для того чтобы зритель мог понять, где коллекция ЕМИИ, а где пермские картины, разработан новый этикетаж, а еще больше информации можно узнать благодаря специально созданному для проекта аудиогиду.
Ранее «Областная газета» писала о том, какие выставки обязательны к посещению в январе.
Опубликовано в № 14 (9825) от 25 января 2024 года.