В Екатеринбургском музее ИЗО (ул. Воеводина, 5) презентовали большую выставку русского частного фарфора «От завода Гарднера до империи Кузнецовых». Проект полностью фондовый, то есть все предметы в экспозиции – из коллекции музея, на основе которой у зрителей появилась уникальная возможность проследить всю историю развития фарфора в России.
Выставочный дебют
— Эта выставка совершенно не случайно была представлена именно в день рождения нашего музея. Дело в том, что в памятную дату мы всегда стараемся презентовать фондовые проекты, которые мы создаем без привлечения партнеров, а значит, рассчитывая только на свои собственные силы, — поясняет директор ЕМИИ Никита Корытин. — В прошлом году это была экспозиция к 300-летию Екатеринбурга, теперь — большая выставка фарфора.
Специалисты объясняют, что для них фондовая выставка — это еще и показатель того, как в музее ведется научная работа. А в случае с фарфором это особенно важно. Поскольку музей — изобразительных искусств, то декоративно-прикладное направление всегда шло далеко не первым номером. Хотя ЕМИИ в этом смысле музей уникальный, ведь знакомство с ним зритель всегда начинает с Каслинского чугунного павильона. Но фарфору от этого было не легче, тем более если речь идет о частных заводах, а не о таком гиганте как Императорский фарфоровый завод. Но в последние 20 лет ситуация начала меняться.
— Долгое время эта тема в принципе в России не изучалась. Мы мало что знали об этих предприятиях, и буквально последние два десятилетия этот материал стал привлекать исследователей, а подспудно коллекционеров, — рассказывает «ОГ» старший научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства ЕМИИ Сергей Винокуров. — Сейчас наша команда готовит большой каталог фарфоровой коллекции, которая включает полтысячи предметов.
И почти половину этого фонда, а именно 238 предметов, можно увидеть на новой выставке. При том, что подавляющее большинство коллекции зрителям еще никогда не показывали, даже в формате временных экспозиций.
Например, на выставке представлены произведения первого частного завода Франца Гарднера. Это производство принято отсчитывать с 1766 года, когда в деревне Дмитровского уезда выходец из Великобритании, английский купец Гарднер выкупил землю и построил частный фарфоровый завод. На экспозиции, например, можно увидеть заказанные императрицей Екатериной II четыре орденских сервиза. Они выставлялись раз в году, на столе в Зимнем дворце, когда устраивались торжественные приемы чествования кавалеров этих орденов.
Также зритель увидит изделия заводов Миклашевского, Попова, Батенина, Сафронова, братьев Корниловых и братьев Гулиных, знаменитой мастерской князя Юсупова. Всего — порядка двадцати разных производств.
От фамильных ценностей Басевич до царских сервизов
Масштабная коллекция сложилась благодаря нескольким крупным поступлениям на разных этапах истории музея. Это передачи Свердловского краеведческого музея, Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково», конечно, Государственного Эрмитажа, а также частных коллекций — свердловского архитектора Константина Бабыкина, представителей семьи свердловских медиков Кроль, профессора Уральского архитектурного-художественного университета Рэны Лотарёвой.
Рэна Лотарёва — внучатая племянница знаменитой Казимиры Басевич, петербургского коллекционера, в чьем собрании было много шедевров, включая картину Петрова-Водкина «Купание красного коня». Об этой семье и невероятной истории коллекции можно почитать в нашем материале. Среди переданных Рэной Лотарёвой Екатеринбургскому музею ИЗО предметов, был в том числе фарфор.
— Это в основном европейский фарфор, Мейсенский — поздний, XX века. Поэтому из передачи Рэны Лотарёвой мы показываем супницу — как раз предмет из сервиза завода братьев Корниловых, середина XIX века. Это период, когда завод был, по сути, одним из крупнейших предприятий в России. Его ценили за высокое качество, и он был первым экспортером в Европу и Америку, — говорит Сергей Винокуров. — Корниловы, кстати, первыми из наших стали ставить штамп «Made in Russia». Это было в 60–70-е годы XIX века.
Сервиз большой, понятно, что на выставке показать его полностью невозможно, но в итоговом каталоге его представят целиком. Любопытно и то, что, в отличие от многих предметов в экспозиции, этот не использовался по назначению, поскольку передавался из поколения в поколение в качестве приданного.
Есть на выставке и блюдо из коронационного зимнедворского сервиза. Изначально он был создан на Императорском фарфоровом заводе по заказу Александра III, для празднования его коронации. Но на коронацию Николая II в 1896 году ожидалось гораздо больше гостей, и императорский завод с масштабным заказом «доделок» для этого сервиза справиться не успевал. По разным оценкам, в сервизе должно было быть от 20 до 40 тысяч предметов. Тогда по формам ИФЗ предметы создавались еще и на заводе Товарищества М. С. Кузнецова в Вербилках. И марку свою владельцы частного завода, конечно же, поставили.
— Дальше сервиз ждала непростая судьба. В революцию все сервизы с государственными гербами уничтожались — бились, и коронационный эта участь не миновала, — рассказывает Анна Афанасьева, научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства ЕМИИ. — От него осталось лишь пять предметов (из возможных 40 тысяч!). Три находятся в Государственном Эрмитаже и два — у нас, в екатеринбургском музее они появились благодаря частному дару.
На самом деле абсолютно за каждым экспонатом на выставке — интересная история. История конкретных людей, семей и целой страны. Надо лишь найти время для вдумчивой прогулки по экспозиции. Выставка «От завода Гарднера до империи Кузнецовых» будет работать до 2 июня.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге откроется выставка первого художника-полярника Игоря Рубана.
Опубликовано в № 73 (9884) от 5 апреля 2024 года.