В канун Дня России в Музее истории и археологии Урала (Ленина, 69⁄10) презентовали экспозицию «Открывая Свердловскую область», приуроченную к 90-летию ее образования. Проект готовили в течение нескольких месяцев художники, реставраторы и историки Свердловского областного краеведческого музея им. О. Е. Клера (СОКМ). На выставке — 260 экспонатов, рассказывающих о почти вековой истории региона.
Чтобы познакомиться с экспозицией, нужно подняться на четвертый этаж музея. Гостей встречает художественный макет области, на котором отражены ключевые города и населенные пункты со своими достопримечательностями. В витринах можно увидеть артефакты, связанные с историей и жизнью региона: знаки отличия области, панно с гербами свердловских городов, стенды о строительстве метрополитена, высших учебных заведениях, легендарных культурных и спортивных коллективах и отдельных личностях — ученом-металлурге, ректоре УПИ Станиславе Набойченко, режиссере Ярополке Лапшине, альпинисте Евгении Виноградском и других.
Значительная часть выставки посвящена промышленным предприятиям области с примерами их продукции — музейщики ставили перед собой задачу ответить перед посетителями на вопрос: почему же Урал называют опорным краем державы? Дополняют экспозицию картины на промышленную тематику. В том числе работы Бориса Иогансона, Александра Бурака. Произведения из коллекции СОКМ, вот только долгие годы они находились в фондах, а теперь реставраторы привели их в порядок.
Подробно изучать можно каждый предмет, мы же решили прогуляться по экспозиции вместе с директором Свердловского областного краеведческого музея Александром Емельяновым и попросили выделить три знаковых для него экспоната.
- Мотоцикл «Урал М-61» с коляской
Один из самых эффектных экспонатов на выставке — черный блестящий мотоцикл «Урал» из фондов СОКМ. Оказалось, интересна не только его «биография», но и история появления на этой выставке.
— Когда мотоцикл привезли из фондов, стало ясно, чтобы поднять на четвертый этаж, придется его разобрать. Так и сделали. А когда начали монтировать, оказалось, что музейщики собрать его уже не могут, — улыбается Александр Емельянов. — Тема специфичная: мотоцикл с коляской, да еще и 60-х годов. И мне пришлось пригласить товарища Валерия Несолёного из клуба «Авторетро», он приехал, все посмотрел и помог ребятам исправить ситуацию. Еще он посмотрел конструкцию, дал ряд советов по реставрации и оценил экспонат очень редким. По его мнению, он был сделан или к какому-то юбилею, или это была, условно, миллионная машина. Во-первых, превосходная отделка — много хрома, декоративные красивые детали. А во-вторых, пробег совсем маленький — 12 км.
Александр Емельянов предполагает, что если привести в порядок двигатель, то на этом красавце можно и прокатиться, ну а пока будем любоваться им в музейном пространстве.
- Кабинет знаменитого хирурга Аркадия Лидского
Этот экспонат представлен зрителям впервые и увлекает уже своим внешним видом: мебель — бюро, шкафы, резное кресло — создана в модерновом стиле. Но это, конечно, далеко не главное. Кабинет принадлежал легендарному врачу, основателю уральской школы хирургии, организатору здравоохранения и науки на Урале Аркадию Лидскому.
— Во время Великой Отечественной войны Аркадий Тимофеевич был главным хирургом эвакогоспиталей, размещавшихся в Свердловске. Но мы, разбирая его архив перед выставкой, обнаружили еще один очень интересный эпизод, — говорит Александр Емельянов. — У него есть несколько фотографий, связанных с Первой мировой войной. И нигде в его биографии это не афишировалось, в каких-то энциклопедических статьях мы нашли лишь, что он был врачом в годы Первой мировой. А вот по его документам, которые я сопоставил с разными базами данных, смог выяснить, что он был полковым врачом 193-го пехотного Свияжского полка. Прошел всю войну, участвовал в массе боевых эпизодов — сражался в Галиции, на Карпатах, в Румынии. Имел орден Святого Станислава III степени. Всю войну был на фронте, оказывал помощь на поле боя, в ближнем тылу. Можно представить, что он видел в своей жизни и каким был старт его медицинской карьеры — с университетской скамьи сразу на фронт. И после того как он прошел Первую мировую, а потом Гражданскую, для него уже не было каких-то загадок, думаю, все в этой жизни он понял, став большим профессионалом.
И представленный кабинет — символ эпохи, символ человека, который посвятил жизнь спасению людей. За ним он работал, принимал пациентов, писал научные статьи. Кстати, кабинет Аркадия Тимофеевича несколько раз переезжал вместе с ним, например, из Астрахани в Свердловск.
- Наручные часы «Пилот». Подарок Л.И. Брежнева на день рождения Б.Н. Ельцина (1970-е гг.)
— Обычно Борис Николаевич Ельцин ассоциируется с нашей областью, но ведь Леонид Ильич тоже несколько лет прожил в Свердловске, был здесь землемером, — рассказывает Александр Емельянов. — Интересно, что его дочь Галина родилась в нашем городе — она уроженка Свердловска. Так вот подарок Леонида Брежнева — эти часы — Ельцин позже вручит Эдуарду Росселю, когда состоится запуск прокатного стана на Нижнетагильском металлургическом комбинате. Это очень символично: казалось бы, маленький приборчик, а переходит от одного государственного деятеля к другому. В Российской империи, кстати, была такая традиция: генералы и фельдмаршалы в боевой обстановке снимали с груди свои ордена и крепили отличившимся в боях. И часы тоже своеобразная реликвия, которая является неким символом преемственности власти.
Выставка будет открыта до 1 декабря.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Музее карикатуры прошла выставка, посвященная 225-летию Александра Пушкина.
Опубликовано в №125(9936) от 13 июня 2024 года.