Судьба человека: в Екатеринбурге к юбилею Победы представили выставку произведений фронтовиков

Она раскрывает четыре истории свердловских художников

В Музее наивного искусства открылась экспозиция, объединившая истории четырех свердловских художников, чей творческий путь и эмоциональные переживания связаны с участием в Великой Отечественной войне. Зритель увидит более 60 живописных и графических произведений из фондов музея, а также широкий круг архивных материалов — писем, фотографий, документов, которые дополняют визуальные образы и раскрывают судьбу и характер каждого из авторов.

Как отмечают кураторы, материалы для выставки складывались годами и удачно сформировались в цельный проект именно к 80-летию Победы. Авторов экспозиции объединяет многое: родились они в 1921–1922 годах, принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, жили в Свердловске и начали писать картины после Победы. Однако при пристальном рассмотрении судьба каждого из них видится уникальной.

— Есть цитата, которую приписывают Иосифу Сталину: «Одна смерть — трагедия. Смерть миллионов — статистика». Отчасти мы отталкивались и от нее, ведь если хочешь рассказать о войне так, чтобы это трогало, в том числе молодое поколение, это нужно делать через конкретные истории. А большая часть таких историй теряется, забывается, особенно, если они хранились только внутри семей. На нашей выставке эти истории обретают видимость, мы можем понять, чем люди занимались в военное время, что им приходилось переживать, и так далее, — отмечает заведующая отделом наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств Елена Тимошенко.

Открывает выставку зал, посвященный художнику Афанасию Чепкасову. Он родился в Пермском крае, в апреле 1941-го был призван в армию, служил наводчиком миномета в 821 стрелковом полку, стоящем на Западном Буге. И 22 июня их разбудил гул немецких самолетов. В этот же день Чепкасов попал под ураганный артиллерийский огонь и получил тяжелое ранение ноги. Афанасий был награжден медалью «За отвагу» и орденом Отечественной войны І степени. Далее была долгая реабилитация в военных госпиталях от Киева до Нижнего Тагила, так он и оказался в Свердловской области.

В 1949 году Чепкасов уехал в Москву на ВДНХ «работать в наглядной агитации», жил в специально выделенной палатке, создал более 30 плакатов. В 1951 году он возвращается на Урал, а с 1968-го работает художником-¬оформителем в совхозе «Исток». Сделанные там агитационные работы высоко оценил Давид Ионин, председатель правления Свердловской организации Союза художников СССР, и предложил Афанасию пройти годичные курсы при Союзе художников, чтобы повысить мастерство.

Большинство работ Афанасия Чепкасова на выставке посвящены не военным сюжетам, а мирному времени. Это яркие пейзажи, портреты, сцены из обычной жизни, которую он воспевал с большим вдохновением. Причем, в отличие от большинства наивных художников, он создавал масштабные произведения, часть из которых как раз можно увидеть в экспозиции.

Работа Афанасия Чепкасова «На зорьке». Фото: Борис Ярков, «Областная газета»
Зал с работами Афанасия Чепкасова. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

Второй художник проекта «Судьба человека» — Николай Скороходов. Любопытна судьба его работ. Как рассказывают кураторы, год назад их пригласил екатеринбургский магазин-музей «Раритет», чтобы они дали оценку работам наивного художника, творчество которого им было неизвестно.

— Мы отсмотрели часть работ Николая Скороходова и были влюблены, поражены. Так бывает далеко не всегда, если говорить о художниках-самоучках, большая часть такого творчества все-таки не дотягивает до музейного уровня. Здесь другой случай, особенно, учитывая, целый чемодан документов, рукописей и архивных фотографий, которые остались от этого автора и были переданы нашему музею для экспонирования, — говорит Елена Тимошенко.

Что касается судьбы Николая Скороходова, то его жизнь была связана сразу с двумя Свердловсками — луганским и уральским. Первый — город его детства, во втором оказался много лет спустя. В армию Николай был призван в 1943 году, начал службу в тылу на Ленинградском фронте под командованием Климента Ворошилова. В ходе боевых действий трижды попадал в плен, трижды успешно бежал, демонстрируя невероятную стойкость и решимость. Награжден медалью «За боевые заслуги» и орденом Отечественной войны I степени. На войне Николай потерял брата, тот погиб в плену в Литве, и эта утрата глубоко отразилась на художнике, усилив его стремление сохранить память о тех, кто не вернулся с войны. Помимо изобразительного искусства он активно занимался литературным творчеством: написал множество рассказов и несколько романов, посвященных войне, в том числе большой роман с элементами автобиографии «Без вести пропавшие» про трех боевых товарищей и их побег из фашистского трудового лагеря для военнопленных. Роман получил одобрение, и избранные главы отрывками были опубликованы в газете «Знамя шахтера», там же были изданы и стихи автора. На Урале Скороходов оказался в начале 1980-х годов, в Свердловске встретил художницу Фриду Збар, вместе с ней он прожил до 2000 года.

Николай Скороходов тоже обращался к сюжетам мирной жизни, но наряду с этим он воплощал на бумаге и те сцены, которые видел на войне, они, конечно же, представлены на выставке.

Работа Николая Скороходова «Танки идут клином». Фото: Борис Ярков, «Областная газета»
Работа Николая Скороходова «О, Крымская земля». Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

Следующий зал посвящен Александре Уткиной. Она родилась в Амурской области. Когда началась война, девушка, будучи студенткой первого курса Благовещенского пединститута, подала заявление о вступлении в ряды добровольцев, на передовую линию, но получила отказ: «Прежде чем в армию призвать, построили нас: а вы что можете? Вы только пули задержать можете! Давайте, учитесь, мы курсы откроем — медсестер и водителей».

— В итоге год Александра Уткина отучилась вместе со своими подружками на курсах медсестер. Их взяли в армию, привезли на место распределения, выстроили в шеренгу и попросили сделать шаг вперед тех, кто отучился на медсестер. Александра ¬Иосифовна осталась на месте, и таким образом оказалась не в медсестрах, а в артиллеристах. Более того, у нее было необычное стереоскопическое зрение: один глаз видел дальше, другой ближе, что помогало ей наиболее четко и аккуратно наводить артиллерийские орудия по самолетам противника, — рассказывает Елена Тимошенко.

Благодаря особым успехам, еще будучи 20-летней девушкой, она стала командиром 1-й батареи дальномерного отделения 175-го артиллерийского дивизиона Второй Дальневосточной армии. Принимала участие в военных действиях против Квантунской армии. Получила медаль «За отвагу» и орден Отечественной войны II степени.

Сразу после войны Александра Иосифовна вышла замуж за сержанта из своей части — Василия Уткина. Закончила пединститут, а затем переехала в Свердловскую область, в село Кленовское Нижнесергинского района. В местной школе она проработала 32 года — преподавала химию, биологию, географию. После выхода на пенсию еще 11 лет вела уроки труда. Вырастила трех собственных и двух приемных детей, а также помогала мужу воспитывать детей-сирот в Кленовском детском доме. После смерти супруга переехала в Екатеринбург, а рисовать впервые начала в 76 лет.

Автопортрет Александры Уткиной. Писать картины она начала в 76 лет. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

Александра Иосифовна очень полюбила Урал и местную природу, часть ее произведений как раз посвящена ей. Есть на выставке и сюжеты военной жизни, но их немного. Больше у этого художника работ, посвященных детям, с которыми она так много проработала за свою жизнь.

И завершает экспозицию художник, родившийся в Верхней Синячихе Алапаевского района, — Павел Устюгов. 20 сентября 1941 года был призван в армию. Участвовал в боях Северного фронта под Петрозаводском с февраля по март 1942 года. В этом же году прошел обучение в танковой школе и с ноября 1943-го по май 1945 года сражался на Украинском фронте, в составе 154-го танкового полка дошел до Венгрии, дважды был ранен и контужен. Награжден орденом ¬Отечественной войны II степени. После демобилизации жил с женой Невой и двумя детьми в Алапаевске, работал водителем автобуса. В 1959-м переехал с семьей в Свердловск и работал водителем в автобусном парке.

Павла Васильевича можно назвать не только художником, но и писателем — он оставил после себя рукописи и даже выпустил книгу о родных местах. На картинах он тоже любил изображать сцены мирной жизни, а также сюжеты об истории страны и своего края.

Выставка проработает вплоть до годовщины Победы и завершится 11 мая.

Работа Павла Устюгова «Возвращение с Победой». Фото: Борис Ярков, «Областная газета»
На экспозиции представлена книга Павла Устюгова о его родных местах. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»
Работа Павла Устюгова. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»
previous arrow
next arrow
 

 

Ранее «Областная газета» писала о том, что гимназия Нижнего Тагила стала лидером регионального этапа конкурса школьных музеев в честь 80-летия Победы.

Опубликовано в №53 (10160) от 14 марта 2025 года.

«Императорский маршрут», проходящий по Свердловской области, презентован Максиму Решетникову на «Интурмаркете»

Федеральный туристический проект «Императорский маршрут», который с 2024 года курирует Свердловская область, представили на Международной туристической...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также