В нашем школьном музее «История села Бакряж» среди разных интересных экспонатов хранится один, напрямую связанный с моей семьей. Это старинная ручная прялка. Она принадлежала нашей семье и была подарена музею моей бабушкой Надеждой Павловной Орловой.
Если заглянуть в историю семьи, то мы узнаем, что прялка пришла к нам из древности. Прядение пряжи, то есть превращение пушистых волокон в прочные нити путем скручивания, было исконно женским трудом. Мастерил и расписывал прялку обычно мужчина (отец — для дочери, жених — для невесты), но пряли только женщины. Осваивать это ремесло они начинали сызмальства, чтобы успеть собрать себе приданое к свадьбе.
Происходило это так: к лопасти (верхняя часть прялки) прикреплялась кудель — вычесанные волокна шерсти овец или льна. Постепенно, вытягивая волокна, пряха пальцами с помощью вращающегося веретена скручивала волокна в нить. Веретеном называют ручное орудие для наматывания нитей при прядении. Оно представляет собой деревянную точеную палочку, оттянутую в острие к верхнему концу и утолщенную к нижней трети. Чем меньше и тоньше было веретено, тем тоньше нить на нем получалась. Из полученных нитей из шерсти овец вязали носки, варежки. А из льняных нитей ткали ткани. Чем тоньше нить, тем мягче и качественнее получалась ткань.

Считается, что самые старые прялки изготавливали из цельного фрагмента дерева с корнем. У нас в селе такие прялки называют «пряха-коренуха». На загнутую часть прялки, сделанную как раз из корня, садились, обеспечивая ее устойчивость. Вот как раз такая прялка и передавалась в нашей семье из поколения в поколение. Бабушке прялка досталась от ее мамы Анны Даниловны Орловой, к которой она перешла по наследству от ее матери Пелагеи Семеновны. А вот кто подарил или изготовил ее моей прапрабабушке, Пелагее Семеновне, к сожалению, пока выяснить не удалось. Не менее загадочна вырезанная дата на основании прялки, 1849 год. Не ясно — это год рождения кого-то из моих предков? Или год, когда была сделана эта прялка?
Первые уроки прядения мне дала моя мама, которую научила прясть ее бабушка. Для меня этот процесс оказался не таким легким, как я думала, ведь задействованы должны быть одновременно обе руки. При этом нужно следить за ровностью волокна, вытягиваемого из кудели пальцами, а это очень трудно сделать, если нет опыта. Поэтому делать красивые ровные нити у меня пока не получается, но я стараюсь. Для себя я поняла, что такая работа требует от женщины большого терпения и усидчивости.
Иногда я думаю: сколько же теплых, ласковых рук женщин прикасалось к этому потемневшему от времени дереву? Хотелось бы приоткрыть «дверцу в прошлое», найти недостающую информацию. А пока «пряха-коренуха» — молчаливая свидетельница истории моей семьи.
Ранее «Областная газета» писала о том, как проект ревдинских юнкоров помог узнать о героях Великой Отечественной войны во многих семьях.
Наталья Орлова, Бакряжская СОШ, Ачитский район
Опубликовано в №63 (10170) от 26 марта 2025 года.