На крыльях «Бурана»: в Музейном комплексе в Верхней Пышме приступили к реставрации легендарного космического корабля

«Энергия — Буран» была одной из самых из самых масштабных космических программ в истории России

12 апреля отмечается День космонавтики. Одной из самых знаковых и масштабных космических программ, когда-либо реализуемых в нашей стране, остается программа «Энергия — Буран», целью которой было создание пилотируемого многоразового корабля, способного доставлять в космос полезные грузы, включая искусственные спутники. Один из них, единственный сохранившийся в России, находится в Музейном комплексе в Верхней Пышме на реставрации. Накануне праздника туда отправились корреспонденты «ОГ» Нурия Дьячкова и Полина Зиновьева, чтобы одними из первых увидеть вблизи живую легенду.

Даже не доходя до самой территории Музейного комплекса, уже можно увидеть легендарный «Буран». Этот космический корабль, появившийся в годы «звездных войн», стал символом величия советской космонавтики и напоминанием о том, что его создание — результат труда не одного человека, а всего народа. Советский Союз объединил усилия 1 200 предприятий из разных регионов страны, чтобы реализовать эту амбициозную мечту. Свердловская область не стала исключением: маленькие двигатели на консолях разрабатывались Научно-исследовательским институтом машиностроения в Нижней Салде.

Подходим ближе. Вблизи этот легендарный космический аппарат поражает масштабом. Его длина составляет 36,4 метра, размах крыла — около 24 метров, а высота корабля на шасси превышает 16 метров. Ощущаешь себя крошечным человеком рядом с космической махиной. Только для его перевозки был создан самый большой в мире транспортный реактивный самолет Ан-225 «Мрия».

Начальник отдела экспозиции Музейного комплекса в Верхней Пышме Андрей Зимин показывает плитку нижней части фюзеляжа, реставрационные работы которого почти завершились. Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

Уникальность экспоната еще и в том, что подобных экземпляров в музеях нет. Полномасштабные макеты, созданные для испытаний, экспонируются на ВДНХ и на территории образовательного центра «Сириус» в Сочи, оригинал же находится в Верхней Пышме.

Однако прежде чем оказаться в Верхней Пышме, корабль долгое время хранился на территории Тушинского машиностроительного завода в Москве. Именно там и располагалась основная производственная база космических кораблей программы «Энергия — Буран», которая была запущена в 1976 году по инициативе министра обороны СССР Дмитрия Устинова. Ведущим разработчиком стал Глеб Лозино-Лозинский, главными конструкторами назначили Юрия Семёнова, отвечавшего за создание системы «Буран», и Бориса Губанова, курировавшего разработку ракетного комплекса «Энергия».

— Наш корабль разрабатывался в рамках второй серии, которая, в отличие от первой, уже предполагала пилотируемые полеты. К 1993 году — моменту закрытия программы — его строительство было закончено, по разным оценкам, на 30 — 50 процентов: были собраны практически весь фюзеляж, планер и установлена часть оборудования. Другие два корабля серии начинали собирать, но в дальнейшем они были уничтожены. Первый пилотируемый полет должен был состояться в 1994 году, — рассказывает «ОГ» начальник отдела экспозиции Музейного комплекса в Верхней Пышме Андрей Зимин.

Из правого верхнего отсека должна была выдвигаться антенна для связи с землей. Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

Сейчас «Буран» занимает центральное место в Музейном комплексе, расположившись по соседству с самолетами и поездами. Космический корабль установлен пока на специальных шасси, которые использовались для его транспортировки в цехах Тушинского машзавода. А ведущие специалисты сосредоточены на одной из ключевых задач — установке оригинальных шасси, которые были специально разработаны для этой модели. Подготовка к монтажу уже активно ведется, и каждый шаг этого процесса сопровождается вниманием к деталям и строгим соблюдением всех технических требований. Ввиду недостатка информации из-за секретности проекта и отсутствия большинства оригинальных чертежей экспертам приходится отдельно сканировать поверхность и с помощью специальных маячков проектировать 3D-модели.

— Перед нами невероятно сложная задача — отремонтировать корабль и вернуть ему максимально точный внешний вид, чтобы зритель смог увидеть, как задумывалась и выглядела изначальная версия. К концу осени мы планируем завершить первый этап реставрационных работ, который включает в себя: крупноузловую сборку, а именно монтаж консолей крыла, киля, тормозных щитков и механизации оперения; изготовление и монтаж на корабль недостающих элементов конструкции, таких как макет корпуса основной двигательной установки, двух трапециевидных блоков ОДУ, сопел двигателей ОДУ в носовой части, кок носовой части и, конечно, очистку внешней поверхности планера от загрязнений и остатков разрушенной временем плитки, — отмечает в разговоре с «ОГ» ведущий специалист по реставрации — хранитель Музейного комплекса в Верхней Пышме Александр Строгонов.

В этот люк по задумке разработчиков должны были подниматься космонавты на корабль. В будущем предварительно отсюда будут запускать зрителей. Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

По обеим сторонам от корабля замечаем огромную консоль крыла, практически ничем не отличающиеся от используемых в гражданской авиации. До того как их окончательно соединят с фюзеляжем, эксперты проводят полную реставрацию, включающую несколько этапов: от сканирования и разработки чертежей до изготовления полномасштабных образцов с последующей установкой.

— Нужно понимать, что «Буран» полностью покрыт плиткой. Когда говоришь, что корабль покрыт плиткой, то человек ожидает увидеть нечто подобное керамической, но этот материал больше напоминает пенопласт. Кроме того, каждый кусочек имеет свой уникальный размер в трех проекциях. В условиях производства их с помощью станков с числовым программным управлением (автоматизированные станки-роботы, которые могут производить операции по заданной программе без непосредственного участия человека. — Прим. «ОГ») специально вытачивали под конкретное место корабля, — поясняет «ОГ» Александр Строгонов.

И действительно, на ощупь плитка напоминает обычный пенопласт, на котором при легком надавливании остаются едва заметные следы. Несмотря на кажущуюся непрочность, благодаря уникальному строению она обеспечивает защиту от перепадов температуры при посадке. Отметим, что не все части отреставрированного корабля будут выполнены из того же материала, что и 32 года назад. Внутренние элементы планера, скрытые от глаз зрителей, сделают не из дорогого сплава алюминия и титана, а из более доступных металлов.

Та самая плитка «Бурана», которая способна выдерживать диапазон температур от -140 до +1600. Только представьте, выполнена она на 90% из воздуха, и только на 10 — из кварцевых волокон. Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

Работа предстоит колоссальная. После длительного процесса ремонта с последующей реставрацией «Буран» поместят в специально построенный для него павильон, проект которого уже готов. Интересно, что в рамках реставрационных работ планируется оставить небольшую часть боковой поверхности корабля без изменений. Этот символический шаг позволит не только сохранить следы его истории, но и напомнить зрителям о важности памяти и наследия, которые олицетворяет собой этот выдающийся пример отечественной космонавтики.

— Нет смысла показывать «Буран» в том идеальном состоянии, в котором он задумывался. Это корабль 2.01, и у него свой путь, включающий и незавершенное строительство, и хранение на Тушинском машиностроительном заводе. Внутри него несколько отсеков, и сейчас мы активно думаем о его создании, — подчеркивает начальник отдела экспозиции Музейного комплекса в Верхней Пышме Андрей Зимин.

Пространство внутри павильона поделят на две части: первая будет посвящена небольшому ликбезу по космонавтике, во второй подробно расскажут про программу «Энергия — Буран». Из-за сложности проекта увидеть полноценную экспозицию с сокровищем российской космонавтики зритель сможет не раньше 2027 года.

Ранее «Областная газета» писала о том, что космонавт Сергей Прокопьев встретился с юными уральцами в Верхней Пышме.

Опубликовано в №79 (10186) от 12 апреля 2025 года.

Порядка 360 заявок подали участники на V Международный фестиваль Inclusive Art

В Екатеринбурге стартовал V Международный фестиваль «Inclusive Art: Достоинство человека в творчестве — 2025». В этом году на онлайн-конкурс подали 360 заявок...

Свердловчане отметили День космонавтики

Жители Свердловской области широко отметили День космонавтики. Празднование началось с торжественного возложения цветов к памятнику Юрию...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также