Президентский фонд культурных инициатив подвел итоги первого грантового конкурса 2026 года. В числе победителей названы 14 проектов из нашего региона, включая программу «Четвертого канала» — «Музейный роман». Ведущим передачи является заместитель министра культуры Свердловской области Роман Дорохин, который вместе с экскурсоводами открывает новые страницы истории и краеведения, порой заглядывая в уникальные локации, куда обычно не пускают посетителей и журналистов.
«Этот проект стал для меня настоящим культурным путешествием по Уралу. Когда родилась идея, я понял, что это шанс рассказать о музеях не как чиновник, а как человек, который любит и гордится культурой нашего уникального региона. Мы хотели показать, что каждый экспонат — это не пыльный артефакт, а живой свидетель истории, полной страстей, интриг, любви и трагедий. Это тот самый „роман“, зашифрованный в названии, — делится с „ОГ“ Роман Дорохин. — Помню, когда я стоял перед картиной XVIII века или держал в руках — с разрешения реставраторов — письмо из архива — по спине бежали мурашки. В этот момент стирается время, и ты чувствуешь дыхание эпохи. Я старался передать это ощущение зрителям».
В первом сезоне проекта «Музейный роман» вышли 23 выпуска. Авторы программы рассказывают, что сначала они обратились к государственным музеям в столице Среднего Урала — Свердловскому областному краеведческому музею им. О. Е. Клера, Музею истории Екатеринбурга, Музею истории камнерезного и ювелирного искусства, Центру «Эрмитаж-Урал», а также побывали на самых любопытных частных площадках — в Музее советского быта «Сделано в СССР», Музее андеграунда, Музее Владимира Высоцкого. Затем команда отправилась в другие города и поселки региона, где находятся интересные музейные экспозиции. Это, например, Нижний Тагил, Алапаевск, Сысерть. И, по словам представителей телеканала, именно выпуски из области вызывают самый большой отклик у аудитории.

«Перед тем как выбрать ту или иную площадку, мы в первую очередь стараемся поставить себя на место зрителя: будет ли ему интересно? Затем ищем какую-то изюминку в конкретной локации, которая зацепит, ведь наша первоочередная задача в том, чтобы человек после просмотра захотел сам прийти в этот музей. И третий момент — мы всегда рассматриваем потенциал музея с точки зрения визуала. Все-таки наш формат — это видео, и упор делается на картинку», — поясняет Вероника Гизатулина, редактор программы.
Создатели программы уточняют, что самым популярным выпуском стал сюжет о Нижнесинячихинском музее-заповеднике деревянного зодчества. Помимо уникальных старинных построек зрителям очень понравился интерактив, ведь в этой локации можно попробовать свои силы в кузнице, освоить азы урало-сибирской росписи и даже научиться печь булочки по старинному рецепту.
«Выпуск о музее-заповеднике в Нижней Синячихе не только показал наивысшие рейтинги, но и стал особой гордостью лично для меня. Это невероятный, уникальный музей под открытым небом, подлинное достояние Среднего Урала. Рад, что нам удалось показать в кадрах весь простор Алапаевской земли, ее душу и мощь, — говорит Роман Дорохин. — И вообще, что касается зрительского отклика: когда вышли первые серии — это был настоящий шквал. В министерство культуры, в наши почтовые ящики, буквально посыпались письма, вопросы и, признаюсь, даже легкие упреки. Зрители писали: „А снимите наш музей!“, „Почему вы до сих пор не в Ирбите?“, „Когда приедете к нам?“. Даже от коллег из других регионов постоянно слышу вопрос: „Роман, а когда ваша команда будет у нас?“ Это самое честное доказательство того, что проект попал в самое сердце, что он разбудил в зрителях не только интерес, но и здоровую ревность к малой родине».

Грант Президентского фонда культурных инициатив получил второй сезон «Музейного романа», а значит, продолжение следует. И, как отмечают авторы, для проекта это большой шаг вперед и мощный ресурс. Полученные средства позволят докупить профессиональное оборудование, в том числе квадрокоптер, а также использовать более сложную графику. Кроме того, у команды появится возможность побывать в отдаленных уголках региона, что серьезно расширит географию проекта.
«Средний Урал признан одним из крупнейших культурных центров России, в Свердловской области находятся более 1 790 объектов культурного наследия и свыше 165 музеев. Представляете, какой простор для творчества? Поэтому предвкушаем работу над вторым сезоном и надеемся, что действительно удивим наших зрителей», — подытожила Вероника Гизатулина.
Ранее «Областная газета» писала о том, что два школьных музея из Свердловской области признали одними из лучших в стране.
