В резиденции губернатора Свердловской области презентован проект «Муниципальный органный концертный зал». Презентацию открыла Токката и фуга ре минор Баха. Никогда прежде орган не звучал в этом зале. Более того — сам звук был уникальный, баховский. В «голосе» цифрового органа запрограммирован звук инструмента из немецкого Дармштадта, на котором и сочинил свою токкату гений.
Инструмент, выполненный голландской фирмой «Mixtuur» по специальному заказу Свердловской филармонии, — единственный на всю Россию. И возможности, которые получает регион с его появлением, — беспрецедентны. В связи с этим — и место презентации, и полный зал: руководители области, управляющие Восточного и Южного управленческих округов (эти территории стали пионерами продвижения мобильного органа по области), главы муниципалитетов, депутаты Законодательного собрания, профессиональные музыканты и их ученики.
— Это событие — еще один повод убедиться, что мы живем в одном из самых культурных регионов России, — сказал заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков. — Уровень культуры определяется ее доступностью, возможностью для обычного человека соприкоснуться с разными проявлениями искусства, в том числе классического. Проект «Муниципальный органный зал» достаточно серьезно проработан, обсуждался с губернатором. Надеемся: он будет подхвачен муниципалитетами, всеми управленческими округами. И это даст возможность жителям даже отдаленных территорий почувствовать сопричастность к высокой культуре.
Карта области уже многие годы обогащается концертными залами — виртуальными и реальными. Возможности эксклюзивного для России, новаторского «органного проекта» подчеркнула министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина:
— Исторический момент! Мы знаем: органные концерты востребованы. Это доказал юбилей большого органа Свердловской филармонии. Но хотелось, чтобы и жители области смогли услышать инструмент, даже не выезжая из своих городов. В прошлом году было подписано семь соглашений о продвижении классического искусства в территориях. Так и происходит. И вне зависимости от того, где будет располагаться этот орган — во Дворце или Доме культуры, он будет звучать прекрасно…
Жаль, невозможно процитировать всю впечатляющую статистику по проекту. Впечатляющим обещает стать само его продвижение.
Прямая речь
— Этот орган уникален, — рассказывает солист Свердловской филармонии лауреат международных конкурсов органист Тарас Багинец, — Его надо было бы сравнить с оригинальными историческими инструментами, но здесь их много и в одном месте. Между историческими инструментами приходится ездить, на значительные дистанции. Здорово, что уральцы могут услышать его дома, практически перейдя через улицу. А для меня это еще одна возможность соприкоснуться с лучшими органами мира. Здесь «заложены» инструменты разных стилей, эпох: каждый — выдающееся явление в истории органной музыки и органостроения.
— Есть какие–то нюансы, может быть?
— Если говорить о звучании, то я как музыкант, который играл на некоторых оригинальных органах, «зашифрованных» в этом, компьютерном, могу сказать: по звучанию совершенно неотличимы. По технологии игры — в чем–то здесь легче. Оригинальные трубные механические органы достаточно тяжелы в управлении. Физически тяжело играть. А здесь клавиатура современная. Но не надо обольщаться, если собираешься играть на оригинальном органе, подготовкой на этом инструменте.
— Для вас на каком инструменте приятнее играть?
— Этот инструмент надо рассматривать как выход в наших условиях. На 140 миллионов населения в России у нас 127 органов (по книге «Органы России»). Если отнять церковные органы и учебные, то концертных дай Бог полсотни наберется. Очень мало. Инструмент уникальный, экзотический для многих слушателей. А в Свердловской области на 5,5 миллиона населения — один большой трубный орган в Свердловской филармонии и один маленький в музее Нижнего Тагила. Всё! Ничтожно мало по сравнению с тем, что бы хотелось. Жители всех городов хотят слушать органную музыку. И вот благодаря новой технологии мы можем к ним приехать. Мы привозим такие звучания, которые далеко не каждый крупный город может услышать. Разве что на компакт–дисках.
— Правда ли, что в этом заложено 24 инструмента? Как настраивается — нажатием одной кнопки?
— Нет, вместе с органным мастером из «Зарядья», который отлично знает компьютерную программу, инструмент настраивали почти месяц. День и ночь. Не высыпаясь. Детальная настройка каждого из 24 органов не намного проще, чем настройка реального трубного инструмента. Настраиваются каждый регистр, каждая труба в отдельности. Это же многоканальное звучание. Акустические приборы, которые сопровождают орган, настолько тонкие, что нужно соответствовать.
— По какому принципу выбирались органы, которые заложены в инструменте?
— Конечно, мне как исполнителю хотелось, чтоб были представлены основные стили, направления органостроения, чтобы итальянскую музыку играть на итальянском органе, немецкую — на немецком. Здесь есть орган из Дармштадта, на котором и работал Бах, когда сочинял ре–минорную токкату. Хотелось максимальной достоверности. На каких–то инструментах я играл, какие–то слышал. Про какие знаю, что это лучшие.
Ранее «Областная газета» писала о том, что Свердловская филармония подготовила для маленьких слушателей музыкальную лабораторию.