Композитором спектакля «Капитанская дочка» в Свердловской детской филармонии выступил уже хорошо известный свердловской публике Евгений Загот. Режиссер-постановщик — заслуженный артист и заслуженный деятель искусств РФ Александр Фёдоров. Поводом к постановке стали в том числе две знаковые даты — во-первых, 225-летие со дня рождения Александра Пушкина, а во-вторых, на 1774 год пришелся пик Пугачёвского восстания.
Сюжет спектакля знаком всем со школьной скамьи, но все-таки не обошлось без изменений. Первым персонажем, с которым знакомится зритель, становится придуманный специально для мюзикла герой — Лихо. Своим гипнотическим пением мистический дух с первых минут захватывает внимание публики и задает особое настроение.
— Александр Сергеевич Пушкин — мистификатор, у него очень много смыслов в каждой строчке и между строк. В мюзикле неожиданно появился персонаж, которого нет в романе — Лихо, которое создает всю мистификацию на сцене, весь пластический рисунок. Лихо практически создает Пугачёва, забирает его с собой. Это очень интересный персонаж, в которого сразу влюбляется зрительный зал. Я следил за реакцией детей — на премьере было много подростков, школьников — и как только появляется Лихо, зал замирает — юные зрители искренне верят, что у Александра Сергеевича в «Капитанской дочке» есть Лихо, и это очень здорово, — рассказывает режиссер по пластике Майрбек Матаев.
Между тем Лихо в версии нашей филармонии, как ни странно, девушка. Для актрисы (Лихо играет Полина Новосёлова) роль стала возможностью сменить образ романтической героини.
— Моей мечтой было вырваться из привычного амплуа, поскольку такие персонажи, как мне довелось сыграть сейчас, по моему субъективному мнению, интереснее. Здесь есть возможность выразить не только чистую, добрую, нежную и мягкую энергию — этого у меня в жизни и так достаточно, но и темную сторону личности, негативную, агрессивную энергию, это для меня невероятный опыт, — делится Полина Новосёлова.
Персонаж также выступает символом судьбы. Тема поддерживается и в отсылах к другим произведениям Александра Сергеевича: когда Гринёву по сюжету предлагают сыграть в карты, герои исполняют музыкальный номер, в котором фигурирует известная комбинация карт — тройка, семерка, туз.
Лихо в мюзикле тесно связано с образом Емельяна Пугачёва. Персонаж был несколько упрощен в сравнении с пушкинским оригиналом. Его противоречивая натура злодея, но при этом злодея благородного, в мюзикле сведена скорее к безумному бандиту. Даже в тех сценах, где герой будто бы проявляет светлую свою сторону, зритель скорее считывает некое самодурство. В одной из арий Пугачёв произносит — «я теперь сам решаю, кого казнить, а кого миловать».
Безумие героя усиливается взаимодействием с мистическим духом. В сценах с Пугачёвым Лихо то и дело является герою, он будто действует под его влиянием, причем бунтовщик единственный, кто будто видит живое, материальное Лихо. Однако нельзя не отметить, что в своем безумии герой неподражаем (к слову, самые громкие овации были адресованы именно Владимиру Алексееву, сыгравшему Емельяна Пугачёва).
Если Лихо — это потусторонняя сила, ведущая героя, то физически подталкивает Пугачёва к восстанию вполне реальный Филарет (артист Ярослав Рождественский), игумен при войске Пугачёва, который не только подначивает самого «Емелю», но и заставляют в него поверить народ. Перевоплощение в Филарета Ярослава Рождественского стало, пожалуй, самым впечатляющим. Симпатичного молодого человека в этом образе Иуды распознают, пожалуй, только самые преданные гости детской филармонии.
— Получилось достаточно интересно, поскольку по натуре я совершенно другой человек, и мне нужно было искать в себе какие-то животные, глубоко внутренние, низменные вещи (на этих словах актер будто снова надевает маску своего персонажа), — отмечает Ярослав.
В мюзикле можно заметить некоторое смещение акцентов: если роман Пушкина все-таки был в первую очередь о чести, а уже потом о любви, то в спектакле фокус перенесен на историю двух влюбленных. Даже финальная песня — любовная тема Петра Гринёва и Марии Мироновой.
Кстати, Екатерину Великую из сюжета «вырезали», не стало и ее встречи с Машей. Зато Маша и Швабрин становятся двумя важными свидетелями по делу Гринёва.
— Мария Миронова — некий пушкинский образ, который он часто описывал в своих произведениях. Но в нашем спектакле образ получился сложнее. То, что героиня берет себя в руки и идет спасать своего возлюбленного, говорит об определенном стержне. Поэтому роль требует вовлеченности, полной отдачи. Это не просто зефирная девушка, которая будет такой от начала до конца. Нет, у нее есть переломный момент, женская внутренняя сила, — рассказывает Анастасия Филимонова, сыгравшая в спектакле Марию Миронову.
Швабрин же в мюзикле внезапно получает свой момент искупления. По замечанию режиссера, здесь это «трагичный, и в то же время лиричный персонаж», которого удается раскрыть несколько глубже. Герой не просто смиряется со своей участью, он принимает на себя бремя лжесвидетельства, чем, по сути, обрекает себя на казнь во имя любви. А актер, исполняя последнюю арию, поет с таким надрывом, что зритель может буквально физически прочувствовать сложный спектр эмоций, который в этот момент должен испытывать персонаж.
— Чем мне нравится наша инсценировка — это тот самый последний лучик искупления Швабрина, в котором он доказывает, что герой все-таки не законченный подлец — он так поступил из-за недолюбленности, из-за некоего ощущения несправедливости мира к нему. И в последний момент, я так это для себя определил, когда Швабрин признается, что Гринёв невиновен, он всю ту ненависть, за которую цеплялся, весь цинизм, сарказм — отпускает, потому как понимает, что не может сделать Машу несчастной, ведь он ее любил, — делится Алексей Березюк (Швабрин).
Сравнить наши впечатления от спектакля со своими читатели смогут уже совсем скоро — следующие показы мюзикла «Капитанская дочка» в Свердловской детской филармонии состоятся 6 и 7 ноября.
Ранее «Областная газета» писала о том, что свердловский театр драмы поставил «Чайку» с двумя финалами.
Опубликовано в №246 (10057) от 1 ноября 2024 года.