Хорошо ли мы знаем самый известный русский народный инструмент — балалайку? На что способна она, кроме ожидаемого «Во поле береза стояла…»? Кто из композиторов писал и пишет для нее? Кто прославился исполнительством на «трехструнке» и кто сегодня способен поразить выразительностью игры на ней? Вопросов можно добавить и еще, но… Кому любопытен этот инструмент в принципе (вне зависимости от глубины знания его истории и возможностей), шли на этой неделе в зал Маклецкого, где два дня проходил фестиваль «Виват, балалайка!».
Впрочем, строго говоря, фестиваль начался еще в апреле — концертом учащихся и педагогов Детской музыкальной школы № 12 им. С. Прокофьева. Они посвятили концерт Дню Победы и… памяти народного артиста России Шауката Амирова, выдающегося российского музыканта, который прославил и балалайку, и Урал. А еще он родился 9 мая, через два года после Победы.
Собственно, фестиваль и был создан в 1992-м желанием и усилиями Шауката Амирова. Музыкант-балалаечник, педагог, профессор и ректор (2003–2010 гг.) Уральской консерватории, он играл на балалайке так, что не влюбиться в нее было невозможно. Отмеченный многими наградами — от премии губернатора Свердловской области до приза на конкурсе исполнителей-«народников» в итальянском Кастельфидардо, — он хотел признания и для своих учеников. А после того, как увидел, с какими эмоциями принимают «его» балалайку в Германии, Японии, Франции, Голландии, Вьетнаме и даже на Филиппинах, мечтал, чтобы балалайка с ее ярким национальным характером покорила и остальной мир.

«Таких людей приходит на Землю немного. И когда оглядываешь тот созидательный творческий путь, каким прошел Шаукат Сабирович, понимаешь: его надо продолжать», — подчеркнула от имени организаторов ведущая фестиваля музыковед Марина Принц.
Они и продолжают. Уже после ухода из жизни в 2023-м выдающегося исполнителя. Уже в этом году с участием открытого недавно «Фонда им. Шауката Амирова».
Два майских дня фестиваля «Виват, балалайка!» — две разные роли, два разных образа балалайки. Концерт «Соло с оркестром», понятное дело, это дуэт солирующего народного инструмента с ансамблем. Но солистом в этот день выступила не только балалайка. И это тоже творческий завет выдающегося музыканта-исполнителя. Он был ЗА народные инструменты в принципе. Все. Разные. Чтобы они чаще звучали. Чтобы для них писали композиторы. Чтобы самый известный русский инструмент наряду с не менее известными гармонью, гуслями продолжали оставаться символами музыкального творчества народа. А есть ведь еще баян, домра…
В общем, первое отделение программы «Соло с оркестром» было подготовкой к явлению (появлению!) балалайки. Но это — образно говоря. Потому что домра Светланы Мусафиной, баян Рината Якупова и Екатерининский симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Сергея Царегородцева — это было всякий раз отдельное явление. Отдельный бенефис — инструмента, исполнителя-солиста, оркестра. Светлые, родниковые «ручейки» домры вливались в печальное звучание оркестра в «Musica Trista» композитора-современника Григория Зайцева. В концерте для баяна с оркестром рано ушедшего из жизни Владислава Золотарева даже солирующий инструмент звучал как оркестр: звуки буйные и вкрадчивые, маленький осторожный звук и звуковая вакханалия соединялись, спорили, создавали союз и снова расходились, поражая слушателей. «Поражая» — не фигура речи. Кто был на концерте — не даст соврать или преувеличить.

А поскольку фестиваль продолжает нести в себе мощный просветительский замысел и запал, то слушатели узнали и о трудностях создания «народной» музыки, судьбах авторов: Зайцеву пришлось отстаивать стиль минимализма в произведениях для народных инструментов, Золотарев трагически закончил свою мученическую жизнь, оставшись в истории музыки одним из крупнейших композиторов, писавших для баяна.
И, наконец, слово главному инструменту фестиваля — балалайке. Музыканты-исполнители Артур Гатиятуллин, Алексей Степанов с Урала и Глеб Авдеев из Ульяновска в произведениях, специально написанных для народных инструментов в сопровождении симфонического оркестра выдающимися композиторами XIX и XX веков. Александром Цыганковым, Сергеем Василенко, Сергеем Слонимским, показали балалайку в разных амплуа — с разным темпераментом, настроением, характером. При этом показали и себя как исполнителей, что тоже имеет свой смысл и значение, ведь все они — ученики народного артиста России Шауката Амирова.

Ученики Мастера каждый раз приезжают из разных городов России на этот фестиваль. За свой счет. Не беря ни копейки гонорара. Потому что выступить здесь, представив в труднейших, оригинальных музыкальных композициях свое мастерство, — значит воздать дань уважения Учителю. Некоторые, как солист Ульяновской филармонии, лауреат премии Президента РФ «Прорыв года», обладатель Гран-при всероссийских и международных конкурсов Глеб Авдеев, ничуть не преувеличивая, называют Шауката Сабировича Амирова вторым отцом. А еще фестиваль — колоссальная, исключительная возможность представить зрителям достоинства балалайки. Она развивается, в руках мастеров множатся приемы игры на ней, соответственно — и мелодическая выразительность. Ей подвластно всё больше и больше. На нынешнем фестивале, в третьем фестивальном концерте, который назывался «Балалаечка-душа», на балалайке звучали Моцарт и Паганини, фантазии на тему русской народной песни «Сронила колечко», популярной «Смуглянки» и знаменитая гаврилинская «Шутка». Балалайка солировала в дуэте с фортепиано, домрой, гитарой, вокалом и даже с… поэзией. Про «пение» балалайки на фестивале под перестук русских деревянных ложек и позванивание колокольца вообще не говорю: это ожидаемо, но — как это было исполнено!

Кодой фестиваля стало «Болеро» Натана Шульмана. Оно известно и любимо меломанами в разных вариантах — под фортепиано, с симфоническим оркестром и оркестром народных инструментов. Но на сцене зала Маклецкого его исполнили девять (!) балалаек. В унисон! Зрители-слушатели срочно переключали телефоны с фото на видео — иначе в полной мере этот номер-восторг зафиксировать было невозможно.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Сухом Логе прошел органный концерт Свердловской филармонии.