Балалайка и Моцарт: в Екатеринбурге прошел фестиваль исполнителей на народных инструментах «Виват, балалайка!»

Выступления проходили в зале Маклецкого

Хорошо ли мы знаем самый известный русский народный инструмент — балалайку? На что способна она, кроме ожидаемого «Во поле береза стояла…»? Кто из композиторов писал и пишет для нее? Кто прославился исполнительством на «трехструнке» и кто сегодня способен поразить выразительностью игры на ней? Вопросов можно добавить и еще, но… Кому любопытен этот инструмент в принципе (вне зависимости от глубины знания его истории и возможностей), шли на этой неделе в зал Маклецкого, где два дня проходил фестиваль «Виват, балалайка!».

Впрочем, строго говоря, фестиваль начался еще в апреле — концертом учащихся и педагогов Детской музыкальной школы № 12 им. С. Прокофьева. Они посвятили концерт Дню Победы и… памяти народного артиста России Шауката Амирова, выдающегося российского музыканта, который прославил и балалайку, и Урал. А еще он родился 9 мая, через два года после Победы.

Собственно, фестиваль и был создан в 1992-м желанием и усилиями Шауката Амирова. Музыкант-балалаечник, педагог, профессор и ректор (2003–2010 гг.) Уральской консерватории, он играл на балалайке так, что не влюбиться в нее было невозможно. Отмеченный многими наградами — от премии губернатора Свердловской области до приза на конкурсе исполнителей-«народников» в итальянском Кастельфидардо, — он хотел признания и для своих учеников. А после того, как увидел, с какими эмоциями принимают «его» балалайку в Германии, Японии, Франции, Голландии, Вьетнаме и даже на Филиппинах, мечтал, чтобы балалайка с ее ярким национальным характером покорила и остальной мир.

Фестиваль – это и просветительство. Ведущая концертов – музыковед Марина Принц. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

«Таких людей приходит на Землю немного. И когда оглядываешь тот созидательный творческий путь, каким прошел Шаукат Сабирович, понимаешь: его надо продолжать», — подчеркнула от имени организаторов ведущая фестиваля музыковед Марина Принц.

Они и продолжают. Уже после ухода из жизни в 2023-м выдающегося исполнителя. Уже в этом году с участием открытого недавно «Фонда им. Шауката Амирова».

Два майских дня фестиваля «Виват, балалайка!» — две разные роли, два разных образа балалайки. Концерт «Соло с оркестром», понятное дело, это дуэт солирующего народного инструмента с ансамблем. Но солистом в этот день выступила не только балалайка. И это тоже творческий завет выдающегося музыканта-исполнителя. Он был ЗА народные инструменты в принципе. Все. Разные. Чтобы они чаще звучали. Чтобы для них писали композиторы. Чтобы самый известный русский инструмент наряду с не менее известными гармонью, гуслями продолжали оставаться символами музыкального творчества народа. А есть ведь еще баян, домра…

В общем, первое отделение программы «Соло с оркестром» было подготовкой к явлению (появлению!) балалайки. Но это — образно говоря. Потому что домра Светланы Мусафиной, баян Рината Якупова и Екатерининский симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Сергея Царегородцева — это было всякий раз отдельное явление. Отдельный бенефис — инструмента, исполнителя-солиста, оркестра. Светлые, родниковые «ручейки» домры вливались в печальное звучание оркестра в «Musica Trista» композитора-современника Григория Зайцева. В концерте для баяна с оркестром рано ушедшего из жизни Владислава Золотарева даже солирующий инструмент звучал как оркестр: звуки буйные и вкрадчивые, маленький осторожный звук и звуковая вакханалия соединялись, спорили, создавали союз и снова расходились, поражая слушателей. «Поражая» — не фигура речи. Кто был на концерте — не даст соврать или преувеличить.

Слушателей поразили и выразительные возможности баяна, и эмоциональное исполнение Рината Якупова. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

А поскольку фестиваль продолжает нести в себе мощный просветительский замысел и запал, то слушатели узнали и о трудностях создания «народной» музыки, судьбах авторов: Зайцеву пришлось отстаивать стиль минимализма в произведениях для народных инструментов, Золотарев трагически закончил свою мученическую жизнь, оставшись в истории музыки одним из крупнейших композиторов, писавших для баяна.

И, наконец, слово главному инструменту фестиваля — балалайке. Музыканты-исполнители Артур Гатиятуллин, Алексей Степанов с Урала и Глеб Авдеев из Ульяновска в произведениях, специально написанных для народных инструментов в сопровождении симфонического оркестра выдающимися композиторами XIX и XX веков. Александром Цыганковым, Сергеем Василенко, Сергеем Слонимским, показали балалайку в разных амплуа — с разным темпераментом, настроением, характером. При этом показали и себя как исполнителей, что тоже имеет свой смысл и значение, ведь все они — ученики народного артиста России Шауката Амирова.

Солирует лауреат премии Президента РФ «Прорыв года», обладатель гран-при всероссийских и международных конкурсов Глеб Авдеев (Ульяновск). Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

Ученики Мастера каждый раз приезжают из разных городов России на этот фестиваль. За свой счет. Не беря ни копейки гонорара. Потому что выступить здесь, представив в труднейших, оригинальных музыкальных композициях свое мастерство, — значит воздать дань уважения Учителю. Некоторые, как солист Ульяновской филармонии, лауреат премии Президента РФ «Прорыв года», обладатель Гран-при всероссийских и международных конкурсов Глеб Авдеев, ничуть не преувеличивая, называют Шауката Сабировича Амирова вторым отцом. А еще фестиваль — колоссальная, исключительная возможность представить зрителям достоинства балалайки. Она развивается, в руках мастеров множатся приемы игры на ней, соответственно — и мелодическая выразительность. Ей подвластно всё больше и больше. На нынешнем фестивале, в третьем фестивальном концерте, который назывался «Балалаечка-душа», на балалайке звучали Моцарт и Паганини, фантазии на тему русской народной песни «Сронила колечко», популярной «Смуглянки» и знаменитая гаврилинская «Шутка». Балалайка солировала в дуэте с фортепиано, домрой, гитарой, вокалом и даже с… поэзией. Про «пение» балалайки на фестивале под перестук русских деревянных ложек и позванивание колокольца вообще не говорю: это ожидаемо, но — как это было исполнено!

«Соло с оркестром». В этом творческом содружестве важно взаимопонимание в мельчайших нюансах. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

Кодой фестиваля стало «Болеро» Натана Шульмана. Оно известно и любимо меломанами в разных вариантах — под фортепиано, с симфоническим оркестром и оркестром народных инструментов. Но на сцене зала Маклецкого его исполнили девять (!) балалаек. В унисон! Зрители-слушатели срочно переключали телефоны с фото на видео — иначе в полной мере этот номер-восторг зафиксировать было невозможно.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Сухом Логе прошел органный концерт Свердловской филармонии.

К проекту «Муниципальный органный концертный зал» присоединились еще шесть территорий региона

Завершается второй сезон уникального культурного проекта «Муниципальный органный концертный зал», который Свердловская филармония реализует...

Родине – металл, людям – заботу: Денис Паслер оценил модернизацию Богословского алюминиевого завода, которая должна улучшить экологию в Краснотурьинске

В пятницу глава Свердловской области Денис Паслер продолжил поездку по региону. В рабочей программе...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также