«Концертные залы всегда растут вместе с публикой»: Александр Колотурский рассказал о планах к 90-летию Свердловской филармонии

Юбилею посвящен культурный проект «Возрождение традиций»

Свердловская филармония готовится войти в юбилейный, 90-й, сезон. Круглой дате в том числе посвящен масштабный культурный проект под названием «Возрождение традиций», в рамках которого ведущие коллективы филармонии выступят в 10 муниципалитетах региона. Об этом проекте, миссии Свердловской филармонии, новых залах и главной мечте мы побеседовали с директором Александром Колотурским.

«Мы — одна из немногих областей в стране, где академическая музыка звучит на муниципальном уровне»

— Александр Николаевич, Свердловская филармония — одно из старейших учреждений культуры в области. Но при этом вам удается быть актуальными не только для возрастной аудитории, но и для молодежи, что доказывают множество ярких проектов филармонии, включая отгремевшие недавно «Безумные дни» или открывшийся «Воздушный сезон». Поделитесь секретом успеха?

— Знаете, к любому возрасту можно относиться по-разному. Кто-то скажет, что в 90 уже пора на покой, а для кого-то это очередной продуктивный этап жизни. Если мы говорим про возраст учреждения, то считаю, что это не так уж много. Теперь об успехе и актуальности. Во-первых, это зависит от целей и задач, которые ставятся перед коллективом внутри учреждения, и от региональной культурной политики в области музыкального искусства. И с тем, и с другим у нас всё в порядке.

Во-вторых, у филармонии есть миссия. Мы ответственны за то, чтобы академическая музыка была больше представлена в нашем обществе, чтобы как можно больше людей имели возможность общения с ней. Но надо понимать, что это требует определенных условий. Хочу привести один хороший пример. Представьте, что вам надо выплавить металл. Без доменной печи вы это сделать не сможете. Так и академическая музыка не может существовать без концертного зала. Именно этим обусловлено расширение сети концертных залов филармонии в нашей области, этой стратегии мы придерживаемся еще с конца 90-х годов. В 2000 году мы открыли первые филиалы, в 2009-м появились первые виртуальные концертные залы. В 2023 году мы начали открывать муниципальные органные концертные залы, и на сегодняшний день эта сеть расширяется.

— Расширилась она уже настолько, что «покрыла» практически всю область, беспрецедентная ситуация для учреждения, находящегося в региональном центре…

— Более того, я бы уточнил, мы — одна из немногих областей, где академическая музыка звучит на муниципальном уровне. То есть муниципальные органы власти сами создают условия для того, чтобы она была представлена в их территориях. Это Краснотурьинск, Алапаевск, сейчас добавится Ирбит, а со следующего года Каменск-Уральский. Что касается «Муниципальных концертных залов», то проект находится в начальной стадии, он еще будет развиваться. Где-то наши филиалы, а где-то органные муниципальные залы со временем станут ими.

— А в чем разница между муниципальными залами и филиалами? Думаем, нашим читателям тоже интересно разобраться.

— Тут у нас, как говорится, ответственности разные. Если в филиалах мы отвечаем за всё, то в муниципальных залах мы контролируем только творческую сторону — чтобы прибыли музыканты, были доставлены инструменты и оборудование, чтобы концерт был исполнен качественно. А муниципалитет отвечает за всё остальное, в том числе за организационную и финансовую части. И нам с нашими учредителями — правительством Свердловской области — удалось эту уникальную систему создать, что я считаю одним из достижений последних лет.

— Но ведь все мы понимаем: открыть залы и даже прекрасно всё организовать — мало. Следующий шаг в том, чтобы все эти залы заполнить. Но, кажется, и с этим у Свердловской филармонии нет проблем. Даже в маленьких городах или поселках, где далеко не все готовы к академической музыке.

— Проблем нет, потому что над этим направлением мы тоже кропотливо работаем. Например, уже пятый год мы развиваем проект «Открытая филармония», готовя будущего слушателя. Речь идет о детях и молодежи. Но и не только. Например, если вы посмотрите репертуар нашего зала в Екатеринбурге, то увидите, что там сейчас появилось достаточно много специальных концертов, направленных на молодежь.

Более того, мы изменили время начала некоторых вечерних концертов — это и 8 и даже 9 часов вечера. Из этих, казалось бы, мелочей складывается наша стратегическая линия по привлечению молодой аудитории.

Если говорить о наших слушателях в целом, то важно учитывать, что концертные залы всегда «растут» вместе с публикой. Я имею в виду творческий уровень, уровень восприятия и возможностей. Чем выше этот уровень, тем, извините, билеты на концерты становятся дороже. Поэтому расширение слоев общества, которые смогут посещать наш концертный зал, задача очень важная, я бы даже сказал, что она стратегическая — на будущие 100 лет, не меньше (улыбается).

«Свердловской филармонии всегда везло на людей»

— При том что филармония по многим направлениям находится в авангарде, вы всё равно чтите традиции и опираетесь на опыт прошлых лет. Об этом говорит то, что спустя много лет вы возвращаетесь к знаковым проектам.

— Свердловская филармония — это уникальный организм, во многом потому, что нам всегда везло на людей. Я говорю в первую очередь об их отношении к делу, в филармонии его всегда ставили на первое место.

И да, вы правы, бережное отношение к традициям тоже очень важно. Свердловская филармония родилась не сегодня, и Колотурский пришел не на пустое место. Уже в первые десятилетия здесь были разработаны и развиты очень интересные форматы. Например, абонементный музыкальный лекторий, эта форма возникла в 1938 году и до сих пор у нас существует. Еще один крайне важный момент — филармония всегда видела не только город Екатеринбург, а чувствовала свою ответственность за область, поэтому коллективы учреждения на протяжении многих лет работали в разных территориях региона.

Допустим, в 1985 году Свердловская филармония провела 6 500 концертов в области. Вживую! Понятно, что многие из них были полуэстрадными — это были в том числе так называемые сельские бригады — с музыкантами, фокусниками и так далее. Но количество в любом случае поражает.

Эту традицию мы поддерживаем, делаем где-то 1 000 — 1 400 «живых» концертов академической музыки, а если считать трансляции виртуального концертного зала, то получается как раз порядка 6-7 тысяч концертов в год.

Александр Колотурский и заместитель губернатора – министр здравоохранения Свердловской области Татьяна Савинова на открытии одного из самых драйвовых фестивалей Свердловской филармонии под названием «Безумные дни». Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

— Одним из череды проектов, к которым филармония возвращается, стал фестиваль «Возрождение традиций», с которым в августе-сентябре вы планируете объехать порядка 10 муниципалитетов региона, и на который учреждение получило грант губернатора Свердловской области. Расскажите о проекте поподробнее.

— Суть этого проекта в проведении концертов в населенных пунктах области, в которых мы давно не выступаем, но где раньше — десятки лет назад — активность филармонии была высокой. Это действительно будут 10 городов, куда мы отправим три наших основных коллектива — Уральский академический филармонический оркестр, Уральский молодежный симфонический оркестр и Симфонический хор.

— Муниципалитеты, которым вы предложили участие в этом проекте, сразу согласились?

— Да, все. Это, например, Серов, Кушва, Нижняя Салда, Красноуфимск и другие города. Перед тем как предложить им участие, мы провели большое исследование о том, как именно филармония взаимодействовала с каждой из этих территорий, начиная с тридцатых годов прошлого столетия. И подготовили слайд-шоу, чтобы потом на концертах показать эту историю жителям. Чтобы они действительно почувствовали, что это возрождение давней традиции.

— В списке городов, куда отправятся музыканты филармонии в рамках этого проекта, есть Невьянск. Я выросла в этом городе, и точно могу сказать, что подобных концертов нам не хватало. Здорово, что теперь ситуация меняется. А если посмотреть исследование, о котором вы сказали, то мы увидим, что Невьянск был одним из первых городов региона, где уже в 1940 году выступил Симфонический оркестр Свердловской филармонии…

— Вы очень хорошие слова сказали о том, что академической музыки не хватало. И тут надо отметить, что без инициативы снизу ничего не будет, важно, чтобы сами жители, руководители муниципалитета были в этом заинтересованы, настаивали на этом. Приведу вам один из самых ярких примеров — с Ирбитом. В 2000 году мы начали открывать наши филиалы в четырех городах области.

Тогда ко мне приехал один из ирбитских чиновников с просьбой открыть филиал и у них тоже. Я ему говорю, что Ирбит находится довольно далеко от Екатеринбурга, территория преимущественно аграрная, и, наверное, жителям не до наших концертов. Ирбитчане не согласились и не успокоились, продолжая доказывать, что филиал им нужен. И я сдался, о чем за прошедшие 25 лет ни разу не пожалел.

Зал в Ирбите и сейчас работает замечательно, более того, он уже переходит в статус муниципального зала, благодаря чему мы серьезно расширим там репертуарную палитру. Или еще один пример, но уже с виртуальным концертным залом, один из которых появился в отдаленной территории — деревне Озерки Унжепавинского сельского поселения. Виртуальный зал там мы открыли в местном Дворце культуры, который позже сгорел. Настоящая трагедия. Но филармоническое собрание в этой деревне проявило такую активность, что теперь им построили Культурно-досуговый центр, где вновь работает наш виртуальный концертный зал.

Фото сделано в Сухом Логе, перед концертом в муниципальном органном зале. Солист Тарас Багинец знакомит юных любителей музыки с инструментом. Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

«Нового здания достойна не только филармония, а слушатели»

— Мы с вами подробно поговорили о системе залов в области, но остается открытым вопрос по поводу нового концертного зала филармонии в Екатеринбурге. Знаем, что для вас это очень непростая тема, но всё же в преддверии большого юбилея филармонии не можем ее не коснуться.

— Если говорить о востребованности Свердловской филармонии сегодня, надо отметить, что заполняемость нашего зала — 100 процентов. Не 97, не 98, как было еще несколько лет назад, а 100. Зал вмещает 700 мест, что для Екатеринбурга, естественно, очень мало, вряд ли кто-то будет с этим спорить.

О том, что город, его жители, нуждаются в новом зале, мы говорим с 2005 года. Не просто говорим — доказываем, убеждаем, делаем все зависящие от нас шаги. Но пока не случилось. По разным причинам, большая часть которых зависит от внешних обстоятельств. И я еще раз хочу акцентировать: не филармония достойна этого нового зала, а люди, слушатели, которые, к сожалению, не попадают на наши концерты.

Недавно Москва анонсировала строительство нового центра «Россия». Состоялась презентация архитектурного проекта здания, и все увидели, что это очень близко к тому, что планировали мы. Конечно, нам жаль, что у нас этого здания не появилось, но мы будем ждать решения вопроса.

Перед тем как планировать такой зал, мы объехали весь мир, чтобы посмотреть на лучшие примеры. Последние, что были построены, это Люксембург, Париж и Гамбург. Что касается Парижской филармонии, то это не просто зал, это комплекс. Комплекс с несколькими залами, музеем музыкальных инструментов и двухэтажным зданием рядом — я бы его называл домом культуры, где с утра до вечера идут экскурсии, до 10 тысяч занятий в воркшопах в год, тогда как у нас сейчас, для сравнения, идет где-то 400 в год. И так далее. Мы даже приглашали в Екатеринбург менеджеров из Парижа. Они приезжали, учили наших специалистов, после чего как раз и возник наш проект по работе с новыми слушателями «Открытая филармония».

И мы тоже хотели бы говорить не просто о зале, а о большом культурно-просветительском комплексе, в стране таких пока еще нет. И вопрос даже не столько в финансировании (хотя это самый важный аспект), сколько во времени. Нам бы еще одну жизнь, чтобы это всё воплотить (улыбается).

— То же самое, наверное, можно сказать о планах творческих. Знаем, что афиша филармонии всегда расписана на несколько лет вперед. А значит, мы уже смело можем говорить о том, чему будет посвящен юбилейный, 90-й, сезон?

Тут Александр Николаевич начинает немного суетиться, что-то искать на столе, в шкафу.

— У вас есть наш звучащий календарь? — спрашивает он, продолжая поиски.

Отвечаем, что нет, интересуясь, как же его «заставили» звучать. Наконец календарь найден.

— Название нашего юбилейного сезона символично — «Симфония времени». И календарь посвящен как раз этой теме, — поясняет Александр Колотурский. — В каждом месяце — определенная симфония. Надо только навести камеру смартфона, и по QR-коду вы перейдете на наш сайт, где сможете прослушать произведение месяца. Почему именно «Симфония времени»? Потому что симфония — вершина академической музыки, и этот жанр мы представим во многих наших абонементах.

Кроме того, как я уже говорил, мы идем по пути возрождения ярких проектов Свердловской филармонии. Мы уже сказали о наших гастролях по области, но есть еще одна инициатива — Хоровой форум России, который в течение пяти дней мы проведем в апреле 2026 года. Дело в том, что при создании Свердловской филармонии в ней была открыта хоровая студия, которая переросла в Хоровую капеллу, участвовавшую в исполнении произведений кантатно-ораториального жанра с симфоническим оркестром. В 50-е годы ее закрыли, а в 2008 году мы создали Симфонический хор Свердловской филармонии. И сейчас мы пришли к тому, что готовы к проведению масштабного культурного события с участием хоров.

Поскольку постановление о создании Свердловской филармонии вышло 10 июня 1936 года, в этот же день в 2026-м мы проведем юбилейный вечер, в котором примут участие все наши коллективы. И так как концерт совпадает с финальным днем одного из наших самых любимых фестивалей — «Денис Мацуев представляет…», участие в юбилейном вечере примет маэстро.

Вообще, после каждого очередного сезона нам кажется, что лучше уже не будет, но проходит следующий, и все отмечают, что он был еще насыщеннее, ярче предыдущего. С этим настроем мы ждем юбилейный сезон и постараемся сделать его уникальным.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге на фестивале «Бумага» поэты и рок-музыканты выступят на одной сцене.

Денис Паслер поддержал инициативу «Золотого Яблока» благоустроить сквер рядом с УрГЭУ

Руководитель Свердловской области Денис Паслер отметил вклад социально ответственного бизнеса в развитие региона. Глава региона...

ВТБ объединил сервисы для бизнеса и личных финансов

ВТБ запустил пакетное предложение «Бизнес-премиум» для клиентов-физлиц, которые представляют юридические лица или работают как...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также