Главный режиссер Нина Чусова — о театре музыкальной комедии Екатеринбурга, традициях, премьерах и своем желании трудностей

И о том, чем Музкомедия отличается от других театров Екатеринбурга

За 90 лет истории Свердловской музкомедии в ней сменилось всего три (!) главных режиссера. Творчество каждого — отдельная эпоха. Каждый определял то, что зритель увидит на сцене — по теме, вариациям музыкального жанра (ведь «легкий жанр» менялся), выразительным средствам. В 2023-м главным режиссером театра стала Нина Чусова.

— Из 90 лет Свердловской музкомедии сколько времени вы знаете этот театр? Как произошло знакомство?

— Театр узнала, только когда приехала ставить «Екатерину Великую» в 2008-м. Я драматический режиссер. Работала в «Современнике», РАМТе. Единственный на тот момент мой музыкальный спектакль был «Энни» в Москве. Приглашение в Свердловскую музкомедию было не просто неожиданность — мега-неожиданность! Это был рискованный и невероятно заманчивый проект. Может, поэтому «Екатерина Великая» так долго и живет, что туда вложены все силы, душа, любовь, ответственность. Это была не интерпретация уже существующего западного мюзикла, а мюзикл с нуля, написанный специально для этого театра в соавторстве с композитором и либреттистом. Вот тогда музыкальный театр стал мне родным, я стала работать с наслаждением, как прежде в драме.

Музком — имя собственное

— Теперь, со знанием театра и жанра, можете оценить, что такого особенного в Свердловской музкомедии? Почему десятилетиями к театру с пиететом относятся даже столичные коллеги?

— Он был всегда первым в России по мировым премьерам. Здесь создавались исключительные спектакли, которые нигде никогда не шли. Сюда приглашались новые, авангардные авторы. Он был форвардом по высказываниям в музыкальном театре. Еще нигде ничего, а тут — было. Например, в России еще и в помине не было видеоконтента в спектаклях, а здесь в «Полете на Луну» уже использовалась мультипликация. Даже по театральным приемам театр был лидером, не говоря уже об авторах, музыкальных направлениях.

Свердловский Музком стал именем собственным. Как Ленком в Москве. А еще здесь всегда была уникальная труппа, позволяющая решать любые творческие задачи.

— А уникальность в чем? Кугушев, Курочкин, Стрежнев собирали труппу…

— Отбирали! В «селекционной» работе и уникальность. До сих пор сюда не просто попасть. Оптом, после выпуска театрального курса, не получается. Отсматриваются многие — попадают единицы. Тут многоплановые артисты. В театре, несмотря на «легкий жанр», много серьезных постановок, а они предполагают особого актера. Музыкант. Думающий. С драматическим талантом. И с душою! Важен весь «комплекс». Такие и подбирались.

А еще тут очень преданные театру люди. Сейчас, перед юбилейной премьерой, мы сутками работаем. И я вижу: нет «отдыхающих». Самое страшное, когда в творчестве возникает инертность, делается что-то по накатанной. Многие авангардные театры заканчивают творческой усталостью, привычкой. Какие-то приемы-ключи нашли — этими «ключами» и открывают все двери.

— Но вы ведь пришли со своими «ключами»…

— Моя задача — будоражить труппу, будоражить театр. Когда ставятся новые задачи. Хорошо, если — непреодолимые. Тогда находятся новые решения, открываются новые качества в людях. Да, сложно, трудно. Но я люблю трудности. Они позволяют найти другую дорогу — более правильную. И слава Богу, что театр находится в этой подвижности, когда жадно воспринимается новое. Тогда новое, неожиданное рождается и на сцене.

Что касается экспериментов в жанре — будем продолжать их на Малой сцене. Игорь Ладейщиков поставил тут «Гиперборею», отличную от всего прочего. Коллектив попробовал новое! Я тоже хочу в конце сезона поставить «24 часа из жизни женщины» по Стефану Цвейгу — музыкальный спектакль с минималистичным оркестром: всего три музыканта… Хочется творить в театре. Не приходить на работу, а творить.

«Мы должны быть как тамплиеры…»

— Входя в новое десятилетие театра, что хорошо бы сохранить в нем, а какие «мускулы» стоит наращивать?

— Сохранить работу с новыми авторами, новым материалом — не бояться ничего. А «мускулы»? Это, кстати, во всех театрах надо наращивать. Нужно апгрейдить всю техническую составляющую театра. В современном театре техника выполняет одну их художественных задач. У нас и видео, и полеты, и… Чего только нет! Художники придумывают сложные задачи, и для их решения требуются не просто, как я говорю, «вкл-выкл». А чтоб и техники были творческими личностями. Очень важно! Не люблю, когда ставишь какие-то задачи, слышать: «Ну нет, это невозможно». Все равно будет так, как говорит режиссер (улыбается), так зачем нам этот лишний промежуток борьбы. Лучше — «А давайте подумаем, попробуем». Знаете, как в цирке Дю Солей: режиссер и художник придумывают невероятной выразительности и сложности задачи, и вся (!) труппа собирается, вместе обговаривают — как воплотить. Для достижения художественных целей нужно объединяться. К сожалению, в современном театре воцарилась узконаправленность: «А мы костюмы шьем…», «А мы за шляпки отвечаем…»

— Вспоминаю райкинское «К пуговицам претензии есть? — «Пришиты намертво — не оторвешь».

— Вот-вот. А пиджак носить невозможно… А нужно со-действие, со-дружество, со-творчество. Все должны быть заодно. Когда открывали нынешний сезон, я собрала всю труппу. Даже бухгалтерию. Кажется, это было впервые. Чтобы мы все понимали: делаем одно дело. Мы — не разные кабинеты. Мы все работаем на одно-единственное — спектакль. Чтобы он понравился публике. Чтобы это двигало театр вперед, а не назад.

Плюс дисциплина. Да, театр — дом. Но это и место работы. Мы должны быть как тамплиеры: сначала общественное, потом личное. Театр — огромное создание: много людей, много цехов. Когда люди приходят на работу — ответственности больше, когда театр-дом — «можно и на диване полежать». А на диване лежать не надо. Мне так нравится, когда «механизм отлажен» и работает.

К счастью, повторюсь, в коллективе много людей, болеющих за театр. Готовых работать самоотверженно. Уверена: у них и в личной карьере будет хорошо. Как только начинаешь «хотеть быть лучше» (очень хорошее качество!), ты делаешь шаг вперед. Шаг-другой — даже в трудность, даже в неопределенность, но — вперед. Иначе все в болото превращается.

«Полет» с… уралочкой Назмутдиновой

— Флер юбилея будет сопровождать весь нынешний сезон. Что необычного, особенного готовит театр для зрителей?

— Филипп Разенков выпускает именно, как вы сказали, необычный проект-спектакль «Полет»: судьба уральской гимнастки Лилии Назмутдиновой становится историей музыкальной, театральной. Тоже эксперимент. Такого, кажется, еще не было, когда в центре повествования — судьба реального современника, земляка-уральца. Театр опять в авангарде.

Дальше — «Человек, который смеется» с моим любимым композитором, другом Сергеем Дрезниным. Это будет мультижанровый спектакль — с трюками, цирковыми номерами. Постановка потребует от артистов дополнительной подготовки… Но, вообще, история-то про любовь. Любовь на постапокалипсическом пространстве. Она возникает между слепой и уродом, которые в обществе ниже нижнего. Но в этом черном мире они оказываются хранителями любви. Когда души других людей опустошены, когда ничего кроме выживания (даже не наживы!) не интересует — как важна любовь. Это как цветок сквозь асфальт пробивается… Мне кажется, в сегодняшнем мире, где чувства, сердечность утрачиваются, где все мы закрываем души на замок, такой разговор актуален. Возвращение к классике позволяет «сделать вдох»…

Ну и, конечно же, Международный конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла имени Курочкина” в мае! Мы его ждем. Сюда приезжает много талантливых артистов. Смотрим, слушаем. Присматриваем в труппу. Конкурс хранит в театральном пространстве России два великих имени — Владимира Акимовича Курочкина и Михаила Вячеславовича Сафронова (это его проект). Так и должно быть. Театр находится на месте, где изначально работали только творческие организации — то музыкальное собрание, то концертный зал, то кино. Здесь магазинов не было. Это место творческое. Намоленное корифеями. И — девятью десятилетиями.

Ранее «Областная газета» писала о том, что Екатеринбургский Театр музыкальной комедии празднует 90-летие.

В Екатеринбурге автобусы заменят трамваи на время ремонта путей

Ремонт трамвайных путей стартовал на улице Сыромолотова в Екатеринбурге. В связи с ограничением движения с 18 по 26 октября направлены дополнительные автобусы...

Денис Паслер сообщил, что летом 2025 года туристы совершили 1,2 млн поездок по Свердловской области

Гости Свердловской области совершили за лето 1,2 млн поездок по городам, природным паркам и заповедникам Среднего Урала. Всего...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также