«Областная газета» уже сообщила о церемонии награждения лучших театральных работ в рамках конкурса «Браво!». Назвала и некоторых победителей. Весь список победителей — на сайте конкурса «Браво!». Нынче конкурс уже 44-й. Надо отдать должное организаторам — Свердловскому отделению Союза театральных деятелей РФ, которое было инициатором конкурса и уже более четырех десятилетий ведет его. Такого нет больше ни в одном регионе России. Но каждый раз эксперты, жюри, руководители министерства культуры Свердловской области и регионального отделения СТД определяют не только победителей, но и главные тренды сезона — что надо признать и поддерживать в дальнейшем как достоинство, а над чем Жизнь и Театр призывают еще поработать?
По завершении церемонии награждения «Областная газета» обратилась к членам нынешнего театрального жюри примерно с таким общим вопросом: самые яркие впечатления нынешнего конкурса «Браво!» и главные тренды сезона в разных театральных жанрах?
Лариса Барыкина, член Экспертного жюри премии (музыкальный театр):
— Подавляющее большинство спектаклей я видела на премьерах. На «Браво!» это было уже в 3-4-й раз, что, кстати, полезно. Я увидела: во многих театрах спектакли очень растут, набирают — плоть, свободу…
Что касается трендов этого сезона «Браво!», один из главных — у нас появились качественные спектакли для детей. Отличная тенденция! В частности, лучший детский спектакль в музыкальном жанре — «Дюймовочка» театра «Урал Опера Балет». Когда-то в Оперном по воскресеньям шли детские спектакли, и их в репертуаре было не один-два. Но за последние 20 лет вспоминаются разве что не очень удачный спектакль «Гензель и Гретель» и «Морозко». И вот появилась чудная «Дюймовочка». Поставлена в новом варианте – композитору предложили дописать музыку, какие-то номера, ведь в театре есть прекрасный детский хор. Он и стал полноценным участником спектакля, который — для семейного просмотра. А в рамках «Браво!» спектакль выглядел гораздо мощнее, интереснее, свободнее, чем на премьере.
Вторая радость в детском репертуаре — «Живой театр» Александра Пантыкина. Он создан пять лет назад, и тогда было ощущение: посмотрим, что это будет? И вот — «Волшебство профессора Колбариума», спектакль на четверых актеров, в камерном помещении. Спектакль интерактивный, с использованием реакции детей-зрителей. Сделано тонко, умно, ненавязчиво… Знаете, у меня сейчас в отношении детских спектаклей главный камертон: поведу я на этот спектакль внука или нет? Посоветую знакомым, у которых есть дети-внуки? Это очень показательно. Иногда в спектакле могут быть профессиональные достоинства, но нет радости, которую ощущают зрители. Здесь она есть!
Второй тренд: после Москвы и Санкт-Петербурга мы сейчас первые по количеству частных трупп. Тот же театр «Щелкунчик», «Живой театр», а еще масса хореографических проектов и танцевальных коллективов — «Провинциальные танцы», «Окоем»… Отмечаю это как арт-директор фестиваля современного танца «На грани», но, думаю, меня поддержат и коллеги: у нас живая среда, позволяющая рождаться удивительным спектаклям. Например, «Кто мы, откуда, куда мы идем?», премьера которого состоялась как раз в «На грани», — очень серьезное, концептуальное высказывание. Я смотрю не только в рамках Екатеринбурга, но шире — в рамках России, такая уж привычка у эксперта разных национальных театральных премий. Мы — обладатели интересных трупп и любопытных авторских высказываний.
Отдельно хочется сказать об академическом балете. Выделяя «Sextus Propertius» как лучший спектакль большой формы, мы понимали: 12 лет Екатеринбург имел хореографа №1 в России. Сейчас Вячеслав Самодуров работает во многих театрах, скоро очередная постановка в Большом. Но, похоже, его связи с нашим городом не оборваны — он вполне может стать автором нового спектакля в труппе, которую сам создал, взрастил. В частности, Хидеки Ясумура, отмеченный спецпризом «за стилистическую точность в хореографических перевоплощениях», появился в труппе благодаря Самодурову. Танцовщик с харизмой — самурай, красавец. С невероятной пластикой. Мы смотрели спектакль-тройчатку, и он солировал во всех трех постановках. И от него было — глаз не оторвать.
В жанре музыкальной комедии у нас сейчас поле тоже достаточно широкое. И появляются новые «игроки». Спектакль «Гиперборея» Свердловской музкомедии получил премию за лучший ансамбль, но, конечно, это авторское высказывание Игоря Ладейщикова и Марии Виненковой. Драматургическая часть, концептуальная, сценографическая, музыкальная (обработки русских песен, вокальные аранжировки) — все отменно сделано, актеры купаются в этом необычном для себя материале. Что радует еще: малая сцена театра, где постановки прежде уходили больше в развлекательную сферу, приобрела серьезный спектакль. Один из лучших.
В Новоуральском театре музыки, драмы и комедии, в котором замечательная труппа, жюри отметило Александра Кандалинцева (Пугачёв, «Капитанская дочка»): он обладает не только прекрасным голосом, невероятной харизмой, но главное — ощущением стиля. Он не живет в «старой оперетте», он работает как настоящий драматический актер.
Наталия Щербакова, член Экспертного жюри премии (драматический театр и театр кукол):
— В жанре кукольного театра мы посмотрели 9 спектаклей, в драматическом театре — 29. Особенность сезона: он получился невероятно ровным по качеству. Если в прошлый раз «Гоголь-триптих» Екатеринбургского театра кукол был этакий гигант на фоне остальных, то нынче такого лидера ни в драме, ни в куклах не было, что, кстати, создавало сложность для жюри — приходилось из вполне достойных работ выделять лучшее.
Основной тренд в драматическом театре — присутствие новой молодой режиссуры. Еще не местной, а приглашенной. Пока многие уральские театры «задыхаются» без главных режиссеров, но они, к счастью, начинают привлекать к постановкам 30-летних режиссеров, которые выпустились в столичных вузах. Те приезжают не только в Екатеринбург, но и театры области и ставят спектакли почти столичного уровня. Актеры, которые прежде не выделялись, вдруг создают в спектаклях замечательные ансамбли.
Например, Камерный театр, который прежде отмечался только за режиссуру, впервые получил приз за лучший спектакль — «Дети солнца». Видна работа не только режиссера Антона Морозова, но есть ансамблевое решение. В театре, где нет штатного расписания для труппы, эту труппу удается собрать.
В Нижнем Тагиле Новый Молодежный театр, который долгое время не очень высвечивался в областном театральном процессе, теперь зовет к себе молодых режиссеров. Игорь Лебедев поставил здесь спектакль «Кирюша» по повести Андрея Битова «Он — это я». Приз — за лучший ансамбль и актерское единство: современное по языку, проживанию характеров. Актеры, прежде отрабатывавшие рисунок образов поверхностно, теперь существуют глубоко.
Серовский театр драмы, хотя до сих пор не имеет своего здания, — коллектив известный, и почти каждый сезон удивляет. Нынешний — не исключение. Главный режиссер Александр Сысоев строит репертуар, ориентированный на зрителя молодого, лет до сорока. Его спектакль «9 «б» по повести Бориса Васильева «Завтра была война» отмечен за лучшую режиссуру.
Существует ложное представление, что все лучшее — в столицах: возможности, энергия, люди талантливее. А в провинцию, мол, едут неудачники. Нет, театр в малом городе — более существенная «точка на карте». Точка притяжения. Именно потому, что выбор в малом городе у зрителей не так широк, как в областном центре или столице. Здесь зрители идут в театр с большей жаждой — не только впечатлений, но и человеческого общения. И если молодой артист хочет почувствовать, что такое настоящий русский театр — пусть едет в провинцию. Там интенсивный график работы, постоянная смена репертуара — актеры могут в течение двух-четырех лет переиграть ведущие роли. В том же Серове молодые актеры играют такой репертуар, которого в столицах никогда не дождались бы. Конечно, это большой профессиональный толчок.
Такая же интересная ситуация — в Ирбите. Там Александр Фукалов серьезно строит театр, ищет молодых артистов, не боится брать молодых режиссеров из хороших школ. И дает им ставить. Да, может не получиться. Но иногда получается нечто удивительное — например, в спектакле по Брэдбери. Мы, члены жюри, видели: зрители не хотели уходить после спектакля. Значит, попало. А ведь за этим зрители и приходят в театр — чтобы расширить душевное пространство, глотнуть свежего воздуха.
В конкурсе кукольных театров участвовали пять коллективов. Все — молодцы! Все получили награды. Но «Как поймать тишину» Нижнетагильского театра отмечен и как лучший спектакль, и за лучшую работу режиссера (Екатерина Ложкина-Белевич). Трепетная тема в постановке — взросление маленького человека, от детсадовского возраста до первого класса. Как видит мир ребенок этого возраста. Если спектакль привезут в Екатеринбург, например — на «Петрушку Великого», советую идти обязательно!
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Свердловскую область для оценки спектаклей приехали члены жюри премии «Золотая маска».