За гримасой смеха: в Свердловской музкомедии — мировая премьера по знаменитому роману Гюго

Судьба Гуинплена — воистину триллер

Цветы от губернатора, цветы от министра культуры Свердловской области, многочисленные букеты создателям мюзикла «Человек, который смеется» стали (вкупе с овациями зрителей) красивым приношением-благодарностью коллективу Свердловской музкомедии, представившему мировую премьеру. Композитор Сергей Дрезнин написал мюзикл по роману Гюго специально для этого театра.

Попытки инсценировать знаменитый сюжет были. Что интересно — именно в нашем веке (2013 год — опера в Канаде, 2017 — мюзикл в Великобритании). Можно предположить — вернулось, после эпохи Гюго, время главной темы романа. «Человек, который смеется» — не только драма героев, изуродованного компрачикосами (торговцами детьми) Гуинплена и слепой Деи, это еще и драматическая турбулентность социальных слоев. Расслоение общества — явление вечное. Другое дело, что с напряжением, в разные времена, этой константы обостряются и проявления характеров. Желание одних возвыситься, попасть любыми путями на следующий «социальный этаж», попирая при этом других. Иногда случай даже предоставляет такую возможность. Но готов ли ты сам к этому?

Судьба Гуинплена — воистину триллер. Современные сюжетцы, пытающиеся держать
публику на дистанции сериалов, отдыхают в сравнении с сюжетом Гюго (не соглашусь с театром в единственном, что история — вымысел; достаточно открыть интернет, фотогалерею на тему «компрачикосы», чтобы понять: уродование детей с целью дальнейшего заработка на них было искусством Европы). Гуинплен попадает в эти жернова. Счастье его, что волею судеб с ним рядом оказываются бродяга-философ Урсус и слепая Дея: один мудр и добр, другая не видит уродства. Хеппи-энд? Отнюдь. Сначала к Гуинплену проявляет интерес циничный «великосветский балаган», а потом выясняется: юноша — бастард, по рождению — лорд…

Как и роман Гюго, мюзикл «Человек, который смеется» — многоходовка, в которой поле сражения — не шахматная доска, а судьбы людей. Разных. Добрых и порочных. Плебеев и знати. Все многократно будет перемешано. Все внезапно и непредсказуемо меняется (режиссер Нина Чусова). Злою чужой волей или волею обстоятельств. Но главное — только «наши поступки могут вознести нас до небес или свергнуть в пропасть». Если это и не фраза самого Гюго, мудреца возрожденческого масштаба, то вполне в его духе (либретто Александр Шишов). Хотя в спектакле визуализированы и прямые цитаты писателя. Одна из них — «Не всякий огонь есть свет, ибо свет — истина, а огонь может быть вероломным. Вы думаете, что он освещает, а он испепеляет». Фраза на все времена. Отражающая и день сегодняшний.

Гуинплен (Андрей Опольский) в какой-то момент поверил ложному свету. И вознадеялся, что, войдя в палату лордов, может сделать что-то конкретное и полезное для простолюдинов, с которых сдирают налог даже на воздух. Прозрение наступило тут же.

Каждый в этой истории имеет свое «преступление и наказание». И герцогиня Джозиана (яркая, эпатажная и точная работа Светланы Ячменевой), и бастард лорд Дэвид (актерское обаяние Евгения Елпашева создает глубокое, «двойное» дно для героя-подлеца), и доверенное лицо королевы Баркильфедро (в этой роли неистощимого лицедея по жизни, лексически остроумного и актуального, интересен Игорь Ладейщиков), и сама правящая королева Англии Анна Стюарт (в очередь ее играют мастера Свердловской музкомедии Светлана Кадочникова и Татьяна Мокроусова).

Театр следует тексту Гюго. Единственное, что сюжетно добавляет от себя, — диалог, которого нет в первоисточнике и не могло быть в принципе, — между королевой Анной и нищим бродягой Урсусом. Социальные «этажи» сошлись, скрестились. И каждый
по-своему комментирует происходящее. Зритель вправе позабавиться тому, что «быть не может» либо… вслушаться, встать на чьюто сторону, а то и задать происходящему собственные вопросы.

Диалог сцены и зала напрашивается, ожидаем. Нет, авторы не идут излюбленным нынче в театре путем ложной актуализации истории, перенося ее в сегодняшний день. История Гюго остается в XVII веке, зато текст таков, что кто бы возразил ему сегодня? Например, фраза «Рай богачей создан из ада для бедняков» или пассаж про бесполезность «госаппарата».

Вся «социальная турбулентность» — хоть прошлых, хоть нынешнего веков — в музыке Сергея Дрезнина, единственного постоянно живущего на Западе композитора, который успешно работает в жанре мюзикла. По признанию самого С. Дрезнина, спектакли в Свердловской музкомедии («Екатерина Великая», «Яма») — вехи его жизни: «после них она идет по-другому». Но если прежде композитора знали как одного из создателей жанра исторического мюзикла, горячо пропагандирующего в своих сочинениях «российскую тему», то на сей раз тема общечеловеческая, мировая. Любовь, ненависть, зависть, интриги — классик современного мюзикла решает их, сообразно сценической ситуации, в разных музыкальных жанрах: бурлеск, рэп, симфонизм. И только для главных персонажей Гуинплена и Деи (Ксения Устьянцева) оставляет одну интонацию — лирику. Их любовь претерпит испытание, закончится драмой, но в сравнении с другим ярким в спектакле чувством — циничной, корыстной страстью Джозианы и лорда Дэвида — она все равно останется светом. Тем самым, который освещает. Который — истина.

Как же не вспомнить брата нашего меньшего — собаку, которая играет в спектакле Волка? («ОГ» писала об этом ходе театра). Сегодня в проекте уже три «исполнителя» роли, и русский черный терьер Харви на премьере заслужил свои аплодисменты. Интуиция не подвела режиссера: Харви не переиграл актеров, чего обычно опасаются, но живой пес дал ощущение подлинной жизни главных персонажей истории — жизни простой, теплой, земной. Ранимой и вечной.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге стартует IX Международный конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла.

Опубликовано в №114(9925) от 30 мая 2024 года.

«Газпром газораспределение Екатеринбург» с начала января подключил к газу более 100 домовладений

С начала реализации социальной газификации в Свердловской области АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» построило 280 километров сетей, из которых...

Число личных кабинетов клиентов «ЭнергосбыТ Плюс» увеличилось на 157 тысяч

Число личных кабинетов клиентов Свердловского филиала «ЭнергосбыТ Плюс» достигло почти 829 тысяч на начало 2025 года....

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также