«Интеграция больше, чем гастроли»: директор ФКИ Синара Наталья Левицкая — о большом благотворительном театральном проекте

Проект «Интеграция» действует уже два года

В этом году Фонд поддержки и реализации культурных инициатив Синара (ФКИ Синара) уже во второй раз организовал благотворительные гастроли московского Театра Наций. Приезд знаменитого коллектива в Екатеринбург стал возможен благодаря совместному проекту ФКИ Синара и Театра Наций, который носит название «Интеграция». «Областная газета» побеседовала с директором Фонда Натальей Левицкой о том, почему «Интеграция» — гораздо больше, чем гастроли, какие еще ключевые культурные проекты поддерживает ФКИ Синара и как сегодня вывести региональное событие на федеральный уровень.

Когда зрители невольно становятся благотворителями

— Наталья Дмитриевна, как и когда появилась идея проекта «Интеграция»? Рассматривались ли для сотрудничества другие театры, помимо Театра Наций?

— «Интеграции» — два года. Это совместная идея, которая воплотилась именно с Театром Наций. В основе проекта — гастроли, и для нас это довольно понятная конструкция: пригласить артистов, показать постановку. Конечно, привезти репертуарную постановку с декорациями — это всегда недешевое удовольствие. И любые инициативы в этом направлении позитивны как для самого театра, так и для публики. Но «Интеграция» — больше чем гастроли, это проект. Мы говорим о показах с благотворительной составляющей, которая выражается сразу в нескольких моментах. Первое — то, что на спектакли бесплатно приглашаются сотрудники предприятий-попечителей, и это очень приятный контекст, поскольку у людей в регионах появляется возможность видеть аншлаговые столичные постановки.

Второй благотворительный момент — не менее важный, и со временем, думаю, он вырастет в большую институциональную деятельность. Суть в том, что на один из показов билеты продаются, а сборы перечисляются региональной культурной институции. И за счет этого она имеет возможность развиваться, решать какие-то свои большие или маленькие проблемы. И конечно, театр в данном случае очень удобная форма, которая вовлекает в процесс огромное количество людей: 600-800 зрителей, которые невольно становятся благотворителями. Мне кажется, это вообще очень правильная история, так развивается так называемая повседневная благотворительность, которая незаметно интегрируется в жизнь людей, может быть, даже не рассчитывавших быть благотворителями. Но в данном случае, купив билет, они стали таковыми.

— Насколько понимаем, при выборе спектаклей для проекта «Интеграция» вам важны два момента: чтобы это была премьера, а также экспериментальная составляющая. Но всё же нельзя забывать, что публика в промышленных городах бывает достаточно консервативна, в связи с этим есть риск, что эксперимент не будет понят, принят. Были ли у вас такие опасения? И на какие еще аспекты обращаете внимание при выборе спектаклей?

— На самом деле так совпало, что на ближайших гастролях в Екатеринбурге мы увидели премьеру. Это, безусловно, было волнительно, потому что премьера — всегда повод поразмышлять о том, а пойдет ли публика, будет ли ей это интересно, как воспримут… И я очень сомневалась, честно вам признаюсь, потому что до этого не видела спектакль, только читала рецензии. Екатеринбург — это, конечно, один из промышленных центров, но у нас здесь много театров, и часть из них тоже с экспериментальным подходом. Насмотренность у публики достаточно высокая, да и гастролей тоже проходит немало, как и фестивалей. Но на спектакли всегда приглашаем сотрудников из небольших городов — Каменска-Уральского, Полевского, Первоуральска. И вот эта публика точно в меньшей степени доезжает до таких экспериментальных работ.

 В прошлом году в рамках проекта «Интеграция» Театр Наций представил спектакль «Дядя Ваня, все-таки это классический материал. В Калуге мы показали „Метод Грёнхольма“» — спектаклю не один год, но в Калуге его не видели, так что в проекте участвуют не обязательно премьеры.

Самое главное, чтобы постановка будоражила, побуждала к размышлениям. Даже если не понравилось, но зритель об этом, думал, сопоставлял, это тоже хороший результат. Театр для того и нужен, чтобы переместить нас из будничной суеты в другой контекст.

— Как раз постановку «Последнее лето», которую вы привезли в этом году (режиссер Данил Чащин, в ролях — Вениамин Смехов, Юлия Пересильд, Михаил Тройник и др. — Прим. «ОГ») наш зритель принял восторженно…

— Да, я четко увидела, что спектакль тронул. Несмотря на свою сложность, есть множество параллелей. Глубокая работа, которая точно дала зрителям повод для размышления. Лично у меня он до сих пор крутится в голове — вспоминаешь то сценографию, то монологи, то игру артистов… Поэтому нет, мы не боимся везти премьеры и хотим предоставить возможность побывать на таких ярких спектаклях как можно большему числу людей. Будем над этим работать.

— А работать — в плане увеличения показов или все-таки постараетесь почаще привозить?

— Тут многое зависит от возможностей самого театра, потому что у Театра Наций нет постоянной труппы, они приглашают артистов, которые служат в разных театрах. Им удается их со­единять, и, конечно, это определенный вызов. Одно дело, когда показ в Москве, и другое — выезд на гастроли. Мы подстраиваемся в том числе и под эти обстоятельства. В текущем году у нас получится еще один показ в Калуге. Что касается Екатеринбурга, то мы постараемся сделать все, чтобы Театр Наций приезжал к нам каждый год. География наших предприятий-попечителей достаточно большая, например, всегда на показы приезжает автобус из Челябинска. В следующем году мы планируем впервые организовать гастроли в Волгограде.

— С удивлением узнали, что на гастрольные спектакли Театра Наций в Екатеринбург приезжают зрители из Москвы. Вас это удивляет, и как к этому относитесь?

— Директор Театра Наций Наталья Мазур рассказала, что в Москве билеты на «Последнее лето» были раскуплены за три минуты. И для меня было открытием, что столичные зрители могут решить проблему таким образом — прилететь к нам (улыбается). При этом они едут в Екатеринбург, совмещая туризм с возможностью посетить спектакль. Думаю, ничего плохого в этом нет, даже, наоборот, если иметь в виду развитие туристической привлекательности региона.

Да и различные фестивали, которые у нас проходят, нацелены ровно на это же. Надо отнестись к этому факту спокойно, а нашему зрителю — быть более быстрым, и как только открываются продажи, сразу же покупать лучшие места. Тем более что на премьерных спектаклях в наших театрах примерно такая же ситуация. Билеты раскупаются очень быстро. Или возьмем, например, музыкальный фестиваль «Безумные дни», который проводит Свердловская филармония. Там тоже если чуть поразмышляешь, можешь просто не успеть купить билет. И дело даже не в безусловно привлекательной стоимости, а в нацеленности зрителя на лучший продукт.

Поддержка театрам, которые стремятся становиться заметными

— Давайте поговорим об одной из самых важных миссий проекта «Интеграция» — о помощи культурным институциям. Мы уже знаем два театра-счастливчика, которые получили финансовую поддержку. Как вы проводите отбор?

— Здесь должны совпасть несколько критериев. Во-первых, это должен быть развивающийся театральный коллектив, который демонстрирует свой потенциал. Во-вторых, театр должен быть заметным или пытаться становиться заметным. Мы взаимодействуем с министерством культуры Свердловской области, Управлением культуры Екатеринбурга, чтобы получить объективную информацию о деятельности институций. Они нам очень помогли — и в прошлый раз, и сейчас. Поскольку гастроли Театра Наций в 2023-м были посвящены 300-летию Екатеринбурга, для нас было важно выбрать культурную институцию именно в этом городе. Остановились на екатеринбургском молодежном неродном театре «Игра». Это особенный коллектив, где занимаются более 100 подростков, в том числе попавших в трудную жизненную ситуацию.

— Вы продолжаете следить за их судьбой?

— Конечно, мы в постоянном контакте, они делятся, что им удалось сделать на полученные средства. Труппа работает над новой постановкой — «Закоулочки», и впервые приглашает профессиональных артистов, которые должны провести им мастер-класс. Также театр смог приобрести необходимое оборудование. Ребята очень активные, мало тратят на себя, больше на постановки, и уверена, еще что-то смогут сделать. Насколько мне известно, этот коллектив стал открытием для Театра Наций. Они планировали пригласить «Игру» на Фестиваль театров малых городов, где есть спецпрограмма для молодежных театров. Профессиональное общение для ребят этого театра очень полезно.

Что касается второго театра, то это каменск-уральская «Драма номер три». Тоже театр с именем, в этом году ему исполняется 100 лет. Коллективов с такой богатой историей в области немного. Они неоднократно участвовали в проекте Театра Наций — Фестивале театров малых городов, постоянно заявляются на разные конкурсы. И их идея с проведением фестиваля профессиональных театров в Каменске-Уральском показалась нам очень удачной.

— Речь о фестивале «Гибрид», который прошел в конце июня — начале июля?

— Да, это мероприятие стало центральным в юбилейный год театра. Зрителям Каменска-­Уральского была предоставлена возможность увидеть очень интересные постановки разных коллективов страны. Это первый такой опыт «Драмы номер три».

— Эта благотворительная часть «Интеграции» будет продолжена в дальнейшем?

— Нам бы этого хотелось. И самое важное, что Театр Наций нас в этом сильно поддерживает. Мы обсуждали, что можно ограничиться благотворительными гастролями. Но они настояли, и это подход Евгения Витальевича Миронова, он четко сформулировал, что ему очень нравится эта благотворительная составляющая в повседневном контексте. Это правда воодушевляет.

И подход, сформулированный руководителем, поддерживается артистами. Как отметила на последних гастролях Юлия Пересильд, для актеров важно чувствовать этот ритм регионов.

— Какие еще проекты, связанные с театром, именно в нашем регионе поддерживает Фонд?

— В этом году мы, например, поддержали создание одной из постановок «Урал Оперы Балета». У нас была разная история взаимоотношений с этим театром. Новый опыт мне показался очень интересным, речь идет о балете «Сказки Перро». Хотела бы поблагодарить театр, который способен на такой эксперимент. В постановке зритель услышал совершенно новую музыку, ее предложили написать молодым композиторам, за хореографию отвечали молодые постановщики. И получилось такое сплетение всего творческого, включая декорации, которые мы как раз помогли создать. Эта работа безусловно вдохновляет на дальнейшие шаги, думаю, что с театром мы что-то очень любопытное придумаем. Вообще, наш Фонд сотрудничает со многими театральными институциями, в том числе Большим театром и Театром мюзикла.

Поддерживаем мы и различные фестивальные истории. Например, Театру балета «Щелкунчик» раз в два года мы помогаем в проведении фестиваля «Щелкунчик приглашает». Лучшие юные артисты получают гранты. Это уникальная история, титаническая работа организаторов на перспективу — поддержка искусства, стимул для молодого поколения заниматься этим видом искусства, продвижение балета.

«Мы показали уральских художников в контексте глобальных тенденций»

— В эту логику поддержки молодежи укладывается и проведенный в Екатеринбурге третий фестиваль цифрового искусства Play DigitalArt, который тоже поддерживает Фонд. В 2024 году мероприятие прошло масштабно, упор был сделан еще и на образовательную программу. Чем особенно гордитесь по итогам фестиваля?

— Я уже говорила, что нам важно поддерживать то, что имеет перспективу и интересное развитие. Это именно такой проект.

Все организаторы, участники процесса зарядились результатом этого года и захотели, чтобы он получил новую жизнь: от проекта ЕАСИ, когда студенты получают суперплощадку и невероятный старт для своих идей, до федерального проекта, когда к нам захотят приезжать известные мастера, чтобы поделиться творчеством и показать новый подход в современном искусстве. Думаю, мы с проектом Play DigitalArt будем работать и дальше, чтобы реализовать обозначенные амбициозные задачи. Всё это коррелируется с другим большим направлением, которым мы занимаемся в рамках Фонда — развитием современного искусства.

— О каких проектах, например, идет речь?

— В прошлом году мы сделали экспозицию в Московском музее современного искусства. Она была длительной, мы смогли продемонстрировать уральских художников в контексте глобальных тенденций — сказать, что эти авторы не просто актуальны, они в тренде. Познакомили публику с новыми именами и представили их творчество концентрированно. Я благодарна и музею, и лично куратору проекта Владимиру Прохорову.

Такого рода вещи очень соответствуют духу времени, они показывают, насколько уральское искусство, если придать ему определенную оболочку, имеет возможность быть представленным на самых лучших площадках. Мы эту идею будем поддерживать и стараться, чтобы коллекция, находящаяся в управлении Фонда, была представлена на площадках ведущих музеев.

— Но правильно представить уральских современных художников на самом Урале — тоже непростая задача…

— Это так, и на региональную повестку мы также работаем. Например, сейчас заканчивают свою работу выставки индустриального пейзажа в Полевском, Первоуральске и в Каменске-Уральском. Контекста, я думаю, хватит, поскольку у нас в коллекции достаточно много индустриальной живописи. Главное, как вы сказали, правильно ее представить, то есть показать интересно, с различных ракурсов. И привлечь к этому молодых художников, которые могут иначе повернуть эту плоскость.

Недавно мы вместе с Галереей «Синара Арт» и Челябинским трубопрокатным заводом организовали проект «Артрезиденции». С помощью него мы развеяли стереотип о консерватизме производственных предприятий. Наши заводы готовы к экспериментам. Так, пять авторов создали 17 любопытных работ, которые можно было увидеть на выставке в Галерее «Синара Арт». Многожанровость позволила совершенно иначе увидеть и заводские пространства, и индустриальность. Как раз тему индустриальности мы для себя видим как очень перспективную — она чрезвычайно глубокая и какая-то бесконечная. Будем с ней работать в текущем году. Тем более в нашем индустриальном крае для этого отличная почва. На промышленных предприятиях работает большое количество людей, и благодаря художникам они вдруг видят свою работу с иной стороны, видят творческий потенциал в том, что делают. Мы, кстати, всегда творческим гостям стараемся продемонстрировать поэзию промышленных площадок. И часто получаем позитивный отклик. Это тоже по-своему красиво и вдохновляюще. А художники, когда мы погружаем их в контекст реального предприятия, видят интересные, неочевидные аспекты, о которых мы никогда не задумывались.

«Конкурс для местных сообществ рассчитан на формирование среды соучастия и поддержки»

— Еще одна интересная тема, о которой хотелось бы поговорить — грантовый конкурс поддержки местных сообществ, который проводит Благотворительный фонд «Синара». Насколько понимаем, направлен он в первую очередь на финансовую поддержку деятельности некоммерческих организаций (НКО)?

— Нашему благотворительному фонду больше 20 лет, и, конечно, грантовые проекты — не новость. Мы вообще были одними из первых, кто начал работать с грантовыми программами, и с 2007 года выдаем гранты как раз некоммерческим организациям. Чем хорош грант? Тем, что для него некоммерческая организация формирует проект: цель, задачи, сроки, средства, и в итоге мы получаем результат. НКО часто живут в парадигме процесса. Пусть он будет небольшим, но благотворителю должен быть понятен эффект — ради чего он потратил деньги.

И в процессе мы поняли, что помимо поддержки проектной деятельности, возникла необходимость поддержки некоммерческого сектора в принципе, конечно, на территории присутствия компании. Так возник конкурс местных сообществ.

— Сколько лет конкурсу и в чем его суть?

— Конкурс местных сообществ реализуется с прошлого года. Мы поняли, что наши НКО научились жить проектной деятельностью, но забыли о своей основной работе. Не получалось продемонстрировать результат своей работы как организации, которая была создана для чего-то. Вот этому мы стремимся научиться вместе с некоммерческими организациями.

Мы понимаем, что с помощью НКО можно сделать много хороших дел в сфере социальных преобразований. Поэтому они должны получать адекватную поддержку, и у них должна быть возможность получать эту поддержку. Институализация деятельности НКО — краеугольный камень последних 5-7 лет, когда от некоммерческих организаций требуется довольно профессиональный подход практически во всем. Именно тогда у них появляется возможность получать финансирование из разных источников.

Сегодня НКО не могут себе позволить быть непрофессиональными. Они должны знать, как получить финансирование, как представить свой результат и как собрать людей, чтобы качественно что-то сделать. И многие из нас как потребители услуг, будут счастливы, что нам их оказывают люди профессиональные, которые понимают, что они делают и куда ведут.

Конкурс для местных сообществ как раз на это рассчитан, причем для нас важно оказывать помощь именно в регионах, чтобы там формировалась правильная социальная среда — среда соучастия, поддержки, чтобы люди видели, что для них пытается сделать та или иная организация. Чтобы они умели оценивать и поддерживать эти инициативы.

Например, в Полевском грант получила АНО «Бригада». Это как раз пример инициативы, которые рождаются изнутри, от людей, которые живут на данной территории и которые чувствуют в себе силы делать нечто для общества. Таких людей я очень уважаю.

— В Свердловской области на какие города, помимо Каменска-Уральского, вы еще рассчитываете, говоря об этом конкурсе?

— Это в первую очередь базовые для нас города: Полевской, Первоуральск, Верхняя Пышма, Екатеринбург. Интересные инициативы могут возникнуть и от организаций, который работают в Екатеринбурге, но готовы тиражировать свои практики в других городах. Если посмотреть рамку проблем малых городов, то она плюс-минус одинаковая. К примеру, сейчас для себя мы ставим возможность тиражирования практики экологических проектов, которые реализуются в Первоуральске. Есть опорное движение «Город первых», у них разработана целая программа, они ее реализуют в течение года. Начиная от федерального проекта «Чистые игры» и заканчивая лекциями для детей о раздельном сборе мусора. И сейчас мы хотим их практику тиражировать на другие территории. И в принципе мы пойдем тем же путем, которым предлагаем идти участникам конкурса местных сообществ, когда организация, которая работает, например, в Москве, готова тиражировать свои лучшие практики на территории. Это работает и позволяет развиваться некоммерческому сектору.

Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что свердловский театр драмы завершил сезон премьерой «Дракула».

Опубликовано в №182(9993) от 17 августа 2024 года.

Кикшеринг «Юрент» заблокировал аккаунты более 630 несовершеннолетних пользователей Екатеринбурга

Сервис кикшеринга «МТС Юрент» продолжает выявлять аккаунты пользователей, не достигших 18 лет, и блокировать их. В Екатеринбурге заблокировано более...

Порядка 100 тыс. молодых уральцев подали заявления на поступление в свердловские колледжи и техникумы

Приемная кампания в свердловских колледжах и техникумах завершена. На места, финансируемые из регионального бюджета, подали документы около 100 тыс....

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также