Искусство древнейшее, как и сам Китай: Спектакли двух китайских трупп — из Гуанчжоу и Чэнду — украсили фестиваль театров кукол «Петрушка Великий»

Театры из Гуанчжоу и Чэнду представили в Екатеринбурге тысячелетние традиции и уникальное мастерство кукловождения

На XII Международном фестивале театров кукол «Петрушка Великий», который только что состоялся в Екатеринбурге, среди многочисленных российских трупп участниками и гостями Урала стали два известных театра из Китая — Театр кукольных искусств провинции Гуанчжоу и Современная теневая и кукольная труппа города Чэнду. Зрители ожидали и увидели экзотику. Ожидания профессионалов были больше: они понимали — на Урале будет представлено искусство с древнейшими, тысячелетними традициями.

Так и случилось. И на представлении «Коллекция произведений кукольного искусства ­Гуанчжоу», и на спектакле «Сон куклы» труппы из Чэнду были переаншлаги. Это когда заняты не только все места в зрительном зале, но и приставные стулья, и ступеньки лестниц, ведущих к верхним рядам в зале. Во время спектаклей то и дело звучали аплодисменты и возгласы «Браво!». А по окончании спектаклей никто не спешил расходиться. Актеры демонстрировали кукол вблизи, а зрители пытались понять, «как это работает?».

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Куклы — мастерство театральных династий

Театр кукольных искусств провинции Гуанчжоу, основанный в 1956 году, — часть национального проекта по охране нематериального культурного наследия. В истории коллектива — более 400 спектаклей и более 120 наград на различных фестивалях в Китае и за рубежом: высшая награда на Всемирном фестивале кукол в Румынии, премия «Золотой лев» IV Национального фестиваля кукольных театров в номинации «Лучшая репертуарная программа», награда «За лучший репертуар» на Второй международной неделе кукольного искусства в Наньчуне, премия «Золотая звезда» в Словении… И это только малая часть! Театр гастролировал в Сянган и Аомэнь, на Тайване, в США, Великобритании, Новой Зеландии, Испании, где популяризировал традиционную китайскую культуру кукол, и вот — Россия, Урал. Учитывая богатейший репертуар, театру было что выбрать и показать на «Петрушке Великом». Но был предпринят неожиданный, талантливый ход — театр привез на Урал попурри из своих постановок. «Коллекцию произведений кукольного искусства». Лучшее.

Чаще всего это были небольшие сценки, эпизоды. Воин достает из колчана стрелу, натягивает тетиву лука и стреляет. Кукла-дед пьет утренний кофе. Трио музыкантов, кумиры публики, от души играют на гитарах и заводят зрителей. Король обезьян Сунь Укун (традиционный персонаж кукольного театра Китая) демонстрирует элементы боевого искусства. Кукла-танцор в танце с красными шелковыми лентами манипулирует лентами длиной до десяти метров… Короткие сценки. Но, не дожидаясь даже их окончания, зрители аплодируют и аплодируют.

— Невероятный спектакль! Невероятный по уровню мастерства, — по просьбе «ОГ» комментирует Пётр Стражников, директор Екатеринбургского театра кукол, учредителя фестиваля. — Такая культура, такой уровень — сидишь, открыв рот. Для зрителей радость, для профессионалов — учеба, а их в зале немало, и «обмануть» их нельзя. Это же безумно сложно, чтобы марионетка сама могла брать предмет или стрелять из лука. Верх мастерства. А номер с лентами?! И мастерство, и невероятное наполнение эмоциями — через край. Я видел эти номера, когда мы десять лет назад были в Чэнду, представляли Россию на всемирном конгрессе. Но с удовольствием еще раз посмотрел и порадовался за коллег…

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Практически во всех номерах «Коллекции произведений кукольного искусства» актеры работают без ширмы — так очевиднее искусство кукловода. Зрители признаются: не знаешь, на кого смотреть — на куклу или на артиста с его невероятной пластикой.

— Абсолютно точно! — продолжает Пётр Стражников. — Актер-кукловод и кукла сливаются воедино — костюмом, пластикой, эмоциями. Обратили внимание: актер накапливает в себе энергию, а потом — хоп и в куклу пошло. Действительно, смотришь туда и сюда. Но я больше смотрел на кукол: они в этом театре абсолютно живые. Да, очень многие номера без ширм. Это традиция такая. В России она тоже существует — например, в «Необыкновенном концерте» Театра Сергея ­Образцова. Безумно интересно видеть, как одной куклой управляют два, а то и три человека. Но китайские актеры в своем попурри «разоблачаются» полностью и в открытую показывают, как это происходит. В своей «Коллекции…» китайские коллеги показывают три кукольные системы: марионетка (кукла на ниточках) и как они владеют ими; тростевая кукла — все, что связано в спектакле с летающими шарфами; а когда они имитируют «Битлз» — это планшетные куклы…

Если зрители в восторге, а профессионалы — в изумлении, невольно возникает вопрос: как долго приходится учиться такому искусству управления куклой, есть ли профессиональные «кукольные школы» в Китае? Из общения с труппой Гуанчжоу выясняется: театральные школы, бесспорно, существуют, но в восточных странах это искусство передается по наследству. Есть дед — мастер, он берет себе «подмастерье» — учеников, которых и воспитывает с детства! Это школа всей жизни и на всю жизнь. Это династии.

— Искусству кукловождения учатся долго — и десять лет, и двадцать, — охотно рассказывают Чжан Йн, директор театра Гуанчжоу, и актер труппы Лю Зинсиан. — На фестивале «Петрушка Великий» в Екатеринбурге мы показали традиционные куклы. Например, вот этого Короля обезьян (Лю Зинсиан параллельно разговору показывает все три способа вождения этим персонажем мифологии Китая: для рук, головы, туловища). Король обезьян Сунь Укун не случайно демонстрирует боевое искусство: оно символизирует силу китайцев и их гордость за свою историю, что считается важным элементом китайской культуры и национальной идентичности. В кукольном театре Китая много-много сказок. Но есть и современные сюжеты, и куклы также есть современные. Вообще, сейчас в Китае многим людям — от мала до велика — нравятся куклы, этот театральный жанр. Поэтому почти в каждом большом городе есть кукольные театры…

Международный фестиваль кукол — радость, учеба, а еще — возможность сравнить в жанре разные национальные культуры. И оказывается: это тоже невероятно любопытно, познавательно. Китай — тысячелетняя история, а театр кукол Поднебесной — это, вообще, отдельная летопись. Уходит корнями глубоко в прошлое, традиции, передается, действительно, от деда к отцу и дальше к внукам. И по сюжетам, героям — это совершенно иная культура. Не европейская, не российская. Культура на стыке «религия — китайская мифология». Оттуда корни. И пластика боевых искусств в спектаклях не случайна — это достояние страны.

Участники фестиваля, профессионалы обратили внимание и на то, что в театре кукол Китая — особая эстетика. Если в российских спектаклях первичен сюжет, смысл, «про что?», то в театре Китая на первом плане — профессия. Кукла! Как она оживает, как живет, движется в пространстве. Отсюда — пора­зительный уровень мастерства. Мнение кукольников-россиян: мы многое умеем, но такое мастерство нам надо возвращать.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

«Как много панд в одном Екатеринбурге!»

Труппа из китайского города Чэнду показала на фестивале спектакль «Сон куклы».

— «Сон куклы» — постановка с элементами теневого театра и кукол-марионеток, — предваряла показ актриса, сценарист и режиссер Современной теневой и кукольной труппы из Чэнду Сян Сяоин. — В одной истории уральские зрители увидят разные форматы кукольного жанра: деревянных кукол, сочетание в одном эпизоде человека и  куклы (кстати, вы можете даже не отличить их друг от друга), театр теневой, когда герои и образы создаются за счет игры рук исполнителей. Появится в «Сне куклы» и традиционный персонаж китайского кукольного театра, родившийся во времена династии Хан, когда возникали новые художественные формы, — он сделан из желтой глины региона Чэнду. Он будет и сопровождать сюжет, и расскажет собственную историю. Но театр теней, как нам самим кажется, будет самым интересным…

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Это еще было мягко, деликатно сказано. То, что увидели на сцене зрители фестиваля, казалось возможным сделать только в жанре рисованной мультипликации, с использованием соответствующей техники. Но! На сцене было всего пять актеров, всего-то обыкновенные руки, проекция тени на большой экран, а зал увидел, образно говоря, энциклопедию фауны планеты Земля. Лошадь, утки, олень, крокодил, сова, черепаха, собака (и очевиден был даже ее характер!), обезьяна, слон… Они рождались из обыкновенных рук, мастерской пальцевой манипуляции и, восхитив зрителей точной передачей повадок каждого зверя-птицы, снова превращались в «ладонь и пять пальцев». А через секунду из них возникали персонажи китайского мифа, связанного с традиционным национальным праздником Середины осени (он как раз в эти дни в Китае) — женщина и заяц. А дальше — влюбленная пара, которая превращается постепенно в степенную и счастливую семейную чету. А еще дальше — фауна и Человек. С саксофоном. И звучит на нем любимая россиянами «Ой, полным-полна моя коробушка…»

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Игра света и тени, юмористический диалог между гориллой и саксофоном, бегающие по лесу милые панды — картины, наполненные звуками и поэ­зией. Рассказы о древности и бесконечный простор для воображения. В спектакле труппы города Чэнду соединилась магия кукол и людей, света и тени. «Сон куклы», объединивший многочисленные истории о связи между людьми, природой и обществом, продемонстрировал уникальное нематериальное культурное наследие провинции Сычуань. И даже не нужен был переводчик: спектакль «Сон куклы» абсолютно без слов.

Только в конце со сцены в зал был вопрос: «Какое животное из Китая наиболее популярно у россиян?» Что за вопрос! Конечно, панда. «А хотите сделать панду из света и тени — сами?» Лес рук в зале! Сначала актеры «показывают панду» со сцены, просят зал повторить движения, а затем наиболее активных и мастеровитых приглашают на сцену. Там, в закулисье, — короткий мастер-класс. А потом на одном, общем экране возникает не один десяток больших и маленьких панд. Как много панд в уральском Екатеринбурге!

Эпизод с пандами — не просто развлечение для зрителей (так же, как и приглашение их поучаствовать в спектакле из Гуанчжоу, в эпизоде с «Битлз»). Не просто шанс самим зрителям попробовать, как с помощью всего-то обыкновенных рук создается театр — театр теней. Китайский театр, в том числе в кукольном жанре, — не только экзотика. Внешняя, визуальная. Китайский театр — философия.

Сян Сяоин приоткрыла секрет: в китайском национальном театре кукол есть фраза-кредо «Я служу кукле, служу тени». И пояснила: благодаря кукле люди, порой зажатые, робкие, находят-таки каналы для общения. Порой благодаря кукле находят взаимопонимание даже внутри одной семьи, если с этим есть проблемы. То есть кукла, даже теневая, что-то вроде посредника. А, стало быть, это уже не просто персонаж-герой, это больше. Поэтому и во время спектаклей труппа устраивает такие акции для зрителей. Вовлекает их в древнюю, красочную, образную игру Света и Тени.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

* * *

На XII Международном фестивале «Петрушка Великий» китайские театры были награждены специальными дипломами: «За современное воплощение традиции управления тростевой куклой» — Гуандунский театр кукол из Гуанчжоу, «За искусство метаморфозы в театре теней» — Современная теневая и кукольная труппа города Чэнду.

Вспомнилось первое появление китайских актеров на фестивале. Организаторы фестиваля остроумно предварили его: на сцене появился Петрушка, энергично-энергично говорящий что-то… на китайском. Когда Петрушку остановили и поинтересовались «Откуда ты такой?», под общий понимающий смех зала был зачитан ярлычок изготовителя «Сделано в Китае». Но теперь, после представления на фестивале двух ярчайших китайских кукольных трупп, их мастерства и искусства, — очевидно: такое могли создать только в Поднебесной.

Ранее «Областная газета» рассказывала о том, театр балета «Щелкунчик» открыл свой XXXVII сезон.

Опубликовано в №214(10025) от 25 сентября 2024 года.

«Уральские локомотивы» смогут серийно выпускать восьмивагонный электропоезд «Финист»

На форуме «Транспорт России» Александр Комиссаров, руководитель Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, вручил...

Екатеринбургские дачники узнали об особенностях газификации участков в СНТ

Представители 232 садовых некоммерческих товариществ Екатеринбурга узнали об особенностях газификации дачных участков. Они встретились с руководителями...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также