Вечно юный: директор екатеринбургского ТЮЗа Сергей Радченко — о юбилее театра, традициях и экспериментах

А также любопытных подробностях его рождения в 1930-м

Пригласив на юбилей родственные театры — ТЮЗы России, Киргизии, Белоруссии, Екатеринбургский театр юного зрителя дал на своей сцене слово прежде всего гостям. Они были в центре внимания. Но пора представить крупным планом и юбиляра. О миссии театра, любопытных подробностях его рождения в 1930-м, традициях и экспериментах последних лет — разговор «ОГ» с директором Екатеринбургского ТЮЗа Сергеем Радченко.

Сцена из спектакля «Евгений Онегин». Татьяна — Александра Протасова, Евгений Онегин — Сергей Тиморин. Фото: Татьяна Шабунина, Екатеринбургский ТЮЗ

— В свое время родился девиз ТЮЗа «С детства и на всю жизнь», — сразу обозначает кредо театра Сергей Владимирович. — Он о плавном, мягком вхождении в мир, что помогает ребенку расширить границы собственной квартиры. И, как бы это громко ни звучало, у театра в этом своя миссия. Очень важно учитывать психологические особенности ребенка на каждом этапе. Сначала познаем мир — трогаем, прислушиваемся, осваиваем. Потом пытаемся заявить о себе: посмотрите — я есть. Дальше учимся коммуницировать с окружающими. Это уже старший подростковый возраст, когда прошли битвы за себя, свое место в коллективе, пространстве города, даже страны. В 14 лет мы знаем, как обустроить «территорию» не только вокруг себя, но весь мир (улыбается). Потом жизнь подбрасывает обстоятельства, с которыми уже надо считаться, учиться выстраивать взаимоотношения с людьми, что встречаются на жизненном пути. Человек взрослеет и готов слышать не только себя, готов к диалогу. Тут уже другая драматургия.

И на каждом этапе важно соответствовать этим устремлениям зрителя. Не просто ставить спектакли, а чтобы они помогали понимать окружающий мир, отношения между людьми.

Сцена из спектакля «Операция «Пушкин». Наталья Николаевна — Василиса Борок, Пушкин — Алексей Пинигин. Фото: Татьяна Шабунина, Екатеринбургский ТЮЗ

У нас сейчас, кроме Большого и Малого залов, появилась третья сценическая площадка — репетиционный большой зал, там идут два названия. Пьеса «Операция «Пушкин» — победитель драматургического фестиваля к 225-летию Пушкина. Сюжет мне показался интересным для подростков: из XXIII века особисты материализуются в утро дуэли Пушкина с одной миссией — спасти «наше все» для будущих поколений. Жанр постановки — открытая репетиция. После того, как артисты показали историю, есть возможность выйти на прямой диалог со зрительным залом и порассуждать — об Александре Сергеевиче, о нашей жизни, задать друг другу вопросы.

Второй спектакль — премьера, лабораторная работа. В основе пьесы «Грустная такса для мамы» уральского драматурга Натальи Салтыковой — реальные события, которые происходили в нашем городе. Это продолжает, наверное, тему, что поднята в спектакле «Чучело». Отношения в классе, буллинг. Подросток не виновен, а его начинают травить. Но самое главное — как действовать в этих обстоятельствах. В нашей истории и реальной мама вытащила девочку из того состояния, до которого ее довели. Все закончилось благополучно. Но важен алгоритм, как проходить этот трудный этап, какие службы и специалисты у нас для этого существуют, не стесняться обращаться за помощью к психологу и даже психиатру. Когда ребенок заявляет о себе в окружающем мире, случаются иногда непоправимые события. Помните, у многих же бывает: «Вот я умру — еще поплачете…» Или побеги из дома… Это будет особый жанр — родительское собрание, на которое хотим приглашать родителей с детьми, с учителями. Спектакль войдет в репертуар, потому что он чрезвычайно важен и полезен. Когда показали его 30 марта, обсуждение длилось больше самого спектакля!

Сцена из спектакля «Грустная такса для мамы». Мама — Наталия Кузнецова, Полина — Любовь Олейник. Фото: Татьяна Шабунина, Екатеринбургский ТЮЗ

— 30 марта? Это же, кажется, как раз дни рождения театра 95 лет назад. Как любопытно сошлись, пересеклись история и современные поиски-эксперименты…

— С историей много любопытного. В 1930-е не сильно озадачивались сохранением фактической точности. В договорах, которые составлял и подписывал один и тот же человек, даже названия театра разные — Свердловский театр для детей, Свердловский государственный театр юных зрителей. Удивлю вас еще больше. Из архива мне пишут: не хотим вас расстраивать, но, возможно, в следующем году ТЮЗу будет 100 лет. Нонсенс? Но в чем-то они правы, потому что с 1926 года в нашем городе работал театр, в котором играли дети. Это была городская школьная самодеятельность. Но играли спектакли на профессиональной сцене — в Оперном театре, с афишами, билетами. Театр проработал до осени 1929 года. И ТЮЗ, в котором играли дети, существовал в сотворчестве с Театром рабочей молодежи… В общем, эти нюансы — для историков. Важно: в городе была потребность в театре для детей. И он родился. Профессиональный! Где уже работали режиссеры, профессиональные артисты. Подбирались другие специальности — хореографы, художники.

Историческое фото. 1933 год. Артисты и сотрудники цехов театра после премьеры спектакля «Плоды просвещения» во дворе ДК Профинтерн. Фото: Екатеринбургский ТЮЗ

— Как вы всё помните — в цифрах и датах? Такое под силу музеям, архивам, историкам…

— Хотя над историками иногда потешаются — рисуют их с лозунгом «Изменим нашу историю к лучшему!» (смеется), но — честное отношение к прошлому воздается сторицей. Будущее, хотим мы того или нет, предопределено нашим прошлым. И нужно помнить, откуда все пошло. И понимать: театр начинался не с тебя и не на тебе закончится. Просто выпавший тебе этап театра нужно прожить достойно, счастливо…

У нашего театра блестящее прошлое. В разные периоды его истории. О 1920-1930-х уже сказал. А как активно работал театр в годы войны! Артисты приходили в госпитали, участвовали во фронтовых концертных бригадах, в том числе всесоюзных. И продолжали ставить спектакли.

Когда после 1965 года стали отмечать День Победы, в театре родился проект… Нет, не люблю это слово. Родилась традиция, которая жива до сих пор, — «Землянка». В фойе театра, действительно, устраивается чуть не фронтовая землянка. Около 40 человек ушли из театра на фронт. Не все, но многие вернулись. Кто хотел и кто мог, вспоминал в «Землянке» эпизоды фронтовой жизни. К сожалению, ушли ветераны, но каждый год, перед Днем Победы, сотрудники театра собираются. Сейчас все начинается у памятной доски, которая открыта у Малого зала, затем идем в зал, смотрим концерт, как я говорю, профессионально-художественной самодеятельности. Все, кто хочет, выступают перед коллегами. Песни, стихи, танцы. По зову души.

Это наша внутренняя, семейная традиция. Но нынче, к 80-летию Победы решили сделать праздник чуть шире, дополнить одноактным спектаклем «Танец огня» по пьесе Дударева «Не покидай меня». Идут репетиции. Это рассказ о работе спецразведгруппы на территории Белоруссии. Четыре девчонки навели огонь на себя, уничтожили фашистский узел связи. Этот реальный факт послужил когда-то началом Белорусской наступательной операции.

Репетиции будущего спектакля совпали как раз с гастролями коллег — ТЮЗами России, Белоруссии, Киргизии, которые приехали на наш юбилей. Радуюсь тому и другому. Урал — место силы и притяжения, которое объединяет времена и народы. Когда мне напоминают, что здесь происходили и трагические события, стараюсь подчеркнуть другое: это место, где совершается предначертанное, что влияет на судьбы не только нашей страны, но и мира. Это надо учитывать, когда говоришь о месте, в котором живешь.

— Сергей Владимирович, да вы прямо философ…

— А театр, прежде всего — осмысление жизни. Театр — философия. Мы же создаем миры, которые не существуют. До того, как зритель пришел в зал, прозвенел третий звонок, этого мира не было, он рождается на наших глазах. И уходит в небытие после того, как занавес закрылся. Но это же реально происходит. На наших глазах. Мы — соучастники того, что происходит на сцене. Это всегда диалог зрителя с артистами. Если диалог не получается — может, происходящее на сцене с тобой не совпало, может, это другая жизнь, в которую тебе не надо. В этом смысле показательна, например, наша последняя премьера — «Горе от ума».

Когда почти год назад меня представляли сотрудникам театра, я заявил о двух спектаклях, которые должны быть в нашем репертуаре: «Ромео и Джульетта» (премьера состоялась осенью, успешный спектакль) и «Горе от ума». Знаете, в прежние времена антрепренеры, собиравшие труппу, чтоб ездить по городам и весям, придирчиво смотрели, расходится ли она по амплуа на действующих лиц пьесы Грибоедова. Если — да, тогда это, считалось, самая органичная труппа, ведь у Грибоедова представлены все амплуа: герой-любовник, герой-резонер, героиня и т. д. Но нам важнее, какой мир создается в этом спектакле. Из многих крылатых выражений пьесы фраза «Шел в комнату — попал в другую» — про общество, в которое возвращается Чацкий. Так было у Грибоедова. Но это актуально и для наших современников. Я очень горд, что спектакль состоялся. Тот случай, когда можно говорить не просто об очередной постановке, а — об Искусстве. Это чрезвычайно дорого и ценно.

Сцена из спектакля «Каштанка». Фото: Татьяна Шабунина, Екатеринбургский ТЮЗ

— Театр отпраздновал юбилей. Хочется спросить…

— …Что дальше? Напомню, что юбилейная неделя и для труппы нашего театра была «трудовой праздник». Параллельно с гастрольными спектаклями мы играли свои. «Ретро», где заняты золотые наши артисты — заслуженные, народные и просто высококлассные, на Малой сцене — спектакль «Каштанка», которому в следующем году 25 лет, в репетиционном зале — «Операция «Пушкин». Кроме того — абсолютный шлягер «Бременские музыканты», когда зал поет вместе с артистами, «Евгений Онегин». Завершил юбилейную неделю премьерный «Цветик-семицветик», благотворительный спектакль. Мы таким образом в свой день рождения сделали подарок зрителям — для детей из многодетных семей, из семей участников СВО, для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Это была кода. Но не финал! У нас весь год — юбилейный. Впереди много разных событий, премьер, юбилеев. Например, осенью 35 лет отметит фестиваль «Реальный театр». А сколько личных и трудовых юбилеев — есть те, кто работает в театре 50 лет!

Хочется приглашать в театр. Видеть эмоции, слышать отзывы. Пусть не всегда восторженные. Может быть, отрезвляющие, потому что человек «со стороны» видит порой то, что не увидел ты. Другой взгляд. Повод задуматься. И, может быть, что-то скорректировать. Театр и спектакль — живой организм.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбургском ТЮЗе представили «Горе от ума» в новой трактовке.

Служить человеку — строить будущее: на международном форуме «СОЦИО» обсуждают, как сделать общество более человечным

15 апреля в уральской столице стартовала деловая часть IV Международного форума социальных технологий «СОЦИО»,...

Холдинг «Швабе» демонстрирует медицинские разработки на выставке в Узбекистане

Предприятия холдинга «Швабе» Госкорпорации Ростех представляют аппараты для анестезиологии, неонатологии, а также диагностическое оборудование в рамках...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также