Свердловская музкомедия начала сезон и весь сентябрь проведет на выезде. Немыслимая для нынешних дней череда гастролей! И открыл театр ее в Уфе, где уже был в 2011-м. В гастрольной афише: спектакли-«визитные карточки» театра и недавняя премьера «Любовь и голуби», классика жанра «Баядера» и авторский гоголь-моголь «Мертвые души». О подробностях гастролей рассказал «ОГ» генеральный директор театра Ян Смоленцев.
— Ян Александрович, как подбирался репертуар для гастролей? Заявка принимающей стороны или предложение Свердловской музкомедии?
— В первую очередь слушаем тот город, ту площадку, куда едем — они знают своего зрителя. Например, в Уфу предложили и наш гала-концерт, который удачно прошел в Белоруссии. Но оказалось, в Уфе любят не концерты, а спектакли. Это нормально, публика публике — рознь. И мы учитываем ее пожелания. Но! Везем даже не все, что просят: есть ротация репертуара, есть технические возможности, например — размер сцены.
Понятно, что блокбастер «Екатерина Великая» ездит на все гастроли. Спектакль знают, любят и всегда просят — в Уфе билетов на «Екатерину» было просто не достать. Приходили и те зрители, что были на спектакле в 2011 году. «Мертвые души» — спектакль, который тоже не нуждается в представлении. Место классической оперетты в гастрольной афише заняла «Баядера». Она безумно нравится зрителям, получила спецприз на «Золотой Маске» за лучший дуэт. «Тетка Чарли» — компактный спектакль, который сейчас на выезде мы играем с джаз-ансамблем Платона Газелериди: специально написана оркестровка под его состав (в Белоруссии мы попробовали это впервые, и удачно).
Никогда не исходим из «а привезите-ка нам только комедии». Мы все-таки не про развлечения (не только про них!), а и про воспитание. Вот и в Уфе, например, ностальгический «Парк советского периода» с оркестром шел в одном театре, комедия «Тетка Чарли» с камерным ансамблем — в другом. Параллельно. Полные залы — и там, и там. Ни качественно, ни художественно ничего не страдало.
Спектакли шли на двух площадках — сценах Башкирского театра оперы и балета и Русского драматического театра. Поскольку город географически вытянут, зритель в центре и на окраине, в районе Черняховки, был подчас совершенно разный. Это чувствовалось. Но театралы, зная афишу, добирались и до окраины.
На сцене театра оперы и балета работали впервые. Это наш принцип: если едем в город, где уже были, надо осваивать и новую площадку. А сцена оперного театра обязывает и своей помпезностью, историей, размером (оркестровая яма в 3-4 раза больше нашей). Для нас это был дополнительный вызов. Ну и потом это сцена, с которой взошла звезда Рудольфа Нуриева — тоже дополнительный стимул, драйв и ответственность.
— На гастроли выезжало около 200 человек, шесть фур, пять автобусов. Вряд ли бы театр потянул это в одиночку…
— Конечно! Гастроли музыкального театра в принципе не могут быть прибыльными. -Безусловно, была поддержка Министерства культуры Свердловской области, главы региона. Это не федеральные деньги, не проект «Большие гастроли». Это именно региональная история. Мы и носим название Свердловской музкомедии, а не Екатеринбургской. Куда бы ни выезжали, всегда представляем область, и часто видим потом зрителей других регионов у себя в театре, на стационаре. В соцсетях нередко пишут: «Екатеринбургу повезло иметь такой театр и возможность ходить на его спектакли, когда захочется, а не когда театр приезжает».
— Из нынешних гастрольных впечатлений самые знаменательные и знаковые для вас?
— Знаете, практически вся труппа отметила такой феномен: если после каскадных номеров в наших спектаклях знающий зритель обычно хлопает, тут поначалу аплодисментов не было. Совсем! Мы не понимали, что происходит. Потом поняли: в Уфе нет театра этого жанра, поэтому зритель был просто не подготовлен к нему. Мы же, по сути, — единственный театр своего жанра в Уральском федеральном округе, нет больше театров музыкальной комедии (кроме Театра музыки, драмы и комедии в Новоуральске, но там — разнообразный репертуар, включая драматический жанр). Чувствовалось: зрителям Уфы нужно больше времени, чтобы «переварить» особенности жанра.
Мы, наверное, впервые почти слышали, как человек думает в зрительном зале (улыбается): «Что это они привезли?» Зато потом, по окончании спектаклей, почти семь тысяч зрителей, которых собрала Уфа на наши гастроли, аплодировали стоя.
Представляете: сначала гробовая тишина (когда не нравится, зритель ерзает или уходит, тут было другое), а после — обвал аплодисментов. И было грустно, когда после «Мертвых душ» зрители хотели попасть на «Екатерину Великую», а билетов уже не было.
— Получается, вы открыли Уфе этот жанр…
— Получается. И старались делать это не только на сцене. Впервые мы везли в Уфу обновленные театральные программки. Тут не только состав исполнителей, но и описание спектакля, фото актеров. Сейчас у программок Свердловской музкомедии, можно сказать, появилось свое лицо (екатеринбуржцы увидят их в новом сезоне).
— Но до открытия сезона 5 октября у вас ведь еще несколько гастролей?
— 9-10 сентября в Челябинске, на Фестивале мировых премьер, покажем спектакль «Человек, который смеется». С 21 сентября в Иркутском музыкальном театре работаем на двух сценах — большой и малой. Более того, масштабируем в Сибири свое присутствие — два дня выступаем в Ангарске (большой город, 200 тысяч жителей), который в сорока километрах от Иркутска. Кстати, в Иркутске театр никогда не был. Если посмотреть на карту России, слева от Урала мы часто гастролируем, а справа — разве что в Новосибирск раз в пять лет выезжаем на фестиваль. Но ведь коллективу, особенно творческому, надо не только платить зарплату, но и… творчески наполнять его. А Байкал — место силы всей России. Побывать там на гастролях, заполучить, влюбить в себя здешнего зрителя (да еще сразу после фестиваля «Звезды на Байкале» Дениса Мацуева) — дорогого стоит! Это не рядовые гастроли. И опять же они пройдут при поддержке региона.
Приглашаем на «Женитьбу гусара»
Почти сразу после открытия 93-го сезона на родной сцене в начале октября Свердловская музкомедия представит на Малой сцене премьеру «Женитьба гусара» — водевиль в сопровождении ансамбля народных инструментов «Изумруд», а в ноябре на большой сцене — премьеру мюзикла «Колдунья» по повести Куприна «Олеся». Среди ожидаемых премьер — и постановка «Время не ждет» по песням группы «Чайф», приуроченная к 40-летию уральского рок-клуба.
Значимые события сезона также — фестиваль «Счастливое место» (ноябрь), на котором восемь театров Свердловской области представят свои лучшие спектакли, 12-й Международный фестиваль современного танца «На грани» (декабрь) и в апреле 2026 г. — 10-й, юбилейный, Конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла им. В. А. Курочкина.
Ранее «Областная газета» писала о том, что Свердловский театр музыкальной комедии отправился в гастрольный тур по городам России.