Ох, водевиль! Ах, водевиль: Свердловская музкомедия в «Женитьбе гусара» преодолела риски жанра

93-й сезон в театре открылся водевилем

Приобщенным к миру театра известно: на спектакле «выжать слезу» из зрителя проще, чем вызвать улыбку. Как ни парадоксально, с улыбкой еще проблематичнее на водевиле. Жанр простоват и наивен, и вроде заточен на смех, а вот поди ж ты… Несмотря на это, Свердловская музкомедия, давно приучившая зрителей к серьезным коллизиям и героям, 93-й сезон рискнула открыть именно водевилем.

Насчет «рискнули» — объективно. Спектакль с основательной коллизией, даже если качество его так себе, способен удерживать внимание зрителя. А вот как держать его в легкомысленном сюжете, когда и немудреная интрига понятна, и финал с самого начала известен. «Женитьба гусара» на малой сцене театра — как раз из таких. В 1970-м сюжет, предложенный еще в XIX веке Николаем Некрасовым и обогащенный мотивами других старинных русских водевилей, экранизировала Светлана Дружинина, и фильм с музыкой Геннадия Гладкова и стихами Юлия Кима популярен до сих пор. Сделать сценическую версию — неизбежно конкурировать.

Выход один — наполнить «известные ходы» неожиданным содержанием. И в этом смысле «Женитьба гусара» — очень изобретательный спектакль (режиссер-постановщик Игорь Ладейщиков). Ростовщик Лоскутков, жаждущий подороже сбыть замуж дочь-невесту, не просто пользуется большим современным сейфом, а входит в него и выходит: за дверью с массивной ручкой-вертушкой — его мир. Общение подшофе все того же Лоскуткова с деловой женщиной Кубыркиной — сродни аттракциону с виртуозным жонглированием рюмашками-бутылками. А друзья жениха-гусара Налимова, хитромудро обходящего скаредность будущего тестя, в череде многочисленных переодеваний вдруг превращаются в лохматых кавказских овчарок, чем приводят в восторг даже взрослых зрителей. И все это, надо понимать, — удачные фантазии всей постановочной команды (хореограф-постановщик Дмитрий Самылов, художник по костюмам Ника Брагина).

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

А еще изюминкой очень живого театрального действа стало… кино. Динамичный киносюжет становится частью спектакля и давно уже стал «авторским знаком» режиссера Игоря Ладейщикова. Известный и любимый зрителями актер Игорь Ладейщиков, талантливо пробующий себя в режиссуре, использовал киноновеллы и в предыдущих своих постановках — «Знойные мамочки» и «Гиперборея». В «Женитьбе гусара» он продолжает совершенствовать это авторское включение: фрагмент, созданный в жанре немого кино, натурально — говорящий, с выразительными «пушкинскими» аналогиями относительно того, к чему приводят непомерные аппетиты. Золотая рыбка (на секунды в черно-белом кинофрагменте появляется цвет) — все те же обманчивые грезы алчного Лоскуткова. Напрашивающийся итог его непомерного жлобства — разбитое корыто. Прямолинейно, но остроумно.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Достойную конкуренцию режиссерским находкам составляют актерские работы. Они изобретательны каждая по себе. Конечно, жанр водевиля закладывает характерность, веселый гротеск в каждую. И все же в череде персонажей особая удача — мужское «трио». Три героя определяют, безусловно, развитие сюжета, но в этом спектакле — определяют и градус его атмосферы. Гусар-хитрован Налимов (Евгений Елпашев), меняющий обличье и подъезды к скупердяю-папеньке невесты, другой потенциальный жених — жуирующий недотепа Флюгеров (Анатолий Авега) и тот самый ростовщик-сквалыга Лоскутков (Павел Дралов), вкусно раскладывающий пасьянс возможных приобретений и потерь от свадьбы дочери, — отдельное удовольствие спектакля. Особенно — заслуженный артист России Павел Дралов. Он играет даже не образ — симфонию образа! От забавных манипуляций с сейфом до неожиданных пассажей в «петле висельника», когда, даже собравшись в мир иной, он продолжает подсчитывать выгоду. Атмосфера водевиля настолько разогрета всеми предыдущими коллизиями и яркими характерами, что даже эта сцена — с папенькой в петле, пересчитывающим деньги, — вызывает не ужас или хотя бы сострадание, а обвальный смех.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Музыкальным партнером спектакля вновь стал ансамбль народных инструментов «Изумруд» (вокальный руководитель постановки, автор вокальных аранжировок Мария Виненкова, автор инструментальных аранжировок Евгений Ханчин). Занимая визуально весьма скромное место — справа от сцены, внизу, рядом со зрителями, «Изумруд» — почти равный герой спектакля. Реагирующий, подначивающий, создающий звуковые акценты. А когда в финале Ринат Якупов (баян) самозабвенно растягивает меха, вторя настроению происходящего на сцене, — это истинная кода спектакля. Именно водевиля.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Свердловская музкомедия не впервые отваживается соперничать с кинохитами. Предыдущей постановкой была «Любовь и голуби». Но если там театр не подкачал, достойно выдержав сравнения с фильмом, то в истории с женитьбой гусара постановщики, мне кажется, даже превзошли киноверсию.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге презентовали спектакль-расследование о легендарных уральских промышленниках.

Решения на благо жителей и развития региона: Денис Паслер рассказал о новых мерах социальной поддержки и инфраструктурных проектах

Губернатор Свердловской области Денис Паслер по итогам заседания регионального правительства рассказал о решении проблемы обманутых дольщиков,...

Уральский наукоград прирастает институтами: Денис Паслер оценил вторую очередь кампуса мирового уровня УрФУ в Новокольцовском

Губернатор Свердловской области Денис Паслер осмотрел новые корпуса в кампусе УрФУ в Новокольцовском. Здания двух институтов...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также