В Москве завершился Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров (ВФТМ), в финал премии которого вышла руководитель Детского театра кукол «Ку-кушка» из Черноисточинска Юлия Пиляй. Более того, она была удостоена специального приза Театра им. Евгения Вахтангова, благодаря чему в небольшой уральский поселок с гастролями приедет ведущий театр страны.
Театр «Ку-кушка» существует пять лет, располагается он в креативном кластере Черноисточинска и за свою пока еще скромную историю добился немалых успехов. Например, с гастролями юные артисты объездили несколько свердловских городов и территории других уральских регионов, а также выступали на театральных сценах Москвы и Санкт-Петербурга. Один из проектов коллектива поддержал Президентский фонд культурных инициатив, благодаря чему в репертуаре «Ку-кушки» появился любопытный спектакль, связанный с историей нашего края. Обо всем этом мы побеседовали с самой Юлией Пиляй, для которой Черноисточинск является главным местом силы и вдохновения.
Приз — гастроли Театра Вахтангова
— Юлия, Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров — пожалуй, самое престижное на сегодняшний день событие для театральных менеджеров в стране. И вы, будучи руководителем негосударственного театра кукол в небольшом поселке, не только вошли в число 11 финалистов, но и были удостоены спецприза. Как пришли к такому результату?
— Если честно, попадание в финал конкурса этого фестиваля — уже стало для меня большой победой. Это классное мероприятие с точки зрения организации, у всех номинантов было полное ощущение праздника еще до того, как были объявлены победители. Интересно, что раньше спецприз не вручали, и, мне кажется, что он оказался даже круче главной награды.

— Заинтриговали. Расскажите о нем поподробнее.
— Дело в том, что на фестивале мы презентовали свои проекты, связанные непосредственно с менеджментом и продвижением. Название моего — «Театр детям поселка», в рамках которого мы привозим в Черноисточинск коллективы из разных городов страны со спектаклями высокого уровня, и вход на эти показы для местных зрителей — бесплатный. Благодаря привлеченным грантовым средствам, мы смогли пригласить к нам артистов московского творческого объединения «Таратумб». Это был очень яркий старт — мы собрали два полных зала, после чего среди местного населения о проекте узнали, о нас пошла добрая слава. Затем к нам приехали театр «Три апельсина» из Екатеринбурга, два коллектива из Челябинска, Санкт-Петербургский уличный театр «Небесная карусель». Так вот я рассказала экспертам ВФТМ о содержании проекта, о том, что в 2024 году мы построили сцену и вообще, о том, как существует наш театр «Ку-кушка». И, как сказал Кирилл Игоревич Крок (директор Театра им. Вахтангова), он не мог не отметить проект. Но главное, что в качестве спецприза в Черноисточинск приедет Театр имени Евгения Вахтангова, они покажут спектакль «Балда».
— Это действительно потрясающая новость, причем не только для вашего поселка, но и для региона.
— Да, и мы этому очень рады. Хотела бы отметить, что в этот раз на фестивале отметили еще один сельский театр — коллектив из села Фомиха Владимирской области. По сути, уникальная ситуация для мероприятия такого уровня, и надеемся, это означает, что наши примеры не единичны, и в небольших территориях нашей страны театр тоже активно развивается.
«Нонна Гришаева сняла с ребят розовые очки»
— К слову, об уникальности. «Ку-кушка» — не просто театр кукол, это детский театр. С чего начинался ваш коллектив?
— В этом году театр отметил пять лет, но вообще, с детьми я занимаюсь на протяжении семи лет, потому что два года мы существовали как домашний театр. У меня два высших образования, оба художественные. По первому я педагог изобразительного искусства, по второму — художник-технолог театра кукол. Оба, как вы понимаете, мне очень пригодились. В Черноисточинск мы переехали с семьей из Нижнего Тагила, когда мне было 15 лет. И получилось, что этот поселок стал моим местом силы, которое я с удовольствием стараюсь улучшать и продвигать. Что касается именно детского театра и нашего расположения, то это действительно непросто. Порой вставал вопрос — зачем мне это, нужно ли это кому-то еще. Но когда мы выиграли грант на создание сцены и покупку оборудования, я посчитала это знаком, что нахожусь на верном пути и нужно продолжать. А теперь у меня уже нет никаких сомнений, я вижу, что проект работает и приносит радость мне и тем, кто рядом — детям, занимающимся в нашем театре.
— Сколько ребят сейчас в труппе и сколько человек в вашей команде педагогов?
— В театре работают три специалиста. На мне — организаторские и художественные задачи, Ксения Рыбникова — режиссер наших спектаклей, по образованию она артист-кукловод, обучает ребят этому мастерству, Ольга Ивановских — педагог по речи, она учит с ребятами слова, занимается коррекцией речи. Что касается юных артистов, то сейчас у нас занимаются 15 человек, самым младшим — 8 лет, причем они уже активно задействованы в разных спектаклях. А самым старшим — по 15. В следующем году они заканчивают девятый класс, некоторые планируют уезжать, чтобы учиться дальше, поэтому театр ждет новый поворот событий, но так и должно быть.
— Юные артисты, которым по 15, хотят связать свою дальнейшую жизнь с театром? Или участие в ваших проектах больше направлено на развитие ребят?
— То, что занятия в нашем театре помогают в развитии, это на 300 процентов так. Здесь они нарабатывают, как сейчас говорят, мягкие скилы, очень полезные для жизни навыки. Ребята учатся работать в команде, быстро принимать решения, не бояться выходить на сцену. Если говорить именно о театральном деле, то, мне кажется, что молодежь пока не очень понимает, что работа в театре, например, не всегда связана с выходом на сцену. Или что это действительно непростое ремесло. В прошлом году мы ездили на фестиваль, где посетили творческий вечер Нонны Гришаевой. В зале были ребята из разных уголков страны, и она рассказала, что если они всерьез хотят стать артистами, надо много пахать. В этот момент ребята сняли розовые очки. Но я всегда говорю детям: даже сделав выбор в пользу другой профессии, при желании они могут получить второе образование, и то, что у них уже есть такой бэкграунд в виде нескольких лет работы в нашем театре, им в этом очень поможет.

«Спектакли об уральской идентичности — наша фишка»
— Насколько понимаем, театр «Ку-кушка» является частью креативного кластера. В таком случае — откуда получаете финансирование и как организовано взаимодействие с другими составляющими кластера?
— Финансирование мы добываем себе сами. Получается, кластер — это тоже частная история. Есть собственник здания бывшего завода, решивший оживить это пространство, сделать его местом культурного притяжения. Ну, и как это бывает, действительно хорошие инициативы собирают вокруг себя нужных людей. Вот и мы сбились в такую потрясающую команду, дополняющую друг друга. В кластере есть разные мастерские — гончарная, ткаческая, мастерская травницы, необычный Музей наличников. Все вместе мы делаем массовые мероприятия, где у каждого своя роль. Проводим Масленицу, «Демидов-фест», возрожденный фестиваль «Заговельнички».
Возвращаясь к финансированию, скажу, что сейчас у нас начало получаться встраиваться в грантовые истории, ну, и конечно, это работа с туристами на тех мероприятиях, которые я перечислила.
— Знаем, что уже в пятый раз вы провели еще одно интересное событие — «Куку-фест». Расскажите о его сути…
— Это фестиваль, который мы проводим своими силами, гранты на него выиграть у нас пока не получилось. Вообще, это и театральный смотр, и праздник дня рождения театра, устраиваем мы его в конце лета. Я бы сказала, что это фестиваль самобытных спектаклей, где мы даем возможность сыграть любому коллективу, даже семейному, домашнему театру, с которого начинались и мы сами. Со временем к событию стали присоединяться школьные коллективы, студии при Домах культуры и так далее. Сейчас уровень фестиваля становится всё выше, к нам едут профессиональные театры. Как раз на ВФТМ, после знакомства и общения с коллегами, оказалось, что многие из них тоже хотели бы у нас выступить, и это здорово.
— Репертуар театра «Ку-кушка» по большей части основан на материале, связанном с историей нашего края, уральской идентичностью. Знаем, что один такой ваш проект — «Милые зеленые горы» — получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив.
— Тема уральской идентичности — наша фишка, это правда. Сначала мы поставили спектакль по вогульским мифам «Как Ойка солнце добыл», затем — «Медной горы Хозяйку», а потом поняли, что замечательно в эту цепочку встанет и Мамин-Сибиряк. «Милые зеленые горы» — это как раз театрально-краеведческий проект, благодаря которому мы с ребятами погружались в творчество и биографию Дмитрия Наркисовича. Он, как известно, жил в соседнем с нами поселке Висиме, так вот, мы ездили туда, также побывали в Доме-музее писателя в Екатеринбурге, посетили экскурсию о горных заводах у нас в поселке. А после родился спектакль «Кормилец» по одноименному рассказу Мамина-Сибиряка, посвященный детскому труду на заводе. В качестве реквизита и декораций в постановке мы задействовали уникальные артефакты, имеющие прямое отношение к заводу, где сейчас и располагается театр. С этим спектаклем мы гастролировали по близлежащим городам нашего округа — Нижнему Тагилу, Верхней Туре… Сейчас поставили его на паузу, так как готовимся к Новому году, а затем подадим его на разные фестивали, думаем, у него впереди большая жизнь.
Также в планах постановка нового спектакля, который тоже будет связан с фольклорной тематикой — на основе местных легенд, сказок, с использованием уральского говора и включением наших эстетических и смысловых наработок по теме за последние пять лет. Сейчас мы уже готовимся к сбору материала. Предполагаем, что это будет спектакль-конструктор, который мы сможем играть и на классической сцене, и на улице.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в столице Урала представили новое прочтение главного новогоднего балета.

