В наступившем 2026 году один из крупнейших городов Свердловской области, Каменск-Уральский, отметит 325-летие. К столь значительному событию в муниципалитете запланирован ряд масштабных мероприятий. Драматический театр Каменска-Уральского «Драма №3», конечно, не останется в стороне в юбилейный год родного города. В июле 2026 здесь пройдет второй фестиваль «Гибрид» – оригинальный по задумке и структуре воплощения творческий съезд театров со всей России. О том, в чем состоит уникальность этого фестиваля, что предстоит пережить в Каменске-Уральском актерам и режиссерам из разных уголков нашей страны, в эксклюзивном интервью «ОГ» рассказал главный режиссер «Драмы №3» Александр Балыков.
– Александр Вячеславович, предстоящий фестиваль будет вторым по счету. Начнем с начала? Как родилась идея?
– Сама идея фестиваля родилась у меня еще во времена учебы в ЕГТИ. Было такое студенческое задание – придумать креативный проект. Но зачем думать впустую? Мне захотелось сделать проект, который я потом смог бы претворить в жизнь. То есть не просто помечтать, сдать проект, пятерку получить и всё. И я за несколько дней разработал план «Гибрида». Доскональный для студента, который еще не нюхал театр изнутри. Посмотрел цены на художников, режиссеров, на мастер-классы, на гостиницы, на автобусы – на все подряд. Задание было – составить проект стоимостью до 1 миллиона рублей. И примерно в этих масштабах реальный фестиваль «Гибрид» мы провели в 2024 году, приурочив его к 100-летию нашего театра.

– И в чем суть, и почему – «Гибрид»?
– Идея в том, чтобы это был фестиваль разных театров. То есть мы зовем театры не с каким-то определенным жанром, какой-то определенной тематикой. Это должен быть многожанровый театр, где много спектаклей разных эпох. У нас на прошлом фестивале были и классика, и такая ярая «современка», и экспериментальный театр – театр танца из города Ижевска, где только пластика, без слов. Ну, и самое главное – сотворить гибрид: всё это соединить в один спектакль.
Собирать на фестиваль спектакли разных жанров и форм – не ново. Таких фестивалей много. Наша изюминка в том, что помимо конкурсной программы мы делаем общий спектакль. Это абсолютно новое действо. Такого никто до нас не делал.
Я отсматриваю все видеозаявки театров. До начала фестиваля рассылаю участникам по «куску» одной пьесы. Воплощают сцену они сами, до приезда к месту прохождения фестиваля, но с учетом наших декораций.
А когда приезжают в Каменск-Уральский, у меня один день на сборку всего спектакля из разных кусочков. Вечером мы играем общий спектакль. Задействованы все артисты – и приезжие, и наши. В прошлый раз было более ста артистов на сцене. К нам приезжали и Москва, и Питер, и Сургут, и из других городов России.
В первый раз я подстраховался, специально взял такую многоэтажную пьесу Алексея Слаповского «От красной крысы до зеленой звезды».
В этот раз мы будем собирать спектакль по юмористическим рассказам Чехова. Каждый театр получит свой рассказ, скорее всего с моими пожеланиями. Это не должен получиться капустник. Все театры будут заряжены в нашу декорацию «Вишневого сада». Они получат видеоэкскурсию этой декорации, чтобы использовать в постановке рассказа обязательно.
– Заявки на фестиваль уже поступают?
– Да, в ноябре 2025 года мы объявили о проведении фестиваля, прием заявок до 15 февраля. Первый десяток заявок пришел еще до декабря.
У нас достаточно четко очерчены условия. В частности, участники приезжают на весь срок фестиваля с первого дня: смотрят другие театры, по утрам – мастер-классы. Спектакли идут как вечерние, так и дневные. Вечером – актерский клуб в формате квартирника. У нас в театре хорошие музыканты. Также на актерских клубах – спектакли-импровизации или моноспектакли. Очень творчески насыщенно.
Ну, и, безусловно, мы знакомим участников с Каменском-Уральским.
В городе туризм хорошо развивается. Есть и автобусные экскурсии, и на речном кораблике.
– Фестиваль у вас получается многожанровый. А если обратить взор на репертуар самой «Драмы №3», он тоже многожанровый? Как удается совмещать классику и современную драматургию?
– А как не совмещать? Если не совмещать, мы превратимся в какой-то авторский театр. Надо ли это делать? Я считаю, не надо. Есть классика, база. Мы не пытаемся классику испортить, как-то ее по суперновому прочитать. Сейчас у нас в репертуаре из последних постановок – «Вишневый сад», совсем свежая премьера – «Пигмалион».
Классика почему стала классикой? Хоть двести, хоть пятьсот лет назад написано, но, когда читаешь произведение сейчас, понимаешь, о чем люди говорят, что чувствуют, чему сопереживают. Да, понятно, они одевались по-другому, технологии изменились. Да, Бог с этим! Но что их гложет, где муки совести, где любовь – это всё близко тебе. И эти пьесы будут актуальны и через триста лет после нас. Читаешь Достоевского и сморишь вокруг – один в один. Поэтому без классики в театре никуда.
Но это не значит, что не надо «современку» ставить. Будущая классика рождается сейчас. Может быть, теперь она никем не принята, не понята, либо вообще на нее внимания не обратили, либо, наоборот, обратили и впечатление негативное. Но эта современная пьеса станет классикой через сто лет. Поэтому «современка» тоже очень нужна.
– Но вы же все равно ставите классику по-своему?
– Да, конечно. Выбираем романы, пьесы классиков, которые трогают за живое наиболее ощутимо. Ищем в них современные тенденции. Должен быть отклик у современной молодежи, у современного человека вообще.
В шестьдесят лет – тоже ведь современный человек.
Классику ставят в каждом театре. Бывает театр ставит классическое произведение и пытается при этом делать подробности до каждой вилки. Есть такие в России, где этикет они вымеряют до ниточки, и появляется какая-то бытовая подробность. Но при этом пропадает образность, заложенная самим драматургом или автором романа. А они заложены там всегда. И если бытом гасить это образное пространство… Зачем? Для чего?

– А как зритель воспринимает ваши постановки? Вообще, зритель Екатеринбурга отличается от зрителя Каменска-Уральского?
– И да, и нет. В любой город приедете, зрители будут чуть-чуть отличаться. Не секрет, что в Екатеринбурге зритель более насмотрен, там и театральное сообщество шире. В столице Среднего Урала и опера есть, и Музкомедия, и Театр драмы, и «Коляда-театр». Сколько там еще театров? Пятьдесят, восемьдесят? Но зрители из Екатеринбурга и к нам ездят на все премьеры. По 20-40 человек на спектакль – из Екатеринбурга приезжают. А в Каменске-Уральском театр с профессиональными артистами только один.
Каменский зритель отличается. Но не тем, что меньше видел и ест всё. Нет. В Каменске зритель, я бы даже сказал, местами более беспощадный чем в Екатеринбурге.
Там ведь почти 2 миллиона человек живет. Не понравился спектакль – они пошли в другое место смотреть. И в театрах залы пустым не будут, и людям есть из чего выбрать.
А у нас, когда зритель в восторге, он пятьсот отзывов напишет, проголосует на сайте, будет орать «Браво». А если придет на что-нибудь экспериментальное и не будет к этому готов, ему не понравится, то он опять-таки молчать не будет. Не допустит, чтобы его не услышали: напишет во все соцсети, поспорит с другими зрителями громко – до ругани.
Здесь зритель местами беспощадный. Но они знают, что у них есть театр. Они любят этот театр. Они следят, как он развивается: зачем так, зачем это.
У нас есть свой фан-клуб, до ста человек. Они варятся в своем соку, встречаются, обсуждают. Они и комментарии пишут, и статьи. Вызывали нас на разговор после постановки «Вишневого сада». Встречались в кафе – я и несколько актеров, слушали их мнение о нас. Они «Вишневый сад» несколько раз посмотрели, разобрали при мне по полочкам.

– И все-таки при формировании репертуара менталитет каменского зрителя учитывается?
– Мы стараемся подбирать репертуар под разного зрителя. На самом деле менталитет каменского зрителя от менталитета екатеринбургского отличается на миллиметры. Каменск-Уральский находится от Екатеринбурга совсем недалеко. «Финисты» за полтора часа доставляют.
Мы же не в глухой сибирской деревне живем с населением в полторы тысячи человек.
Мы скорее подбираем то, чего у нас в репертуаре не хватает. Учитываем подростковую аудиторию, детскую. Двадцать только детских сказок у нас поставлено. В месяц показываем в большом и малом зале 35-40 спектаклей.
У нас нет провальных спектаклей. Зал всегда полон и это, безусловно, радует. Ну, и мы в свою очередь чувствуем ответственность перед зрителем. Будут новые постановки, будут новые проекты. Постараемся и удивить, и порадовать. Фестиваль «Гибрид» как раз один из таких удивительных проектов.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в 2026 году десять свердловских муниципалитетов отметят юбилеи.

