Полномочия субъектов Российской Федерации и работодателей по регулированию вопросов о нерабочих праздничных днях

Совместный проект Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева и «Областной газеты»

Белозерова Кристина Александровна
кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева
Ежегодно в конце каждого календарного года решается вопрос о том, когда и как долго будут отдыхать работники в следующем году в связи с нерабочими праздничными днями. Традиционными при этом являются обсуждения правомочий субъектов Российской Федерации и работодателей в данном вопросе.

В отличие от любых праздничных дней и памятных дат, учрежденных в Российской Федерации, нерабочие праздничные дни являются правовой категорией, имеющей вполне определенное содержание. Согласно статье 107 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) нерабочие праздничные дни являются одним из видов времени отдыха работников.

Полномочия по определению дней, относящихся к нерабочим праздничным, Российская Федерация оставила за собой. Такие дни исчерпывающе перечислены в статье 112 ТК РФ. Иные нормотворцы, в том числе и работодатели, полномочиями по определению нерабочих праздничных дней не обладают. Исключение из этого правила сделано только для органов государственной власти тех субъектов Российской Федерации, где имеется выраженная в ходатайстве религиозных организаций потребность в придании статуса нерабочих праздничных дней религиозным праздникам населения соответствующего субъекта Российской Федерации. Данное исключение вытекает из положений пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Многие субъекты Российской Федерации (Республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Татарстан, Тыва, Забайкальский край, Иркутская область и т.д.) воспользовались делегированным им правом и установили дополнительные нерабочие праздничные дни, зачастую достаточно широко истолковав свои полномочия и выйдя за пределы религиозных особенностей. В Свердловской области такие дополнительные нерабочие праздничные дни не установлены.

Другим условием, определяющим продолжительность отдыха работников в связи с нерабочими праздничными днями, являются правила переноса выходных дней, совпавших с нерабочими праздничными днями.

Общее правило такого переноса содержится в статье 112 ТК РФ: выходной день, совпавший с нерабочим праздничным днем, переносится на следующий после нерабочего праздничного рабочий день. Исключение из данного правила составляют только выходные дни, совпавшие с предусмотренными с 1 по 8 января нерабочими праздничными днями (Новогодними каникулами и Рождеством Христовым). Относительно этих выходных дней статья 112 ТК РФ предусматривает перенос двух из них на другие дни в календарном году.

Для более рационального использования дней отдыха выходные дни при их совпадении с нерабочими праздничными днями могут переноситься на иные дни в календарном году. Такой перенос может осуществляться постановлениями Правительства РФ и федеральными законами. Как правило, соответствующие правила переноса определяет Правительство РФ.

Соответственно, полномочия по определению правил переноса выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, также есть только у федеральных органов государственной власти. Органы власти субъектов Российской Федерации и работодатели данными правомочиями не обладают.

В истории Свердловской области есть распоряжение Губернатора от 24.12.2020 № 258-РГ «О переносе выходного дня в 2020 году в Свердловской области». В соответствии с указанным распоряжением выходной день для государственных служащих, назначаемых на должность Губернатором Свердловской области, с субботы 26 декабря 2020 года был перенесен на четверг 31 декабря 2020 года. Принятие подобных решений органами власти субъектов Российской Федерации было в порядке исключения разово одобрено Президентом РФ и не нашло продолжения в пересмотре вопроса о полномочиях по установлению нерабочих праздничных дней и переносу совпавших с ними выходных дней.

Превышение полномочий в решении указанных вопросов имеет достаточно серьезные последствия. Освобожденные от работы в неправомерно определенные дни отдыха работники имеют право требовать оплаты своего труда несмотря на невыполнение ими норм труда. При этом привлеченные к работе в установленные дни отдыха работники вправе требовать повышенной оплаты своего труда.

Семьи свердловских участников СВО отправились в Беларусь

С 17 по 23 июня семьи участников СВО из Свердловской области примут участие в мемориальных мероприятиях, посвященных дню начала Великой Отечественной...

Денис Паслер поздравил выпускниц, которые сдали на сто баллов два ЕГЭ

Руководитель Свердловской области Денис Паслер поздравил двух выпускниц, сдавших на максимальный балл ЕГЭ по двум...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также