кандидат экономических наук, доцент кафедры земельного, градостроительного и экологического права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Земельный налог отнесен статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации к числу местных налогов и регулируется главой 31 данного закона. Кроме того, как следует из статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации, данный налог устанавливается, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях муниципальных образований именно на основании нормативно-правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участкам на праве собственности, постоянного бессрочного пользования и пожизненно наследуемого владения.
Сведения о земельных участках вносятся в информационные ресурсы налоговых органов на основании сведений, поступающих в электронном виде из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, применение ставки земельного налога напрямую зависит от того, какой вид разрешенного использования указан в следующих документах: свидетельстве о собственности на землю, свидетельстве о государственной регистрации права собственности либо выписке из ЕГРН.
Статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации и Решением Екатеринбургской городской думы от 22 ноября 2005 г. № 14/13 «Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования «город Екатеринбург», по земельным участкам, не используемым в предпринимательской деятельности, приобретенным (предоставленным) для ведения садоводства и огородничества, при расчете земельного налога применяется ставка – 0,3%, в отношении прочих земельных участков – 1,5%.
В последнее время налоговые органы при расчете земельного налога стали учитывать не только вид разрешенного использования, но и целевой характер использования земель как основание для применения повышенной налоговой ставки земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «Для ведения садоводства и огородничества».
Налоговый орган для применения повышенной ставки земельного налога в размере 1,5% стал учитывать факт множественности земельных участков, принадлежащих одному лицу, установление признаков коммерческого землепользования для извлечения прибыли, связанное с изменением вида разрешенного использования и отчуждением земельного участка по договору купли-продажи.
Мы считаем, что налоговые органы сами по себе ввели новое понятие «целевой характер использования земель», не установленное налоговым законодательством, стали применять факторы, не относящиеся к установлению земельного налога. Обстоятельства, связанные с большим количеством земельных участков, не дают оснований для изменения порядка исчисления земельного налога, исходя из какого-либо количества находящихся в собственности земельных участков. Критерия – количество земельных участков, по которым следует считать налогоплательщика осуществляющим предпринимательскую деятельность, – законодательством не установлено.
Исходя из принципа налогового законодательства, указывающего, что все неразрешимые сомнения следует толковать в пользу налогоплательщика, следует, что решение налогового органа о применении ставки земельного налога в размере 1,5% за 2019 г. в отношении принадлежащих гражданам земельных участков с видом разрешенного использования «для ведения садоводства и огородничества», является незаконным.
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участкам на праве собственности, постоянного бессрочного пользования и пожизненно наследуемого владения.
Сведения о земельных участках вносятся в информационные ресурсы налоговых органов на основании сведений, поступающих в электронном виде из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, применение ставки земельного налога напрямую зависит от того, какой вид разрешенного использования указан в следующих документах: свидетельстве о собственности на землю, свидетельстве о государственной регистрации права собственности либо выписке из ЕГРН.
Статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации и Решением Екатеринбургской городской думы от 22 ноября 2005 г. № 14/13 «Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования «город Екатеринбург», по земельным участкам, не используемым в предпринимательской деятельности, приобретенным (предоставленным) для ведения садоводства и огородничества, при расчете земельного налога применяется ставка – 0,3%, в отношении прочих земельных участков – 1,5%.
В последнее время налоговые органы при расчете земельного налога стали учитывать не только вид разрешенного использования, но и целевой характер использования земель как основание для применения повышенной налоговой ставки земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «Для ведения садоводства и огородничества».
Налоговый орган для применения повышенной ставки земельного налога в размере 1,5% стал учитывать факт множественности земельных участков, принадлежащих одному лицу, установление признаков коммерческого землепользования для извлечения прибыли, связанное с изменением вида разрешенного использования и отчуждением земельного участка по договору купли-продажи.
Мы считаем, что налоговые органы сами по себе ввели новое понятие «целевой характер использования земель», не установленное налоговым законодательством, стали применять факторы, не относящиеся к установлению земельного налога. Обстоятельства, связанные с большим количеством земельных участков, не дают оснований для изменения порядка исчисления земельного налога, исходя из какого-либо количества находящихся в собственности земельных участков. Критерия – количество земельных участков, по которым следует считать налогоплательщика осуществляющим предпринимательскую деятельность, – законодательством не установлено.
Исходя из принципа налогового законодательства, указывающего, что все неразрешимые сомнения следует толковать в пользу налогоплательщика, следует, что решение налогового органа о применении ставки земельного налога в размере 1,5% за 2019 г. в отношении принадлежащих гражданам земельных участков с видом разрешенного использования «для ведения садоводства и огородничества», является незаконным.