Международные связи Свердловской области: каковы приоритеты сегодня?

Совместный проект Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева и «Областной газеты»

Ведель Игорь Анатольевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Уральского государственного юридического университета им. В.Ф. Яковлева
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении России и ее субъектов, помимо прочего, находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. Однако детально полномочия российских регионов в международной сфере в Конституции России не прописаны. В этой связи субъекты РФ могут осуществлять международную деятельность, принимать собственные правовые акты для ее регулирования, но в строгом соответствии не только с Конституцией, но и федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В первую очередь это Федеральный закон РФ «О координации международных и внешнеэкономических связях субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 года № 4-ФЗ.

Свердловская область считается одним из наиболее прогрессивных регионов России с точки зрения регионального правового регулирования осуществления международных и внешнеэкономических связей. Основу такого правового регулирования составляет Закон «О международных и внешнеэкономических связях Свердловской области и участии Свердловской области и органов государственной власти Свердловской области в международном информационном обмене» от 28 октября 2005 года № 99-ОЗ.

Согласно данному закону, Свердловская область может вести переговоры об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с иностранными партнерами, заключать международные соглашения, открывать представительства Свердловской области на территории других государств, открывать на территории области представительства иностранных регионов, участвовать в деятельности международных организаций в рамках органов, специально созданных для этих целей, решать некоторые другие вопросы. Зарубежными партнерами Свердловской области могут выступать субъекты иностранных федераций, административно-территориальные образования иностранных государств, а с согласия Правительства Российской Федерации — органы государственной власти других государств. Исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным осуществлять международную деятельность, назначено министерство международных и внешнеэкономических связей Свердловской области1.

С момента распада Советского Союза и образования Российской Федерации Свердловская область стала активным участником международных и внешнеэкономических связей. Уже в 1990-х годах Свердловская область вступала в международные связи с иностранными партнерами, прежде всего, странами постсоветского пространства, в Екатеринбурге начали открываться консульские учреждения иностранных государств. После 2000 года (с момента принятия Федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации») международная деятельность Свердловской области стала только расширяться: заключались международные соглашения не только с приграничными к России государствами, но и странами дальнего зарубежья. Период 2010–2013 годов и вовсе характеризовался заметным увеличением международной активности в Свердловской области. Наиболее успешным в этом отношении являлся 2013 год, когда было проведено 167 международных мероприятий, область посетили 22 посла иностранных государств в Российской Федерации, состоялись 4 зарубежных визита делегаций Свердловской области во главе с губернатором Свердловской области2.

Однако 2014 год в плане международных отношений России и международных связей ее регионов в силу известных событий (украинский кризис, принятие отдельными государствами и региональными международными объединениями односторонних ограничительных мер против России, чаще называемых санкциями, и др.) стал в определенном смысле переломным. Хоть и наблюдался спад внешнеэкономических связей Свердловской области, но в целом международная активность региона возрастала.

Так каковы приоритеты международной деятельности Свердловской области сегодня?

Концепция внешней политики России в качестве одного из наиболее приоритетных направлений российской внешней политики определяет развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве (особенно в рамках Союзного государства России и Республики Беларусь, СНГ и ЕАЭС), а также по линии таких объединений, как ШОС и БРИКС. При этом в рамках реализации данного направления внешней политики большое значение придается углублению интеграционных связей между Российской Федерацией и сопредельными государствами посредством осуществления и развития межрегионального (в том числе приграничного) сотрудничества3. Соответственно, Свердловская область как один из ведущих российских регионов с точки зрения участия в международной деятельности также активно включилась в реализацию указанной концепции на региональном уровне.

Так, например, в 2016 году правительство Свердловской области заключило международные соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве с Правительством штата Махараштра (Республика Индия), с Народным правительством провинции Хэйлунцзян (Китайская Народная Республика), в 2019 году — с Правительством провинции Мпумаланга (Южно-Африканская Республика). Активно поддерживаются и развиваются международные и внешнеэкономические связи с государствами постсоветского пространства, их отдельными регионами. В частности, в период с 2019 по 2023 год были заключены международные соглашения с Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном4.

В 2019 году правительством Свердловской области была принята Стратегия развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области на период до 2035 года, разработчиком которой выступило областное министерство международных и внешнеэкономических связей. В данной Стратегии, в частности, отмечено, что современный мир переживает период глубоких перемен, структура международных отношений продолжает изменяться, в результате процесса глобализации происходит смещение центров экономического и политического влияния в Азиатско-Тихоокеанский регион... Во внешнеэкономических связях Свердловской области возрастает доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно Китая, товарооборот с которым вырос за последние 10 лет с 480 млн долларов США до 2,1 млрд долларов США (1 место среди стран-партнеров). Кроме того, в Свердловской области значительное развитие получили направления гуманитарного сотрудничества с иностранными партнерами. Правительством области приняты меры по установлению культурных связей и наращиванию взаимодействия со странами-членами СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС5.

Таким образом, Свердловская область остается одним из лидирующих регионов России, который самым активным образом участвует в международной деятельности. На сегодняшний день в Екатеринбурге открыты генеральные консульства 13 государств (Азербайджана, Великобритании, Венгрии, Вьетнама, Германии, Казахстана, Кипра, Киргизии, Китая, США, Таджикистана, Узбекистана, Франции), консульство Болгарии (временно закрыто с 2022 года), отделение Посольства Республики Беларусь, действуют 11 почетных консулов (Армении, Беларуси, Венгрии, Индии, Испании, Италии, Демократической Республики Конго, Люксембурга, Монголии, Турции, Шри-Ланки). По количеству иностранных представительств Свердловская область входит в тройку лидеров среди регионов Российской Федерации. Однако приоритетными партнерами по международному сотрудничеству Свердловской области на сегодняшний день являются государства, участвующие вместе с Российской Федерацией в интеграционных процессах прежде всего на евразийском пространстве. Свердловская область нацелена развивать не только внешнеэкономические, но и гуманитарные, научно-технические и культурные связи с иностранными регионами и государствами в целом.

1 См. Указ Губернатора Свердловской области «О координирующей роли Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области» от 7 сентября 2010 года № 786-УГ и Постановление Правительства Свердловской области «О Министерстве международных и внешнеэкономических связей Свердловской области» от 9 ноября 2016 г. № 795-ПП.
2 Свердловская область: эволюция международных связей (1991 – 2022): монография / под ред. В.Д. Камынина, Е.Б. Михайленко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022. С. 131.
3 В частности, подп. 4, 5, 7 п. 49, п. 74 Концепции внешней политики Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 31 марта 2023 г. № 229 // Собрание законодательства Российской Федерации, 3 апреля 2023 г. № 14 ст. 2406; официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 31 марта 2023 г. № 0001202303310007.
4 [Электронный ресурс] // URL: https://mvs.midural.ru/soglasheniya (дата обращения 31.01.2024).
5 Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении Стратегии развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области на период до 2035 года» от 20.06.2019 № 372-ПП (с. 8, 11, 20) [Электронный ресурс] // URL: Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 21.06.2019, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.06.2019 (дата обращения 31.01.2024).

Многодетную семью из Нижнего Тагила могут наградить орденом «Родительская слава»

В администрации Нижнего Тагила утверждена кандидатура семьи для представления к награждению медалью ордена «Родительская...

Нижний Тагил — зачистка продолжается: город за год ликвидирует более двух десятков несанкционированных свалок

С приходом весны в Нижнем Тагиле продолжились работы по ликвидации несанкционированных свалок на территории...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также