преподаватель кафедры гражданского процесса Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
1. Процессуальное законодательство предусматривает два вида подсудности юридических дел судам общей юрисдикции, арбитражным судам и Верховному суду Российской Федерации в арбитражном и судебном административном процессах: межсистемную и внутрисистемную подсудность. Межсистемная подсудность касается разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Внутрисистемная подсудность юридических дел позволяет установить, в каком конкретном суде в рамках выбранной подсистемы судов (судов общей юрисдикции или арбитражных судов) будет разрешаться юридическое дело.
Внутрисистемная подсудность административных дел и иных дел из публичных отношений позволяет установить,
в каком суде общей юрисдикции будет разрешаться предъявленное административно-правовое требование.
2. Виды внутрисистемной подсудности: функциональная, родовая и территориальная.
2.1. Функциональная подсудность предусматривает инстанцию, в качестве которой действует суд: производство по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции. Например, районные суды выполняют функцию суда первой инстанции, рассматривая административные дела по существу.
2.2. Родовая подсудность относит категорию административного дела к ведению конкретного судебного звена: мировым судьям, районным судам, областным и приравненным судам, апелляционным и кассационным судам общей юрисдикции, военным судам и Верховному суду Российской Федерации. Например, областные и приравненные суды рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
2.3. Территориальная подсудность касается пространственной юрисдикции конкретного суда.
2.3.1. Общая подсудность допускает предъявление требования к государственному, муниципальному органу или организации, наделенной публичными полномочиями, а также должностным лицам или государственным, муниципальным служащим в суд по адресу соответствующего органа или организации. Процессуальным законодательством также установлены иные правила общей территориальной подсудности.
2.3.2. Альтернативная подсудность предусматривает предъявление требования по выбору административного истца. Например, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов (за исключением постановлений Федеральной службы судебных приставов) может подаваться по месту жительства гражданина — административного истца.
2.3.3. Исключительная подсудность касается предъявления требований в конкретный суд общей юрисдикции соответствующего звена и имеет приоритет над общей и альтернативной подсудностью.
2.3.4. Подсудность связанных между собой административных дел схожа с исключительной: предусматривает предъявление требования в конкретный суд. Однако подсудность по связи административных дел имеет приоритет над всеми видами территориальной подсудности. Например, встречный административный иск предъявляется в суд общей юрисдикции по месту рассмотрения первоначального административного иска.
При этом законодательством могут предусматриваться особенности подсудности по отдельным категориям административных дел.
3. Последствия несоблюдения правил подсудности различаются в зависимости от момента установления: до или после возбуждения производства по административному делу.
Если нарушение правил подсудности установлено до возбуждения судебного процесса, то заявление возвращается административному истцу (взыскателю) на основании определения, которое может быть обжаловано.
Если нарушение правил подсудности установлено после возбуждения судебного процесса, то административное дело передается по подсудности в компетентный суд на основании определения, которое может обжаловано. Административное дело, направленное из одного суда в другой суд, должно быть принято последним к рассмотрению.
4. Алгоритм определения подсудности.
4.1. Установление функциональной подсудности: рассмотрение дела в суде первой инстанции, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции.
4.2. Установление родовой подсудности: мировые судьи, районные суды, областные и приравненные суды, апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, военные суды и Верховный суд Российской Федерации.
4.3. Установление территориальной подсудности:
4.3.1. Проверка наличия/отсутствия оснований подсудности по связи административных дел. Если имеется основание такой подсудности, заявление предъявляется согласно данному правилу.
4.3.2. Проверка наличия/отсутствия оснований исключительной подсудности. Если имеется основание такой подсудности, заявление предъявляется согласно данному правилу.
4.3.3. Проверка наличия/отсутствия оснований альтернативной подсудности. Если основание альтернативной подсудности имеется, заявитель вправе предъявить требование по своему выбору в предусмотренный законом суд.
4.3.4. При отсутствии оснований применения иных видов территориальной подсудности требование предъявляется по правилам общей подсудности.
Внутрисистемная подсудность административных дел и иных дел из публичных отношений позволяет установить,
в каком суде общей юрисдикции будет разрешаться предъявленное административно-правовое требование.
2. Виды внутрисистемной подсудности: функциональная, родовая и территориальная.
2.1. Функциональная подсудность предусматривает инстанцию, в качестве которой действует суд: производство по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции. Например, районные суды выполняют функцию суда первой инстанции, рассматривая административные дела по существу.
2.2. Родовая подсудность относит категорию административного дела к ведению конкретного судебного звена: мировым судьям, районным судам, областным и приравненным судам, апелляционным и кассационным судам общей юрисдикции, военным судам и Верховному суду Российской Федерации. Например, областные и приравненные суды рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
2.3. Территориальная подсудность касается пространственной юрисдикции конкретного суда.
2.3.1. Общая подсудность допускает предъявление требования к государственному, муниципальному органу или организации, наделенной публичными полномочиями, а также должностным лицам или государственным, муниципальным служащим в суд по адресу соответствующего органа или организации. Процессуальным законодательством также установлены иные правила общей территориальной подсудности.
2.3.2. Альтернативная подсудность предусматривает предъявление требования по выбору административного истца. Например, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов (за исключением постановлений Федеральной службы судебных приставов) может подаваться по месту жительства гражданина — административного истца.
2.3.3. Исключительная подсудность касается предъявления требований в конкретный суд общей юрисдикции соответствующего звена и имеет приоритет над общей и альтернативной подсудностью.
2.3.4. Подсудность связанных между собой административных дел схожа с исключительной: предусматривает предъявление требования в конкретный суд. Однако подсудность по связи административных дел имеет приоритет над всеми видами территориальной подсудности. Например, встречный административный иск предъявляется в суд общей юрисдикции по месту рассмотрения первоначального административного иска.
При этом законодательством могут предусматриваться особенности подсудности по отдельным категориям административных дел.
3. Последствия несоблюдения правил подсудности различаются в зависимости от момента установления: до или после возбуждения производства по административному делу.
Если нарушение правил подсудности установлено до возбуждения судебного процесса, то заявление возвращается административному истцу (взыскателю) на основании определения, которое может быть обжаловано.
Если нарушение правил подсудности установлено после возбуждения судебного процесса, то административное дело передается по подсудности в компетентный суд на основании определения, которое может обжаловано. Административное дело, направленное из одного суда в другой суд, должно быть принято последним к рассмотрению.
4. Алгоритм определения подсудности.
4.1. Установление функциональной подсудности: рассмотрение дела в суде первой инстанции, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции.
4.2. Установление родовой подсудности: мировые судьи, районные суды, областные и приравненные суды, апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, военные суды и Верховный суд Российской Федерации.
4.3. Установление территориальной подсудности:
4.3.1. Проверка наличия/отсутствия оснований подсудности по связи административных дел. Если имеется основание такой подсудности, заявление предъявляется согласно данному правилу.
4.3.2. Проверка наличия/отсутствия оснований исключительной подсудности. Если имеется основание такой подсудности, заявление предъявляется согласно данному правилу.
4.3.3. Проверка наличия/отсутствия оснований альтернативной подсудности. Если основание альтернативной подсудности имеется, заявитель вправе предъявить требование по своему выбору в предусмотренный законом суд.
4.3.4. При отсутствии оснований применения иных видов территориальной подсудности требование предъявляется по правилам общей подсудности.