кандидат юридических наук, доцент кафедры информационного права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Обеспечение информационной безопасности детей является одним из важнейших приоритетов нашего государства. Российская Федерация признает детство важным этапом развития человека и исходит из необходимости создания безопасных условий для реализации прав и законных интересов ребенка, защиты детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Правовые механизмы защиты детей в информационном пространстве закреплены в Федеральном законе
от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и в других нормативных правовых актах, а на региональном уровне — в Законе Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ
«О защите прав ребенка».
Федеральный закон № 436-ФЗ разграничил правовые режимы оборота информационной продукции среди детей; закрепил основания и порядок возрастной классификации информационной продукции для детей разного возраста
и требования к распространению информационной продукции с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.
Данным законодательным актом определены виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, запрещенной для распространения среди детей (часть 2 статьи 5), в том числе побуждающей детей
к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью; способной вызвать у детей желание употребить наркотические средства; обосновывающей или оправдывающей допустимость насилия и (или) жестокости; оправдывающей различные формы противоправного поведения в обществе и т. д.; а также информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено (часть 3 статьи 5).
В соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью
и развитию» под информационной безопасностью детей понимается состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Обеспечение информационной безопасности детей путем реализации единой государственной политики в данной сфере на федеральном уровне основывается на конституционных гарантиях прав ребенка и осуществляется
в соответствии с Концепцией информационной безопасности детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2023 № 1105-р, и Стратегией комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 17.05.2023 № 358.
В данных документах стратегического планирования подчеркивается, что современные дети — это первое поколение, чье взросление происходит на фоне стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий. Вместе с тем указанная аудитория является крайне уязвимой с точки зрения информационной безопасности. Нестабильность эмоциональной сферы и низкий уровень критичности восприятия и обработки информационного потока детьми и подростками свидетельствуют о том, что именно они находятся в группе потенциального риска для негативного воздействия и интернет-манипуляций с последующим вовлечением в деструктивную деятельность1.
В связи с этим стратегической целью государственной политики в области информационной безопасности детей является развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия.
В нашем регионе для создания эффективных механизмов защиты детей от дестабилизирующего воздействия информационной продукции и условий информационной среды для их благополучного развития распоряжением Правительства Свердловской области от 11.12.2023 № 921-РП утверждена программа по обеспечению информационной безопасности детей, производству информационной продукции для детей и обороту информационной продукции в Свердловской области на 2024–2027 годы.
Основными целями программы являются:
1) создание на территории Свердловской области безопасной информационной среды для защиты детей от рисков, связанных с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию;
2) обеспечение гармоничного развития молодого поколения при условии минимизации всех негативных факторов, связанных с формированием информационного общества.
Приложением к данной программе является план мероприятий по обеспечению информационной безопасности детей с описанием ожидаемых результатов их реализации, сроков исполнения и ответственных исполнителей.
В числе наиболее значимых мероприятий программы можно выделить следующие:
• выявление и пресечение фактов распространения деструктивной информации, причиняющей вред здоровью
и развитию несовершеннолетних;
• проведение мониторинга сайтов, социальных сетей в сети Интернет по выявлению материалов, признанных запрещенными к распространению;
• предоставление субсидий из областного бюджета на реализацию проектов по профилактике негативных проявлений в молодежной среде, в том числе в сети Интернет;
• перечень мероприятий, связанных с организацией дополнительного профессионального образования педагогических работников по проблемам информационной безопасности, формирования информационной культуры и критического мышления детей, а также с участием педагогических работников в проведении разъяснительных и профилактических мероприятий с детьми и родителями по вопросам информационной безопасности;
• перечень мероприятий по развитию системы информирования родителей и детей о механизмах предупреждения доступа детей к информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, правилах безопасного поведения
в информационном пространстве, а также направленных на повышение правовой культуры и юридической грамотности детей и их родителей;
• организация мероприятий по созданию, мониторингу и продвижению безопасных развивающих и образовательных интернет-ресурсов для детей.
1 Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2023 № 1105-р // СЗ РФ. 08.05.2023, № 19, ст. 3481.
Правовые механизмы защиты детей в информационном пространстве закреплены в Федеральном законе
от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и в других нормативных правовых актах, а на региональном уровне — в Законе Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ
«О защите прав ребенка».
Федеральный закон № 436-ФЗ разграничил правовые режимы оборота информационной продукции среди детей; закрепил основания и порядок возрастной классификации информационной продукции для детей разного возраста
и требования к распространению информационной продукции с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.
Данным законодательным актом определены виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, запрещенной для распространения среди детей (часть 2 статьи 5), в том числе побуждающей детей
к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью; способной вызвать у детей желание употребить наркотические средства; обосновывающей или оправдывающей допустимость насилия и (или) жестокости; оправдывающей различные формы противоправного поведения в обществе и т. д.; а также информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено (часть 3 статьи 5).
В соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью
и развитию» под информационной безопасностью детей понимается состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Обеспечение информационной безопасности детей путем реализации единой государственной политики в данной сфере на федеральном уровне основывается на конституционных гарантиях прав ребенка и осуществляется
в соответствии с Концепцией информационной безопасности детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2023 № 1105-р, и Стратегией комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 17.05.2023 № 358.
В данных документах стратегического планирования подчеркивается, что современные дети — это первое поколение, чье взросление происходит на фоне стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий. Вместе с тем указанная аудитория является крайне уязвимой с точки зрения информационной безопасности. Нестабильность эмоциональной сферы и низкий уровень критичности восприятия и обработки информационного потока детьми и подростками свидетельствуют о том, что именно они находятся в группе потенциального риска для негативного воздействия и интернет-манипуляций с последующим вовлечением в деструктивную деятельность1.
В связи с этим стратегической целью государственной политики в области информационной безопасности детей является развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия.
В нашем регионе для создания эффективных механизмов защиты детей от дестабилизирующего воздействия информационной продукции и условий информационной среды для их благополучного развития распоряжением Правительства Свердловской области от 11.12.2023 № 921-РП утверждена программа по обеспечению информационной безопасности детей, производству информационной продукции для детей и обороту информационной продукции в Свердловской области на 2024–2027 годы.
Основными целями программы являются:
1) создание на территории Свердловской области безопасной информационной среды для защиты детей от рисков, связанных с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию;
2) обеспечение гармоничного развития молодого поколения при условии минимизации всех негативных факторов, связанных с формированием информационного общества.
Приложением к данной программе является план мероприятий по обеспечению информационной безопасности детей с описанием ожидаемых результатов их реализации, сроков исполнения и ответственных исполнителей.
В числе наиболее значимых мероприятий программы можно выделить следующие:
• выявление и пресечение фактов распространения деструктивной информации, причиняющей вред здоровью
и развитию несовершеннолетних;
• проведение мониторинга сайтов, социальных сетей в сети Интернет по выявлению материалов, признанных запрещенными к распространению;
• предоставление субсидий из областного бюджета на реализацию проектов по профилактике негативных проявлений в молодежной среде, в том числе в сети Интернет;
• перечень мероприятий, связанных с организацией дополнительного профессионального образования педагогических работников по проблемам информационной безопасности, формирования информационной культуры и критического мышления детей, а также с участием педагогических работников в проведении разъяснительных и профилактических мероприятий с детьми и родителями по вопросам информационной безопасности;
• перечень мероприятий по развитию системы информирования родителей и детей о механизмах предупреждения доступа детей к информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, правилах безопасного поведения
в информационном пространстве, а также направленных на повышение правовой культуры и юридической грамотности детей и их родителей;
• организация мероприятий по созданию, мониторингу и продвижению безопасных развивающих и образовательных интернет-ресурсов для детей.
1 Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2023 № 1105-р // СЗ РФ. 08.05.2023, № 19, ст. 3481.