кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15), а также в отдельных нормативных правовых актах Российской Федерации устанавливается приоритет международных договоров РФ в случае, когда нормы российского законодательства противоречат их положениям.
Оттолкнемся от определения, закрепленного в Федеральном законе от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»: международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами),
с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее — иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо
от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах,
а также независимо от его конкретного наименования (п. «а» ст. 2). Эта формулировка основана на п «а» ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.
Как видно, международный договор РФ заключается с одним или несколькими государствами, международными организациями и иными образованиями (например, с государствоподобным образованием, таким как Святой Престол (Ватикан)) в письменной форме, может иметь различные наименования (конвенция, пакт, устав, хартия, протокол)
и состоять из одного или нескольких документов, которые взаимосвязаны. Например, деятельность Организации Объединенных Наций регулируется Уставом ООН 1945 года, неотъемлемую часть которого составляет Статут Международного суда.
Важно отметить, что все вопросы, касающиеся международного договора, регулируются нормами международного права: Венской конвенцией о праве международных договоров и самим международным договором (порядок вступления в силу, срок действия, внесение поправок, прекращение действия).
Все сказанное выше относится к любому международному договору, но не каждый из них имеет отношение
к Российской Федерации.
Когда международный договор становится международным договором Российской Федерации?
Происходит это при выполнении двух условий: Россия должна выразить согласие на обязательность международного договора, и он должен вступить в силу.
В статье 11 Венской конвенции закреплены следующие способы выражения согласия на обязательность: подписание, обмен документами, образующими договор, ратификация, принятие, утверждение, присоединение и иной способ,
о котором договорились стороны, то есть перечень открытый. Следует отметить, что ратификация является лишь одним из способов и не придает международному договору особую или высшую юридическую силу по отношению, например, к подписанным или утвержденным. Отличие этого способа от других лишь в том, что в процесс вовлечены органы двух ветвей власти — исполнительная и законодательная, поскольку ратификация происходит в форме принятия федерального закона. Такой закон закрепляет волю нашего государства выполнять положения соответствующего международного договора.
Вступление в силу для каждого международного договора индивидуальное. Например, Конвенция о правах ребенка 1989 года вступила в силу «на тридцатый день после даты сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцатой ратификационной грамоты» (п. 1 ст. 49), Кишиневская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 года «на тридцатый день с даты сдачи на хранение депозитарию третьей ратификационной грамоты» (п. 2 ст. 120). Как только международный договор вступает в силу, он представляется для опубликования в официальных источниках: Собрание законодательства Российской Федерации, Бюллетень международных договоров, в официальных источниках федеральных органов исполнительной власти (в отношении межведомственных международных договоров) и на портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/).
Со вступления в силу Россия становится участником соответствующего международного договора и обязана добросовестно выполнять его положения (принцип pacta sunt servanda).
Именно международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и могут непосредственно применяться на территории нашего государства.
Оттолкнемся от определения, закрепленного в Федеральном законе от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»: международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами),
с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее — иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо
от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах,
а также независимо от его конкретного наименования (п. «а» ст. 2). Эта формулировка основана на п «а» ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.
Как видно, международный договор РФ заключается с одним или несколькими государствами, международными организациями и иными образованиями (например, с государствоподобным образованием, таким как Святой Престол (Ватикан)) в письменной форме, может иметь различные наименования (конвенция, пакт, устав, хартия, протокол)
и состоять из одного или нескольких документов, которые взаимосвязаны. Например, деятельность Организации Объединенных Наций регулируется Уставом ООН 1945 года, неотъемлемую часть которого составляет Статут Международного суда.
Важно отметить, что все вопросы, касающиеся международного договора, регулируются нормами международного права: Венской конвенцией о праве международных договоров и самим международным договором (порядок вступления в силу, срок действия, внесение поправок, прекращение действия).
Все сказанное выше относится к любому международному договору, но не каждый из них имеет отношение
к Российской Федерации.
Когда международный договор становится международным договором Российской Федерации?
Происходит это при выполнении двух условий: Россия должна выразить согласие на обязательность международного договора, и он должен вступить в силу.
В статье 11 Венской конвенции закреплены следующие способы выражения согласия на обязательность: подписание, обмен документами, образующими договор, ратификация, принятие, утверждение, присоединение и иной способ,
о котором договорились стороны, то есть перечень открытый. Следует отметить, что ратификация является лишь одним из способов и не придает международному договору особую или высшую юридическую силу по отношению, например, к подписанным или утвержденным. Отличие этого способа от других лишь в том, что в процесс вовлечены органы двух ветвей власти — исполнительная и законодательная, поскольку ратификация происходит в форме принятия федерального закона. Такой закон закрепляет волю нашего государства выполнять положения соответствующего международного договора.
Вступление в силу для каждого международного договора индивидуальное. Например, Конвенция о правах ребенка 1989 года вступила в силу «на тридцатый день после даты сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцатой ратификационной грамоты» (п. 1 ст. 49), Кишиневская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 года «на тридцатый день с даты сдачи на хранение депозитарию третьей ратификационной грамоты» (п. 2 ст. 120). Как только международный договор вступает в силу, он представляется для опубликования в официальных источниках: Собрание законодательства Российской Федерации, Бюллетень международных договоров, в официальных источниках федеральных органов исполнительной власти (в отношении межведомственных международных договоров) и на портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/).
Со вступления в силу Россия становится участником соответствующего международного договора и обязана добросовестно выполнять его положения (принцип pacta sunt servanda).
Именно международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и могут непосредственно применяться на территории нашего государства.